Методическая разработка РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ХОРЕ


Методическая разработка учителя музыки
Мальцевой Елены Викторовны на тему «Развитие певческих навыков в хоре на начальном этапе обучения»
Введение
Эта методическая работа предназначена для руководителей детских хоровых коллективов, особенно младшего возраста. Рассматриваемые вопросы в данной методической работе могут быть предложены учителям музыки, вокальным педагогам, певцам для обучения самих, так и детей.
Проблемы хороведческой и вокальной работы в детском хоре далеко ещё не изучены и решены. Ведь одна из сложнейших задач, стоящих перед вокальным педагогом, хормейстером научить детей петь, всех без исключения. И это может сделать только тот специалист, который знает специфику детского голоса, вдумчиво и грамотно следит за работой голосового аппарата, не нарушая его природной сущности. Далеко не каждый ребёнок имеет прекрасные слуховые данные и природно-красивый голос. Руководители детских хоровых коллективов в школах, вокально-хоровых студий при дворцах культуры сталкиваются с проблемами – как набрать детей в хор, как начать работать с ними, какой подобрать репертуар, как построить занятие хора, чтобы максимально и эффективно использовать время обучения.
В конечном итоге всё зависит от педагога, его таланта, образованности. Хормейстер должен достаточно владеть голосом и художественным талантом для раскрытия содержания хорового произведения, чтобы в конечном результате такое творчество стало достоянием слушателей.
Основные задачи обучения и воспитания вокально-хоровых навыков. Младший хор
Задачи.
1. Освоение навыков пения сидя и стоя.
2. Овладением дыханием при пении.
3. Работа над естественным, свободным звуком без форсирования.
4. Устойчивое интонирование 1-2 голосных произведений с элементами 3-голосия с сопровождением на усмотрение хормейстера.
5. Развитие навыков a cappella.
6. Подготовка коллектива для концертных выступлений и профессиональных показов (открытые уроки, методические сообщения и т.д.)
Вокальные навыки
1. Певческая установка.
Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя. Постоянное певческое место у каждого поющего.
2. Работа над дыханием. Правильное дыхание при пении.
Спокойный, бесшумный вдох, правильное расходование дыхания на музыкальную фразу (постепенный выдох), смена дыхания между фразами, задержка дыхания, опертый звук, одновременный вдох перед началом пения, пение более длинных фраз без смены дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в подвижном темпе.
Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных).
Цезуры. Знакомство с навыками “цепного дыхания” (пение выдержанного звука в конце произведения. Исполнение продолжительных музыкальных фраз). 3. Работа над звуком.
В меру открытый рост, естественное звукообразование, пение без напряжения, правильное формирование и округление гласных. Твёрдая атака. ровное звуковедение Протяжённость отдельных звуков, пение закрытым ртом, достижение чистого, красивого, выразительного пения. Работа над естественным, свободным звуком без форсирования. Преимущественно мягкая атака звука, Округление гласных.
Пение различными штрихами: legato, staccato, non legato. Изучение различных нюансов, постепенное расширение общего диапазона в пределах: до первой октавы - фа, соль второй октавы.
4. Работа над дикцией.
Активность губ без напряжения лицевых мышц, элементарные приёмы артикуляции. Ясное произношение согласных с опорой на гласные, отнесение согласных к следующему слогу, короткое произношение согласных в конце слова, раздельное произношение одинаковых гласных, встречающихся в конце одного и в начале другого слова. Совершенное произношение текста, выделение логического ударения. Дикционные упражнения.
5. Вокальные упражнения.
Пение несложных вокальных упражнений, помога.ющих укреплению детских голосов, улучшению звукообразования, расширению диапазона и в то же время-наилучшему усвоению репертуара. Например:
- нисходящие трёх-пятиступенные построения, начиная с середины регистра, то же в нисходящем движении, начиная с нижних звуков регистра.
- смена гласных на повторяющемся звуке;
- гамма в нисходящем и восходящем движении (после усвоения её небольших отрезков);
- трезвучие по прямой и ломаной линии вниз и вверх;
- небольшие мелодические обороты (отрывки песен, подсознательное усвоение интонирования тона и полутона, перехода неустойчивых звуков в устойчивые попевки).
