ЦЕЛЕВАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ

Пояснительная записка
Программа духовно - нравственного воспитания обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», на основании Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом методических разработок издательства «Просвещение».
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Принципы духовно- нравственного воспитания

Системно- организованный подход
Ценностная ориентация
Личностно- ориентированный подход
Воспитание на традициях
Принцип сохранения исторической памяти
Информационная защищенность

Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей школы.

Цель Программы - Совершенствование системы  духовно-нравственного воспитания обучающихся, на основе формирования у них  нравственных чувств, высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности.

Задачи Программы:
- организация и совершенствование внеучебной деятельности, направленной на вовлечение обучающихся в досуговые мероприятия; - формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
- воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
- воспитание нравственных качеств личности ребёнка,
-способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
- приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.


Методы взаимодействия педагога и учащихся:
Программа предполагает такие методы работы как:
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Формы внеурочной работы   Внеклассная работа
Лекции и беседы,  Экскурсии,  Викторины и конкурсы,  Олимпиады,  Конференции,  Неделя нравственности  Просмотр фильмов, Посещение архива,
Совместная работа с приходом,  Выполнение творческих заданий, 
Групповые развивающие занятия, Психологические тренинги, Дискуссии, «Мозговые штурмы», Ролевые игры, Психогимнастика, «Круглые столы», Тестирование, Анкетирование, Уроки духовно- нравственной направленности, Спортивные мероприятия.

Основные направления деятельности
Программа представляет собой комплекс проектов, акций, творческих дел и разовых мероприятий, направленных на реализацию задач духовно - нравственного воспитания в школе. Создание нормативной базы духовно – нравственного воспитания обучающихся, совершенствование процесса духовно - нравственного воспитания, научное, программно-методическое, информационное, кадровое обеспечение. Мероприятия, акции направленные на сохранение народных традиций, культуры родного края и страны в целом, особенностям природы и ее охраны. Укрепление связи разных поколений, семейных традиций, воспитание уважения к старшему поколению, изучению и знанию своих «корней», истории семьи, рода. Увековечивание памяти воинов, погибших при защите Отечества, через систематическую шефскую работу с ветеранами, участниками войн и военных конфликтов. Основные направления работы

Блоки
Воспитательные задачи

1.Я и Я
1) Формирование духовно-нравственных ориентиров. 2) Формирование гражданского отношения к себе. 3) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности. 4) Формирование потребности самообразования, самовоспита ния, своих морально-волевых качеств.

2.Я и Отечество
1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями. Раскрытие культурообразующей роли Православия для России. 2) Формирование гражданского отношения к Отечеству. 3) Воспитание верности духовным традициям России. 4) Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.

3.Я – защитник Отечества
 1)Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства.
2)Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите.

4.Я и здоровье
1) Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся. 2) Воспитание негативного отношения к вредным привычкам. 3) Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни




5.Я и культура
1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры. 2) Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов. 3) Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина.

6.Я и семья
1) Формирование представлений о семейных ценностях. 2) Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей. 3) Формирование у учащихся понимания сущности основных социальных ролей сына – мужа, дочери – матери.

7.Я и школа
1) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. 2) Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии.




8.Я и планета
1) Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой. 2) Воспитание гуманистического отношения к людям. 3) Формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.


Содержание программы
7 класс
Задачи:
воспитать уважительное отношение друг к другу, демонстрируя положительные примеры прошлого и современности, реальные взаимоотношения людей;
развивать значение понятий «истинное» и «ложное», научить отвечать за последствия своих поступков, принимать верные решения;
создавать  ситуации практического применения  духовно- нравственных категорий в реальной ситуации.

Месяц
Воспитательные мероприятия
Воспитывающие мероприятия
Работа с родителями

Сентябрь
Мультимедийный салон «Люблю тебя, мой Лабинск!»
Акция «С любовью к городу»



Акция «С любовью к городу». (посадка цветов и кустарников на пришкольной территории)
Родительское собрание «Здравствуй школа!» Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Октябрь
Урок мужества «Прикоснись к подвигу сердцем!»
Конкурс сочинений «Что значит быть человеком?»

Родительское собрание «Закон и ответственность»

Ноябрь
Беседа «Как стать мужественным юношей»
Вечеров вопросов и ответов «Мужское достоинство»
Беседа с родителями «Этика и этикет»



Декабрь
Час дискуссии «Вредные привычки- свобода или зависимость, полет или падение?»
Ролевая игра «Добро пожаловать в страну здоровья!»
Родительское собрание «« Мы за здоровое будущее!»

Январь
Круглый стол «Фольклорные традиции и праздники россиян»
Вечер «Кубань родная».
Кубанские посиделки совместно с родителями «Святой вечер».

Февраль
Круглый стол  «Что значит быть хорошим сыном или дочерью?»
Ролевая игра «В гостях и дома».

Консультация «Хорошо - плохо»




Март
Анкетирование с обработкой результатов и подведением итогов «Школьный этикет ».
Психологический тренинг «Школа –вторая семья».
Семейный калейдоскоп «Национальные традиции в моей семье»


Беседа «Основы семейного воспитания».
Конкурс рисунков «Портрет моей мамы».
Праздничная программа с приглашением мам «Мамочка милая моя».

