Роль литературы в духовно-нравственном воспитании студентов профессионального училища, проживающих в общежитии


Роль литературы в духовно-нравственном воспитании студентов
профессионального училища, проживающих в общежитии.
Я был вскормлен законами,
и это дало мне представление
о темной стороне человечества.
Тогда я стал читать поэзию,
чтобы сгладить это впечатление и
ознакомиться с его светлой стороной.
Т.ДжефферсонАннотация: В данной статье рассказывается о роли литературы в духовно-нравственном воспитании студентов, проживающих в общежитии. Описывается опыт работы воспитателей общежития по формированию духовно-нравственных качеств у студентов средствами литературы. Рассматриваются формы работы, которые наиболее популярны и востребованы в условиях общежития.
Проблема духовно-нравственного воспитания молодёжи сегодня достаточно актуальна и заслуживает пристального внимания. В современном мире на молодого человека обрушивается поток самой разнообразной информации как позитивного, так и негативного характера, которая является источником сильного воздействия на ещё формирующуюся сферу нравственности.
Одним из важнейших источников духовного и нравственного воспитания является литература, а особенно русская литература, которая всегда была нравственной. Когда мы говорим о духовном воспитании молодого поколения, то имеем в виду, прежде всего, воспитание внутреннего мира и отношение человека к тому, что его окружает. В классической литературе любая тема может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного воспитания.
К сожалению, современное молодое поколение очень мало читает. Интернет и телевидение заменили им книги, отсюда плохо развитая речь, неумение чётко сформулировать свои мысли, неграмотность. Но в то же время, в нашей стране выпускается достаточно большое количество самой разнообразной печатной продукции. А что сегодня читают подростки? Чаще всего это лёгкая литература, которая не требует сосредоточенности, анализа, а классическая литература, которая как раз и является источником нравственности, ушла на второй план.
В последнее время в нашей стране очень сильно изменились социальные отношения. Те жизненные идеалы, на которых воспитывалось старшее поколение, обесценились, образовалась идеологическая пустота. Молодое поколение перестало размышлять о цели и смысле жизни, предпочитая говорить о материальных ценностях.
Проводя опрос среди студентов, проживающих в общежитии, по выявлению сферы интересов было отмечено, что чтение значимо лишь для 15% студентов. Силами воспитателей и студентов в общежитии была создана библиотека, которой пользуются все желающие. Книги подбирали таким образом, чтобы учесть пожелания большей части студентов. С этой целью воспитателями общежития ежегодно проводится мониторинг литературных предпочтений студентов с учётом вновь поступивших. Результаты исследования показали, что студенты нашего общежития в основном отдают предпочтение следующей литературе: детективы – 6 %, лёгкие женские романы -15%, готика и мистика - 3 %, классическая литература 4,5%.
Для развития интереса к классической литературе воспитатели чаще стали применять такую форму работы, как литературный вечер. В течение учебного года удаётся провести 2-3 литературных вечера. Обычно, это вечера посвященные юбилеям поэтов или писателей: «Моим стихам настанет свой черёд…» (к 120-летию М.И.Цветаевой), «Возьмёмся за руки, друзья» (к 90-летию Б.Окуджавы), «Я не люблю …» ( к 70-летию В.Высоцкого), «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (к 120-летию С.А.Есенина), «Посвящено матери» (к Дню матери). Но бывают вечера, которые устраиваются безотносительно к какому-либо юбилею. Большой интерес у студентов вызывают вечера поэзии, на которых студенты читают не только любимые произведения известных авторов, но и стихи собственного сочинения.
При подготовке вечеров воспитатели стараются выйти за рамки учебной программы, что позволяет не просто углубить знания и расширить знакомство с жизнью и творчеством писателя, а создаёт эмоционально окрашенное представление о личности писателя и о его творчестве: через инсценировку отрывков художественных произведений или сцен пьес, выразительное чтение стихотворений. Важную роль в проведении вечера играет музыка. Она позволяет познакомиться с романсами и песнями на слова поэта, которому посвящён литературный вечер, используя записи известных исполнителей и подготовку музыкальных номеров участниками вечера. Правильно подобранный музыкальный фон позволяет создать эмоциональное настроение у всех участников литературного вечера.