Перечисленные упражнения и другие (по усмотрению хормейстера) необходимо петь как в пределах тональности, так и меняя тональность, в хроматическом порядке.
6. Упражнения на развитие ладового чувства.
- пение отдельных ступеней, интервалов, трезвучий, звукорядов и гамм.
- мелодические и гармонические секвенции из интервалов.
- сознательное усвоение интонирования тона и полутона, перехода неустойчивых звуков в устойчивые.
Большое значение для успешной работы с маленькими хористами является анализ музыкального произведения. Это общая характеристика содержания произведения. Разбор текста и музыки в доступной учащимся форме: сопоставление музыкальных фраз по направлению мелодии и её строению. Анализ средств выразительности: темп, размер, характерность ритма, динамические оттенки.
Начальный период работы хора
Во время отбора детей в хор, руководителю необходимо обратить особое внимание на физиологические особенности голосов, зафиксировать себе регистровые характеристики, т. е. звучание голосов в различных диапазонах. На первой репетиции хормейстер должен решить все организационные вопросы, познакомить детей с условиями учёбы, правилами поведения на репетициях, распевками и репертуаром хора на данном этапе работы.
Не менее важным вопросом в работе хормейстера является подбор репертуара. Перед руководителем стоит главная задача- научить детей петь, и для этого он должен найти средства, посильные для выполнения, полезные для развития голоса и слуха, а также способствующие воспитанию и развитию музыкального вкуса.
Правильный подбор репертуара - важное условие для успешной деятельности хора. Репертуар должен быть художественно ценным, разнообразным и интересным, полезным в педагогическом отношении, т. е.
способствующим художественному росту хора, развивающим и обогащающим мир музыкальных представлений детей. В репертуаре детского хора должен соблюдаться баланс между количеством простых и сложных произведений. В настоящее время нас окружает развлекательная музыка, которую в изобилии предоставляют современные СМИ. Она не способствует тому, чтобы под ее звучание дети вспоминали полезные исполнительские навыки, приобретенные на школьных уроках: умение старательно и чисто вокализировать, распевая гласные звуки, вдумываясь в содержание песни и т.д.
     Хоровое пение является той формой активной музыкальной деятельности, которая доступна для школы и в то же время необычайно эффективна, как путь музыкального обучения и воспитания в их единстве. Я, как педагог, отчетливо понимаю возможности хорового пения и его особенности  в формировании интереса к предмету  и делаю его тем центром, вокруг которого строю все содержание урока, связывая в единый комплекс:
1.разучивание песни
2.музыкальную грамоту
3.слушание музыки
     Музыкальное хоровое исполнительство, которое принято называть хоровым пением, обычно является одним из наиболее любимых занятий школьников на уроке музыки. В этом приходилось не раз убеждаться при индивидуальных опросах ребят, когда на вопрос: « Почему ты любишь урок музыки?», дети чаще всего отвечали: «Потому, что мы там поем песни».
     Для меня  одной из задач вокально-хоровой работы является формирование вокальных навыков у детей, основными из которых следует считать навыки правильного певческого дыхания, звукообразования и артикуляции в соответствии с деятельностью трех составляющих голосообразующего комплекса: дыхательного аппарата, гортани, артикуляционного аппарата.
    Обучение пению - это не только приобретение определенных навыков. Являясь эффективным средством развития музыкальных способностей ребенка, пение в хоре несет в себе и колоссальный воспитательный потенциал. Оно способствует воспитанию чувства единства, сплоченности коллектива, личной ответственности за общий результат. Поэтому не вызывает сомнений, что хоровая работа должна занимать значительное место на уроке музыки в общеобразовательной школе.
    На хоровых занятиях дети учатся:
- петь песни разного эмоционального содержания;
- проникаться настроением песни и передавать его в своем исполнении;
- петь двухголосные песни;
- соблюдать правила пения;
- понимать основные дирижерские жесты: «вступление», «дыхание», «начало», и «окончание» звучания (пения).     У школьников 7- 8 лет неразвитым остается вокальный певческий диапазон (всего 3- 4 звука), вследствие чего я выстраиваю музыкальные упражнения и подбираю репертуар сообразно этому качеству. Например, после разучивания куплета новой песни лишь два- три школьника бывают в состоянии повторить слова и мелодию на следующем уроке. Только при регулярной ежедневной работе у детей постепенно начинают формироваться необходимые навыки.
