Роль имен прилагательных в тексте.


«Утверждаю»
Директор ОСШ №133
г. Жезказган__________ Мукашева А. Т
«____» ______ 2016 г.
Краткосрочный план Четверть: 3 Время: 22. 02. 2016 г
Урок – Русский язык. Класс: 2 «Б» Аудитория: 13
Учитель: Убитаева М. А
Тема: Роль имён прилагательных в тексте.
Цель: выявление роли имени прилагательного в русском языке, использование в речи.
Задачи:
1.Сформировать навык правописания родовых окончаний имён прилагательных;
2.Развитие умения находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет. Обобщать, делать выводы, развивать связную речь, память, орфографическую зоркость.
3. Воспитывать усидчивость, аккуратность, бережное отношение к природе, стремление к ЗОЖ.
№ Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Оценивание Ресурсы.
1 Вызов.
1.Актуализация имеющихся знаний.
Психологи
ческий настрой. - Ребята, повернитесь к гостям и поздоровайтесь.
- Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас и наших гостей своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.
- Прежде чем начать работу, мне бы хотелось, чтобы вы определили свое настроение.
- Настроение замечательное, настрой рабочий.
- Давайте покажем гостям, какие вы умные, трудолюбивые дети, как вы умеете работать на уроках и при этом беречь своё здоровье. Учащиеся получают положительный настрой.
Учащиеся поднимают солнышки. Похвала. Солныш-
ки.
2. Деление на группы. - В классе везде есть слова, возьмите по одному слову. 1 группа – имена существительные, 2 группа – имена прилагательные. ( Арбуз, город, малина, мороз, сахар, север, арбузный, городской, малиновый, морозный, сахарный, северный)Учащиеся берут карточки со словом и делятся на две группы. Карточки со словами.
3.Пробуждение интереса к получению новой информации.
Минутка чистописа-
ния. На доске: В здоровом теле – здоровый дух.
- Как понимаете пословицу?
- Будем писать буквы, которые в именах прилагательных обозначают непарные звонкие согласные звуки. Учащиеся отвечают на вопрос.
Пишут буквы
Рр Мм й Похвала.
Молодцы. Интерактивная доска.
4.Словарная работа. -Прежде, чем продолжим работу, разомнем пальчики. Пальцы рук связаны с головным мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга.
- Я называю имена существительные. Вам нужно образовать от них однокоренные слова, обозначающие признак предмета. В именах существительных подчеркните орфограммы.
Арбуз –
Город –
Малина –
Мороз –
Сахар –
Север –
-Читаем, что написали. К какой части речи относятся эти слова? Делают массаж пальцам.
Записывают слова в тетрадях:
Арбузный, городской, малиновый, морозный, сахарный, северный. Апплодис-
менты. 5.Постановка цели. - Так какая будет тема нашего урока? Цель урока?
Сегодня мы закрепим знания об имени прилагательном. - Имя прилагательное. 2 Осмысление.
(реализация)
Приём «Горячий стул» Из 1 группы выходит один ученик и садится на стул. Ему задают вопросы ученики 2 группы. Потом наоборот.
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи. Имена прилагательные изменяются по числам. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. В предложении является второстепенным членом.
Учащиеся одной группы задают вопросы ученику второй группы. Жест «Большой палец руки» Игра - Я буду называть имена прилагательные. Если оно будет в единственном числе – вы приседаете, если во множественном – поднимаетесь на носочки.Большой, трудолюбивая, сильная, честные, красивые, хорошее, умный, дружные, маленький, вежливые.
Учащиеся выполняют движения. Аппло-дисмен-ты. Физминутка для глаз. - Мы писали, мы писали,
Наши глазки так устали.
Вместе сделаем зарядку –
Будет все у нас в порядке. Учащиеся выполняют упражнения для глаз. Молод-цы. Музыкальная физминутка.
Рассказ о витаминах. - Какое сейчас время года? Что происходит в природе?
Укрепление здоровья весной.
- Витамин А содержится в молоке, яйцах, горохе, сливочном масле. Особенно много его в моркови. Витамин А очень важен для зрения.
- Витамин В содержится в зернах, ржаном хлебе, орехах, мясе, картофеле, фасоли, бобах, горохе. Он необходим для хорошей работы сердца.
- Витамин С содержится в лимонах, апельсинах, сладком перце, клюкве, капусте, луке. Витамин С помогает бороться с простудными заболеваниями.
- Витамин Д содержится в рыбьем жире, яйцах, молоке, сливочном масле. Он необходим для роста организма, развития костей и зубов.
- Кушай овощи и фрукты, Рыбу, молокопродукты
Вот полезная еда, Витаминами полна! Учащиеся отвечают на вопросы. Делают вывод.
Картинки овощей и фруктов
Групповая работа с текстом.
Приём «Карусель» - Чего в нем не хватает?
- Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные.
Прошли (холодные, зимние) дни. Наступила (долгожданная) весна. (Яркие, теплые) лучи солнца ласкают землю. По небу плывут (пушистые, белоснежные) облака. По дорожкам и тропинкам побежали (быстрые) ручейки. Из земли показалась (первая, зелёная) травка. Потянулись с юга (перелётные) птицы. Все рады весне!
-Разберите по членам предложения.
1гр – первое предложение.
