Библиотечный урок по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 4-х классов по рассказу В.А.Сухомлинского



ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 145
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
83053 , г. Донецк, улица Минская, 6, Код ЄДРПОУ25709165
тел../факс(062)3405260, е-mail:znz-145@mail.ru, http://znz145.wix.com/shkola
Библиотечный урок по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 4-х классов по рассказу В.А.Сухомлинского «Крылья матери»
Подготовила библиотекарь: Мартынова Л.Г.
Донецк 2015
Цели урока:
Ознакомление учащихся с творчеством В.А.Сухомлинского, развитие устной речи учащихся, создание эмоционального настроя на восприятие тематического материала; воспитание доброго, внимательного, уважительного отношения к маме.
Форма проведения:
громкие чтения с использованием обучающих структур кооперативного направления.
Время проведения: 20 мин.
Оформление, наглядность: книжная выставка «Самая, самая, самая…»
Методическое обеспечение: произведение В.А.Сухомлинского «Крылья матери», пословицы о маме.
Ход занятия:
Энергизатор.
Ребята,на ваших столах имеются таблички-менеджменты, которые помогут нам организовать библиотечный урок. Напротив каждого из вас расположен ваш номер участника. Ребята, под номером 1, поднимите руки, ребята под номером 2, поднимите руки, и т.д…до 4-го.
Итак, начинаем..Тема: «Читаем о маме»
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках:
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
Все на свете метится следами
Сколько бы не вышагал путей,
Яблоня – украшена плодами,
Женщина – судьбой своих детей.
Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (ответы)
Молодцы! Правильно! Сегодня мы будем говорить о маме!
Поэтому целью нашего занятия будет знакомство с одним из произведений о маме. Это рассказ замечательного писателя-педагога Василия Александровича Сухомлинского. И сегодня я вас познакомлю с произведением, которого нет в вашей школьной программе, и называется он «Крылья матери».
Читать 1 часть рассказа.
В жаркий летний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг.
Гусыня стала учить деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир уютный, добрый, поющий множеством голосов пчел, жучков, бабочек. Гусята были счастливы. Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой.
Сейчас я вам задам вопрос, ответ на который вы будете обсуждать в команде следующим образом.
Начинаем обсуждение с участника №1. Каждому участнику дается 15 сек. Как только я подам сигнал (хлопок), начинает говорить 2 участник, обсуждение продолжается до 4 –го участника .Вопрос: Почему гусята забыли о своей матери?
Обсуждение закончили. А сейчас я хочу послушать ваше мнение. (отвечают 1-е участники.)
(Обсуждение в группах – спросить по одному участнику с каждого стола)
Пересказать 2 часть рассказа.
Ребята, а как вы думаете, что случилось дальше? А дальше, надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя, начался град.
Вопрос:
Как повели себя гусята в этой страшной и непривычной для себя ситуации?
Ребята, на этот вопрос мы ответим следующим образом:
Я вам дам 15 секунд, чтобы каждый про себя подумал над ответом. Затем в течение 1 минуты вы запишите свои варианты ответа на листочке. По сигналу начинаем обсуждать ответы в команде, как в 1 раз.
Начинаем обдумывать 15 секунд, снова «хлопок» теперь записываем ответы на листочках 1 минута. Писать закончили. Начинаем обсуждать с участника 1.
(Обсуждение в группах – спросить по одному участнику с каждого стола – слушаем ответы участников групп минимум 3 ответа) Пусть участник №2 сто №1 выразит общее мнение команды, а теперь участник №2 стол №2, участник 2 стол №3.
- А сейчас послушайте, что же произошло на самом деле. (читать 3 часть рассказа)
И вдруг каждому гусенку вспомнилась мать. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Вскоре ураган закончился. Гусята требовательно запищали: «Выпускай нас, мама!» Гусыня с трудом расправила израненные крылья.
Гусята все это видели, но мир снова стал таким радостным, что им даже в голову не пришло спросить: мама, что с тобой? И только один, самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Все хорошо, сын».
Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.
Вопросы:
А как бы вы поступили в этой ситуации на месте гусят? (вопрос для всех)Здесь спросить участников №3 с каждого стола
В завершении работы над рассказом, давайте соберем пословицу, а потом выберем, какая из них наиболее точно характеризует этот рассказ.
Молодцы! Все правильно вы сказали.
Чтобы подвести итог нашего библиотечного урока, я вам предлагаю провести творческую работу по написанию эссе, т.е. минисочинение. Для этого я вам раздала карточки, в которых есть начало фраз, вам нужно дописать их до полных предложений. Затем оформите свою работу одним из рисунков, который есть на ваших столах. (рисунки прикрепить на доску)
А сейчас я с большим удовольствием послушаю, какие у вас получились эссе. Пожалуйста участник №4 стол 1, а сейчас участник 4 стол 2, участник №4 стол №3.
А сейчас я ребята попрошу всех встать, повернуться к жюри и показать свои творческие работы. Ребята, а самое главное на свете…….. МАМА! Молодцы! Присаживайтесь.
10. Чтобы со стороны увидеть свои поступки по отношению к маме, нужно больше читать. Я вам желаю: пусть на вашей «золотой полке» всегда будут книги о маме.
Ребята, спасибо за отличную работу!Список использованных ресурсов:
Островой С.Г. Есть в природе знак, святой и вещий… .Стихи
Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост., авт.вступ.ст.,коммент. и слов Ю.Г.Круглов. – М. : Просвещение,1990.-335 с.: ил.
Сухомлинский В.А. Цветок солнца: притчи, сказки, рассказы / В.А.Сухомлинский. – М. : Школа, 2012.- 237с. : ил.