    Перед началом вокального занятия я всегда напоминаю ребятам о правилах певческой посадки. Плакат со следующим текстом висит, как наглядное пособие.
 
 
Правила певческой посадки
 
Во время пения спину надо держать прямо.
Следи, чтобы твои плечи были развернуты, а подбородок приподнят.
Руки положи перед собой на стол или на колени.
Внимательно следи за указаниями учителя.
Дыхание надо брать ртом.
Не смотри по сторонам, смотреть надо только на учителя.
Учащиеся младшего хора должны освоить три важных вокально-хоровых навыка:певческое дыхание, дикция и интонация. Данная цепочка является основным звеном в работе с хором на начальном этапе. А теперь рассмотрим каждую субстанцию данной цепочки.
Певческое дыхание
На первом этапе работы с хором нередко выполняются дыхательные упражнения вне пения. Существуют различные точки зрения на целесообразность использования этих упражнений. Большинство педагогов всё же считают их необходимыми. С этой целью используются различные комплексы дыхательной гимнастики.
Упражнение первое.
Короткий вдох через нос по руке дирижёра и длинный замедленный выдох со счётом. При каждом повторении упражнения выдох удлиняется благодаря увеличению ряда цифр и постепенному замедлению темпа.
Упражнение второе.
Короткий вдох через нос при выдвижении стенки живота вперёд, активизации мышц спины в районе пояса и небольшом раздвижении нижних рёбер с фиксацией на этом внимания хористов. Каждый ученик контролирует свои движения, положив ладони рук на косые мышцы живота. Выдох по возможности длинный и равномерный со счётом. При повторении упражнения выдох удлиняется.
Упражнение третье.
Короткий вдох через нос, задержка дыхания и медленный выдох со счётом, но теперь ученикам впервые предлагается сохранить положение вдоха на протяжении всего выдоха. Для этого необходимо научиться упираться диафрагмой изнутри в стенки туловища по всей его окружности, как бы стараясь сделаться толще в районе пояса.
Упражнение четвёртое.
Короткий и глубокий вдох через нос при выдвижении вперёд стенки живота, задержка дыхания, по руке дирижёра мягко воспроизвести закрытым ртом звук заданной высоты в середине диапазона и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Время звучания потом постепенно увеличивается. При этом необходим постоянный самоконтроль учеников за сохранением положения вдоха во время пения. Если мы работаем над песней - то выпрямленный корпус поможет нам правильно брать дыхание. А что будет, если певец вдруг опустит голову или прижмет руки к корпусу? Его дыхание сразу окажется затрудненным, зажатым. Кроме того, правильная певческая посадка помогает нам выглядеть красиво. Представьте себе, что мы исполняем свои песни во время концерта. Ведь с согнутой спиной певец всегда будет выглядеть некрасиво.
     Для того, чтобы приучить детей к правильной посадке во время исполнения, в течение урока мне несколько раз приходится напоминать о том, как надо сидеть или стоять.
     Развитию певческих навыков способствуют  правила правильного дыхания.
     Сначала я прошу детей сделать по моей команде- взмаху рукой - вдох. При этом объясняю, что звук не прозвучит, если перед тем, как его спеть, не взять дыхание.
     Первые попытки взятия дыхания повторялись несколько раз. Как учитель я контролирую:
- во- первых, синхронность выполнения моей команды;
- во- вторых, чтобы во время дыхания у ребят не поднимались плечи; таким образом дети приобретают навык дыхания диафрагмой, что является необходимым при певческом звукоизвлечении. Непосредственно вокально-хоровая работа начинается не с разучивания песен, а с более кропотливого момента- выстраивания унисона на простейших распеваниях.
