Воспитательная программа по духовно-нравственному воспитанию В мире прекрасного

Наименование программы: Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС «В мире прекрасного»
Нормативно-правовые документы: Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон РФ «Об образовании»
Конституция Российской федерации
Закон об основных гарантиях прав ребёнка
Стандарты второго поколения
Декларация прав и свобод человека
Конвенция о правах ребёнка
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Устав школы

Пояснительная записка

Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соответствует требованиям Стандарта, Концепции и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране делает процесс воспитания еще более трудным. Школа должна готовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и переучиваться в течение своей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений, то есть «научить учиться самому».
В своей программе опиралась на идеи выдающихся педагогов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили по личностному подходу к духовно-нравственному воспитанию последних лет.
Падает нравственность у подрастающего поколения. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности. Социальный статус родителей говорит сам за себя. И лишь   40  %  родителей имеют постоянную работу.  В такой ситуации становится очевидным, почему родители в социальном заказе выделяют выпускника не только обогащённого багажом знаний, но и умеющего самостоятельно мыслить, свободно оперировать приобретёнными знаниями, умениями и навыками. Значит, в современном обществе необходима другая, более конкурентоспособная модель выпускника, выпускника с более самостоятельным мышлением, умеющего успешно самореализоваться, а значит и социализироваться. Кроме того, система образования  должна подготовить людей, адаптированных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. В настоящее время информация становится основной и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определённых целях. И начинать обучать детей надо с первых дней в школе.
По требованию ФГОС НОО исходя, из целей стандарта образования я поставила себе воспитательную цель: духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь школьников, разнообразные виды деятельности, общения, традиции, всю общешкольную среду.
Основные задачи:

ознакомить обучающихся с системой духовных ценностей и развивать способности реализовать их в практической деятельности.
формировать у школьников ценностные ориентиры, моральные нормы и нормы человеческих отношений;
способствовать приобретению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации;
формировать патриотические чувства и сознание учащихся на основе исторических ценностей.

Сроки реализации: 3 года

Актуальность программы

Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Поэтому:
общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко- нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами;
в современном мире ребенок развивается, окруженный множество разнообразных источников сильного воздействия на него позитивного, так и негативного характера еще формирующийся сферу нравственности;
нравственные знания информирует ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.
  Инновационность разработанной воспитательной программы  заключается в следующем:
использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и  социализации обучающихся в рамках духовно- нравственного развития;
использование метода сюжетно-ролевых игр.

Принципы реализации программы

принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;
принцип мотивации деятельности обучающихся –предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
принцип педагогического руководства – организация совместной деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Методы и формы
Вовлечение в общественную деятельность
Экскурсии, походы
Проекты
Конкурсы, игры, соревнования
Классные часы, беседы, дискуссии
Контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения, коллективный анализ
Тематические праздники и вечера
Родительские собрания

Критерии диагностики:
- общие сведения;
- способности;
- темперамент;
- самооценка;
- успешность в деятельности;
- уровень воспитанности
-уровень толерантности и т.д.

Основные направления программы: Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, осуществляется по следующим направлениям:

«Воспитание духовно - нравственных ценностей»

Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Задачи:
различать хорошие и плохие поступки;
формировать представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
устанавливать дружеские взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
знать правила вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
иметь представления о душевной и физической красоте человека;
видеть красоту природы, труда и творчества;
формировать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;


«Взаимодействие школы и семьи»

Цель: взаимодействие родителей и школы по формированию духовно- нравственных ценностей личности детей.
Задачи:
Организовать психолого-педагогические просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
создавать условия для духовного общения детей и родителей, также создать систему целенаправленной работы для совместного проведения досуга детей и родителей.







Воспитательный план – сетка по направлениям:

месяц
1-й год реализации
2012-2013
2-й год реализации
2013-2014

3-й год реализации
2014-2015


сентябрь
Классный час «Школа – наш дом, будь хозяином в нем»

Проект «Моя родословная» (взаимодействие с родителями»
Беседа «Правила поведения в школе, на уроках»

Выезд в г. Горно-Алтайск» на выставку восковых фигур.
Классный час: «Золотые правила нравственности»

Поход в кинотеатр «Алем» совместно с родителями.