2 гр – второе предложение. Прилагательных.
У учащихся на парте текст и карточки с прилагательными. Проверяют друг у друга работы. Взаимооценивание.
Взаимопроверка. Карточки с текстами.
3 Презентация работ. - Нужно ли использовать в речи прилагательные? Для чего?
- Прилагательные помогают нам описывать предмет, в данном случае весну, украшают речь, делают текст более точным, интересным, ярким, красочным. Отвечают спикеры групп. Взаимооценивание. Музыкальная физминутка. - Выполняем движения. Получают заряд бодрости. Задание для групп. - Значит, имя прилагательное – уточняет, украшает нашу речь.
Послушайте стихотворение и скажите, сколько прилагательных в нем.
- Море бывает печальным, весёлым и грустным.
Задумчивым, даже смешным, синим, оранжевым, красным,
Бордовым, бирюзовым и голубым.
В штиль – оно тихое – море, в бурю бушует и даже рычит,
Белое море, холодное море, но и оно в себе тайны хранит.
- Сколько встретили прилагательных? (14) Учащиеся считают прилагательные и отвечает один ученик. Работа с учебником. Упражнение 507 на странице 179.
- Прочитайте текст. Запишите его, вставляя пропущенные буквы. Найдите и подчеркните имена прилагательные. Определите их род и число.
Пришел в..сенний месяц март. Чистое небо без …блаков. Светит яркое солнце. Вот – вот зажурчат в..сёлые руч..и. У порга ст..ит настоящая в..сна. Учащиеся выполняют упражнение в тетрадях. Взаимопроверка.
Взаимооценивание. Учебник, тетради.
Задание для групп. - В каждой строчке исключите лишнее слово, подчеркните его. Ответ обоснуйте.
Волевой, вечерняя, правдивый, солнечный.
Волнистое, большая, горластое, колючее.
Смешной, смолистая, журавлиная, ветвистая.
Домашние, весенние, лесной, глазастые.
Разбор по составу слов, которые исключили. Учащиеся обсуждают в группе, отвечает спикер группы. Взаимопроверка.
Взаимооценивание. Карточки с заданиями.
3 Рефлексия.
Приём Эссе. - С приходом весны, все готовятся к весеннему празднику 8 марта. Вы, а также другие дети готовят своими руками подарки мамам. Хотят их обрадовать, развеселить. Напишите, какая ваша мама, вставьте слова.
Мамочка (какая?) _________;
Мамочка ты (какая?) ___________________!
Поздравляю, мамочка,
С праздником тебя!Мамочка (какая?) _____________.
Мамочка (какая?) ___________________.
(какая?) ___________________,
(какая?) ______________ моя! Учащиеся вставляют слова: любимая, милая, красивая, ласковая, нежная, добрая. Молодцы! Итог урока.
Игра «Да – нет» - Наш урок подходит к концу. Предлагаю игру «Да – нет»
1.Имя прилагательное – это часть речи?
2.Имя прилагательное отвечает на вопросы: кто? Что?
3.Имя прилагательное обозначает предмет?
4.Имя прилагательное обозначает признак предмета?
5.Имя прилагательное изменяется по числам, по родам?
6.В предложении имя прилагательное бывает сказуемым?
7.В предложении имя прилагательное бывает определением?
8. Вам понравился урок?
На стикерах напишите об этом и поставьте себе оценку.
- Ваше настроение в конце урока? Учащиеся отвечают хором.
На стикерах пишут, что урок им понравился и ставят себе оценку.
Показывают смайлики. Самооценивание.
Суммативное оценивание. Стикеры.
Смайлики.
Арбуз город малина мороз сахар север арбузный городской малиновый морозный сахарный северный
Прошли холодные, зимние дни. Наступила долгожданная весна. Яркие, теплые лучи солнца ласкают землю. По небу плывут пушистые, белоснежные облака. По дорожкам и тропинкам побежали быстрые ручейки. Из земли показалась первая, зелёная травка. Потянулись с юга перелётные птицы. Все рады весне!
Прошли _________, ____________ дни. Наступила ______________ весна. _____________, ___________ лучи солнца ласкают землю. По небу плывут _____________, ____________ облака. По дорожкам и тропинкам побежали ______________ ручейки. Из земли показалась _______________, _______________ травка. Потянулись с юга ________________ птицы. Все рады весне!
Холодные, зимние, долгожданная, яркие, теплые, пушистые, белоснежные, быстрые, первая, зелёная, перелётныеХолодные, зимние, долгожданная, яркие, теплые, пушистые, белоснежные, быстрые, первая, зелёная, перелётныеВолевой, вечерняя, правдивый, солнечный.
Волнистое, большая, горластое, колючее.
Смешной, смолистая, журавлиная, ветвистая.
Домашние, весенние, лесной, глазастые.
Волевой, вечерняя, правдивый, солнечный.
Волнистое, большая, горластое, колючее.
Смешной, смолистая, журавлиная, ветвистая.
Домашние, весенние, лесной, глазастые.
Мамочка (какая?) _________;
Мамочка ты (какая?) ___________________!
Поздравляю, мамочка,
С праздником тебя!Мамочка (какая?) _____________.
Мамочка (какая?) ___________________.
(какая?) ___________________,
(какая?) ______________ моя!