      Я рассказываю ребятам о важной цели распеваний (в нынешней системе школьного обучения их принято называть попевками), о том, что они нужны для того, чтобы «разогреть горлышко», чтобы перед пением « горло сделало зарядку».
     Переход к работе над конкретной песней происходит лишь после неоднократного повтора ряда распеваний, как разученных на прежних уроках, так и новых. Только так голосовой аппарат школьников оказывается подготовленным к более сильным нагрузкам на него. Обычно в течение учебного года с детьми изучается не меньше десятка различных распеваний.
    Изучение распеваний я выстраиваю следующим образом: диапазон распеваний увеличивается от примы до квинты и сексты, а если возможно, то и до октавы. Дети на упражнениях овладевают умением максимально чисто, свободно и в нужной динамике повторять заданные мною звуки- с помощью инструмента и в звучании а капелла (то есть без сопровождения).
     Сначала я обращаюсь к классу с просьбой повторить один звук, продемонстрированный мною и взятый в диапазоне, например, ми бемоль. Вслед за этим идет показ звука и знакомство с « командой»- дирижерским взмахом.
      Для того, чтобы распевания не показались детям слишком утомительными, я стараюсь разнообразить этот вид работы, предлагая исполнение упражнений в разных вариантах.
   Прием «Эхо».
   Сначала весь класс поет распевание громким звуком, а затем повторяет его в тихой динамике. Таким образом, поется ряд одинаковых распеваний с движением по хроматической гамме.
   Прием «Перекличка».
   Класс делится на две группы. Сначала распевание поет одна группа, затем его же повторяет вторая.
   Прием « Соревнование».
   Группы класса поочередно исполняют попевку. Дети дают оценку: кто точнее спел.
   Так же я использую игровые приемы во время распевания. Например, прием « Пение про себя», когда по моему знаку часть попевки исполняется как обычно, а часть - «молча», пропеваясь только внутренним слухом.
Андрей- воробей. Не гоняй голубей. ( Вслух.)
Гоняй галочек из-под палочек. ( Про себя).
Уж как шла лиса по травке. ( Вслух.)
Нашла азбуку в канавке. ( Про себя.)
Она села на пенек (вслух).
И читала (про себя)
весь денек. ( Вслух.)
   Распевания можно исполнять как на различные открытые слоги - «ле», «ля», «ма», «ми» и т. д., так и со словами. Роль распевания с текстом успешно выполняют  потешки и попевки. Они обычно не велики по объему, имеют забавное содержание, легко запоминаются и затем воспроизводятся школьниками.
    Приведу перечень народных потешек и несложных песен, мелодии которых построены в диапазонах на разных певческих интервалах.
Прима- « Андрей - воробей», «Дон- дон», « Сорока- сорока».
Секунда- « Уж как шла лиса по травке».
Терция - « Ходит зайка по саду».
Кварта- « Скок- скок- поскок».
Квинта - « Во поле береза стояла» (первая фраза).
   Кроме того, в моей практике используется ряд популярных  распеваний: «Родина моя» (нисходящий мажорный звукоряд в объеме квинты), « Утром я встаю, песенку пою» (мажорный звукоряд в объеме квинты сначала вверх, затем вниз), «Милая мама».
   Таким образом, используя различные виды распеваний, я готовлю детей к разучиванию и исполнению более сложных музыкальных произведений и песен.
      После распевания я перехожу к следующему виду музыкальной деятельности- разучиванию и исполнению песни.
    Методика разучивания песни состоит из четырех этапов - слушания песни, ее разбора с детьми, разучивания слов и мелодии, художественной отработки звучания каждого из ее куплетов.
    При знакомстве с песней я сообщаю детям, кто ее авторы - поэт и композитор, и спрашиваю, знакомы ли ребятам какие- либо произведения этих авторов. Затем ребята слушают песню целиком, определяют ее содержание и характер. После обсуждения переходим к разучиванию. Обычно на уроке я разучиваю песни покуплетно, в течение ряда занятий. Использую не только программный материал, но и предлагаю свои песни.
Развитие дикции
Хоровая дикция имеет свои специфические особенности.