октябрь
Урок – тренинг «Уважение»

Родительское собрание: «Поощрение и наказание в воспитании детей»
Урок-практикум «Каждый человек кузнец своего счастья»

Поход в кинотеатр «Алем» совместно с родителями.
Классный час:
«Красота души»

Конкурс «Семья» - 1 тур

ноябрь
Классный час «Что такое толерантность?»


Праздник посвященный дню матери «Дорогой наш человек»
Классный час: «Честность – прежде всего»

Родительское собрание: «Общение родителей с детьми и его влияние на моральные качества ребенка»
Классный час: «С детства дружбой дорожи»

Праздник посвященный Дню матери.

декабрь
Сказкатерапия «Добро побеждает зло»

Проект «Что означает моё имя?»
Беседа «Этот непростой этикет»

Праздник для родителей «Дискотека 80-х»
Классный час
Праздник для родителей «Дискотека 80-х»

январь
Классный час «Красота спасет мир»

Проведение новогоднего бала совместно с родителями.
Конкурс рисунков «Красота вокруг нас»
Проведение новогоднего бала совместно с родителями.
Классный час «Жизнь хрупка как хрусталь»
Конкурс «Семья» - 2 тур

февраль
Классный час «Добрая дорога детства»

Праздник для пап.
Игра: «Рыцарский турнир вежливости»
«Вечер отцов» спортивный праздник
Беседа «Раскрой свое сердце»

Утренник для пап.

март
Классный час «Медиабезопасность»

Праздник для мам – кукольный театр «Сказки для мам»
Классный час «Доброта»

Праздник для мам «Солнце материнской любви»
Беседа «Сочувствие»


Праздник для мам «Мамин день»

апрель

Участие в конкурсе «Земля снежного барса» с агитбригадой «Сохраним животный мир Алтая»
Классный час «Старые фотографии из альбома»

Интеллектуальная игра с. Бельтир (взаимодействие с другими школами)
Классный час «Каким будет твой след?»

Конкурс «Семья» - 3 тур.

май

Поход на природу с родителями.
Классный час «Что имеем не храним, потерявши плачем»


Поход в кинотеатр «Алем» совместно с родителями»
Создание альбома фотографий «Мир детства» на память для музея школы.

«До свиданья школа» выпускной вечер.

Ожидаемые результаты

В результате осуществления данной воспитательной программы должны быть реализованы ранее поставленные цели и задачи и достигнуты следующие результаты:
воспитание духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности;
человека способного на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.
высокий уровень воспитанности учащихся;
развитие трудолюбия, способности преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
воспитание ценностного отношения к родному языку и его культуре;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

Диаграмма уровня воспитанности со 2 по 4 классы (в баллах)

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Уровень толерантности со 2 по 4 классы (в баллах)


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
В результате соответствии с ФГОС начального общего образования и моей воспитательной программы по духовно- нравственному воспитанию «В мире прекрасного» выделяю следующие качества модели выпускника начальной школы:
нравственно-этическим ориентиром ;
любящим свой народ, свой край и свою Родину, уважающим и принимающим ценности семьи и общества;
( умеющим быть любознательным, активным и заинтересованным в жизни;
( владеющим основным умением учиться, способным к организации собственной деятельности;
( способным самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
( доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
А это и есть тот портрет ученика, который мы сегодня все вместе создали, который умеет строить свою жизнь по законам гармонии и красоты; стремящийся творить прекрасное. «Через красивое – к человечному – такова закономерность воспитания».


























Список литературы

по духовно-нравственному воспитанию:









1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2011.

2.Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.

3.Глинские чтения. Духовно-нравственное воспитание в системе образования российской Федерации /М.: Самшит-издат, 2002.

4.Твоя родословная. Мартышин В.С. Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной / (серия « Духовно-нравственные основы семьи»). – М.: «Школьная пресса», 2000.

5.Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе:
Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж.
«Воспитание школьников», № 2 -2012.

6. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После» -№1-2012.

7.Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж.Воспитание школьников. – № 7- 2010.

8.Духовность в современной школе /С.В. Астахов.//Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№1-2011

9.Духовно-нравственное воспитание младших школьников в проектной деятельности /-Е.В. Чердынцева./ Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№6-2011.










13PAGE 15








Root Entry2 класс3 класс4 класс_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1
·
·
·2 класс