Помимо литературных вечеров используются и другие формы работы: оформление стендов к юбилейным датам писателей («Знание бесконечно, жизнь коротка» - к 110-летию А.М.Топанова), викторины (по жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова, С.А.Есенина, М.И.Цветаевой и др.), конкурс стихотворений собственного сочинения. Чтобы привить интерес к изучению творчества писателей систематически организуется выход в театр на просмотр спектаклей: «Энергичные люди» (по пьесе В.Шукшина), «Чайка» (А.П.Чехов), «Хан Мирген» (В.Шулбаева) и др. Регулярно посещаем виртуальные выставки на сайте Абаканской централизованной библиотечной системы: «Книги – юбиляры 2013 года», «Новинки краеведческой литературы», «Книги и писатели-юбиляры 2014», «Помним! Преклоняемся!».
С неподдельным интересом студенты познают литературное творчество, посещая литературно-музыкальные гостиные, участвуя в литературных конкурсах, викторинах в рамках проведения городской акции «Ночь в музее». Помимо любимых детьми и взрослыми мастер-классов ("Герои русских сказок на ладошке", "Объемная открытка", "Живая глина" и др.), популярностью пользовалась и экскурсия по экспозиции "Древняя история Хакасии", площадка «Библиотека – навигаторы во времени и пространстве».
Данные формы работы способствуют формированию у студентов духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных человеческих ценностей, реализации творческого потенциала, укреплению основ морали и нравственности, способности воспринимать и понимать окружающий мир во всех его проявлениях. Работа по духовно-нравственному воспитанию строится в системе, основываясь на принципах тесного сотрудничества и взаимодействия.
Очень хорошо развивают самостоятельность суждений литературные дискуcсии, но к сожалению, в общежитии эта форма работы не прижилась ввиду того, что контингент обучающихся слабо читающий.
Хотя современная молодёжь не утруждает себя чтением, ей не хватает духовной пищи. Это видно из бесед: по внимательному, заинтересованному отношению к таким обсуждаемым вопросам как красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни.
Основным результатом деятельности является анализ опыта системы мероприятий по духовно-нравственному воспитанию средствами литературы, который показал большое влияние мероприятий, прежде всего, на чувственно-эмоциональную сферу студентов. Данный вид деятельности позволяет:
включить больше студентов в литературное творчество (2013-2014г – 14%; 2014-2015г. – 27%);
обеспечить активизацию студентов, их самостоятельную деятельность (2013-2014г – инициаторами проведения мероприятий являются педагоги; 2014-2015г. –студенты предлагают темы, подбирают интересный материал, готовят презентации);
закрепить положительный опыт и выявить причины недостатков;
воспитывать самокритичность, чувство долга, ответственности за порученное дело.
В перспективе стоит вопрос о создании литературно-драматического кружка на базе общежития, что позволит расширить возможности для творческого развития студентов: обучение навыкам взаимодействия на сцене; развитие умения действовать словом, влиять на эмоциональное состояние зрителя; воспитание культуры речи, приобретение навыков дикции, мимики и пластики.
Замечено, что те, кто читает классическую литературу, лучше владеют речью, точнее формулируют мысли, самостоятельны в суждении, легче вступают в контакты, приятны в общении.
Литература помогает им приобретать знания о нормах поведения в обществе, о вариантах решения нравственных задач, учит переживать и давать оценку происходящему, способствует формированию доброты, искренности, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.
Известный писатель Ю.Бондарев так говорил о роли литературы: «Это великое переселение из мира внешнего в мир внутренний, что ей дано проводить всеобщую ревизию совести, порицать мировой порок безразличия друг к другу, жестокость, алчность, варварское соперничество с самой природой. Словом начинались ненависть, войны, вражда, национализм, разрушались стыдливость, чистота, мораль, целые культуры, но словом, увеличивались и любовь, и раскаяние, начинались великие революции, новые эпохи, прекрасные книги, благословенная тишина мира».Список источников.
1. БабаянА.В. О нравственности и нравственном воспитании./А.В.Бабаян//Педагогика – 2005-№2-с.67-68
2. Титова Е.В. Если знать как действовать. Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993.