Во-первых, она певческая, вокальная, что отличает её от речи, Во-вторых, она коллективная. Нужно не только научить чётко произносить согласные, но и правильно формировать и произносить гласные (в частности, обучить их приёму редуцирования гласных). Редукция- ослабление артикуляции звука; редуцированный гласный – ослабленный, неясно произносимый.
Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности хора и достижения хорошего унисона.
Гласных в русском языке десять, шесть из них простые – и. э. а, о, у, ы, четыре сложные – я, ё, ю, е (йотированные) При пении сложных гласных первый звук – й произносится очень коротко, следующий за ним простой гласный тянется долго. Произношение звуков:
Ё – округло, с добавлением О.
А – округлённо, с добавлением О.
И – как французкое U.
Е – как Э, собранно.
О – не узко, округлённо, широко, У – полётно.
Поём А – думаем об О, и наоборот.
Поём И – думаем об Ю, У, и наоборот.
Поём Е – думаем об Э, и наоборот.
Поём Ё – думаем об О, и наоборот
“Я на солнышке лежу и на солнышко гляжу”. Гласная “я”, переходящая в “е”, оправдывает себя при коротком произношении в быстром пропевании. Гласные произносятся чисто главным образом в ударном положении и на долгих звуках. Гласные – это те звуки, на которых раскрываются певческие возможности голоса.
Если в слове или на стыке слов две гласные стоят рядом, то в пении их нельзя сливать – вторую гласную нужно спеть на новой атаке, как бы произнести вновь, например: но остался; ни огня; попадаются одне.
“Й” - относится к согласным и с ними объединяется. Например: “Да-лё-ки-ймо-йдру-гтво-йра-до-стны-йсвет”.
В отличии от гласных, которые поются максимально протяжно, согласные должны произноситься в самый последний момент. Согласная, завершающая слог, присоединяется к следующему слогу, а заканчивающая слово при
тесном стыке слов, - к следующему слову. Это правило относится в первую очередь к произведениям, исполняемым легато; при стаккато согласные не переносятся.
Согласные в пении произносятся на высоте гласных, к которым они примыкают. Невыполнение этого правила ведёт в хоровой практике к так называемым “подъездам”, а иногда и к нечистому интонированию. В целях лучшего донесения до слушателей поэтического текста и достижения большей художественной выразительности пения иногда полезно использовать несколько подчёркнутую артикуляцию согласных.
Основные правила цепного дыхания
Не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом.
Не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а по возможности, внутри длинных нот.
Дыхание брать незаметно и быстро.
Вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно, т.е. без “подъезда”, и в соответствии с нюансом данного места партитуры.
Чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.
Только при соблюдении этих правил каждым певцом можно добиться ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания хора.
Для выработки навыка цепного дыхания, прежде всего нужно научиться быстро и незаметно менять дыхание внутри длинных нот. С этой целью можно рекомендовать петь упражнение, построенное на нисходящей или восходящей гамме с большими длительностями, без пауз и цезур.
Звуковысотное интонирование
Проблема интонирования в хоре, который является инструментом с нефиксированной высотой звуков, всегда была одной из самых острых и болезненных. Хоровой строй невозможен без чистого унисона, который возникает благодаря осознанному интонированию музыкальных звуков голосом. Голосовой аппарат и ухо – это две неразделимые части единой системы звуковой передачи. Слух является органом чувств, который доводит до мозга звуковые явления, происходящие в окружающей организм среде. Голосовой аппарат может выразить только то, что вошло в мозг через слух или что возникло в мозгу на основе этих слуховых впечатлений. Немаловажную роль в интонации играет внимание ребёнка. При внимании любая работа спорится: движения точны, аккуратны, в них нет ничего лишнего, мысли ясны, мозг хорошо анализирует, всё хорошо запоминается. “Лучше петь двадцать минут внимательно, чем два часа невнимательно” - говорила известная певица и педагог Полина Виардо. Ещё замечательный русский педагог Ушинский сказал, что педагогика – это наука о
заинтересовывании. Сделав занятие интересным, мы тем самым привлекаем к нему внимание ученика, а всё, к чему мы относимся со вниманием, хорошо усваивается.
В литературе по хороведению хоровой строй обычно разделяют на два вида: мелодический и гармонический. На начальном этапе обучения детей пению хормейстер ведёт работу над медодическим строем, который представляет совокупность интонирования ступеней лада и мелодических интервалов. В кратком изложении они выглядят так.
В мажорном ладу I ступень интонируется устойчиво. II ступень в восходящем секундном движении следует интонировать высоко. А в нисходящем – низко. III ступень интонируется всегда высоко, вне зависимости от интервала, какой она образует с предыдущим звуком, поскольку является терцией тонического трезвучия. IV ступень при движении вверх требует некоторого повышения, а при движении вниз – понижения. V ступень интонируется устойчиво, с некоторой тенденцией к повышению, так как является квинтой лада и тонического трезвучия. VI ступень в восходящем секундном движении (т. е. от пятой ступени) нужно интонировать высоко. а в нисходящем – (от седьмой ступени) – низко. VII ступень, как вводный тон, интонируется весьма высоко. VI ступень гармонического мажора, будучи пониженной по отношению к той же ступени натурального мажора, должна интонироваться с тенденцией к понижению
В минорном ладу I ступень, хотя она и является основным звуком тоники, следует интонировать высоко. III ступень – низко. IV ступень при движении к ней с низу (от третьей ступени) интонируется высоко, а при движении сверху (от пятой ступени) – низко. V ступень являющуюся третьей ступенью параллельного мажора, нужно интонировать высоко. VI ступень мелодического – высоко. VII ступень натурального минора следует интонировать низко, а ту же ступень мелодического и гармонического минора – высоко.
Заключение
Хоровое пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, а в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философии всех времён и стран.
В условиях музыкального образования и воспитания хоровое пение выполняет несколько функций:
Во-первых, разучивая и исполняя произведения хорового репертуара, учащиеся знакомятся с разноплановыми сочинениями, получают представления о музыкальных жанрах, приёмах развития, соотношении музыки и слова в вокальных произведениях, осваивают некоторые черты народного фольклора и музыкальный язык произведений профессиональных композиторов.
Хоровое пение расширяет кругозор учащихся, формирует положительное отношение детей к музыкальному искусству, стимулирует развитие интереса к музыкальным занятиям.
Во-вторых, хоровое пение решает задачи развития слуха и голоса учащихся, формирует определённый объём певческих умений, навыков, необходимых для выразительного, эмоционального и осмысленного исполнения.
В-третьих, являясь одним из самых доступных видов исполнительской деятельности детей, хоровое пение развивает общеучебные навыки и умения, необходимые для успешного обучения вообще: память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни, аналитические умения, умения и навыки коллективной деятельности и др.
В-четвёртых, содержание певческого репертуара нацелено на развитие у ребёнка позитивного отношения к окружающему миру через постижение им эмоционально-нравственного смысла каждого музыкального произведения, через формирование личностной оценки исполняемой музыки.
За время обучения учащиеся овладевают вокально-хоровыми навыками, осваивают хоровой репертуар различных стилей и эпох, учатся концентрировать внимание на качестве певческого звучания, приобретают опыт хорового пения, концертных выступлений.
Цель занятий хором – привить детям любовь к музыке, хоровому пению, формировать навыки коллективного музицирования. Необходимо научить детей правильному пению и приобщить их к прекрасному миру вокально – хоровой классики, народной музыки, современному композиторскому творчеству.
Создание в хоровом коллективе атмосферы творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела способствуют формированию личности ребёнка, помогают ему поверить в свои силы и содействуют раскрытию творческого потенциал.
Используемая литература
1. Ю.Б. Алиев. “Пение на уроках музыки. Конспекты уроков. Репертуар. Методика”.
2. Г.П. Стулова. “Теория и практика работы с детским хором”.
3. Н.Б. Гонтаренко. “Сольное пение”. Секреты вокального мастерства.
4. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. “Воспитание музыкой”.
5. В.А. Самарин. “Хороведение и хоровая аранжировка”.
6. В.В. Крюкова. “Музыкальная педагогика”.
7. К.Ф. Никольская-Береговская. “Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века”.
8. К. Плужников. “Механика пения”.