Апрель
Космический час «Первый полет».
Просмотр видеороликов «Путешествие по планетам»
Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Май
Экологический калейдоскоп «Прекраснейшая из планет».
Практическая работа из бумаги «Веер планет».



Беседа «Город помнит своих освободителей».
Рассказ по реальным событиям «Орден твоего деда».

Итоговое родительское собрание «Наши успехи и достижения».

Содержание программы
8 класс
Задачи:
развитие нравственных и духовных ценностей; познавательного интереса, способствующего развитию личности;
целенаправленное воспитание коллективной и групповой деятельности;
приобщение учащихся к духовной культуре, отечественным традициям.

Месяц
Воспитательные мероприятия
Воспитывающие мероприятия
Работа с родителями

Сентябрь
Круглый стол «Мои интересы, мои увлечения»
Акция  «Дело, посаженное тобой»(посадка дерева на шк. площадке, в честь года, посвященного олимпиаде 2014 г)
Родительское собрание «Здравствуй школа!» Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Октябрь
Урок духовно- нравственной направленности «Протянем руку помощи»
Практикум «Как  помочь товарищу, если он попал в беду»

Родительское собрание «Увлечения и интересы восьмиклассников». Анкетирование и обработка результатов «Хорошо ли вы знаете своего ребенка?»

Ноябрь
Беседа «Наша малая Родина». Неделя нравственности «Мы будущее России».
«Выпуск газеты «Храмы Лабинска».
Конкурс рисунков на асфальте.
Составление духовно- нравственного портрета школьника, оформление листа – описания.

Декабрь
Мультимедийная галерея «Наша Родина- Россия».
Выпуск газеты «По страницам истории».
Родительское собрание «Этика и этикет. Семейные традиции». Выставка- отчет работ учащихся, рисунков за 1 полугодие.

Январь
Дискуссия «Страна, в которой мне хотелось бы жить»
Фольклорный праздник «Рождественские встречи»
Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Февраль
Устный журнал «Память, за собою позови!»
Практикум «Лукошко добрых дел»
Подарок собственными руками папам ко дню защитника Отечества

Март
Экологическая экспедиция «Чистая река - чистая совесть»
Литературно- музыкальная гостиная «Целую руки матери моей».
Родительское собрание «Здоровая семья: духовно- нравственные аспекты»


Беседа «Сколько стоит твое здоровье?»
Просмотр видеоролика «Результат вредных привычек».


Апрель
Час общения «Мой дом- моя семья»
Конкурс сочинений «Самый дорогой человек»
Презентация лучших сочинений на родительском собрании


Беседа «Протянем руку помощи»
Практикум «Как  помочь товарищу, если он попал в беду»


Май
Встреча с ветеранами «Память сердца»
Выпуск классной газеты «Салют ветеранам»
Родительское собрание «Возьмемся за руки – друзья!». Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Содержание программы
9 класс
Задачи:
воспитание чувства ответственности за сохранение нравственных отношений в коллективе, в семье;
дать учащимся возможность проявить свои нравственно- духовные ценности на практике;
создание условий для нравственного самовоспитания учащихся

Месяц
Воспитательные мероприятия
Воспитывающие мероприятия
Работа с родителями

Сентябрь
Диспут «Что такое духовность человека?»
Практикум «Что такое «красивый поступок»?»
Родит. Собрание «Здравствуй школа!» Выпуск бюллетеня «Школа для родителей».

Октябрь
Диспут «Можно ли стать красивым?»
Тренинг «Мои добрые дела»
Родительское собрание «Памятные даты моей семьи»( с участием учащихся)

Ноябрь
Дискуссия «Я гражданин?»
Игра «Мои гражданские права и обязанности»

Консультация «Воспитание словом и делом»





Декабрь
Беседа «Физкультура и спорт в жизни школьника».

Выпуск спортивной классной газеты «Веселые путешественники».
Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Январь
Диспут «Моральный долг и совесть человека. В чем они проявляются?»
Правовая игра «Суд над хулиганством»
Родительское собрание «Эмоции и чувства в разговоре с подростком»

 




Февраль
Совместный вечер с участником афганской войны «История глазами интересного человека»
Деловая игра «Люди, на которых хотим быть похожими» Операция «Ветеран»
Праздничная программа для пап и дедушек «Наша опора и защита».

Март
Презентация «Фильм о моем классе».
Выставка рисунков «Родная школа в лицах» (поздрав. газета учителям)
Совместный вечер родителей и детей «Цветы и улыбки для мамы».

Апрель

Беседа «Вредные привычки. Как от них избавиться?»
Игра- доказательство «Суд над пороками людей»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»


Вечер вопросов и ответов «О вкусах не спорят, а о манерах надо знать»
Практикум «В мире мудрых мыслей и изречений»

Тренинг «Семейный альбом»

Май
Урок мужества «Прикоснись к подвигу сердцем!»
Операция «Ветеран»
Консультация «Воспитание словом и делом».
Итоговое родительское собрание «Впереди взрослая жизнь».



Беседа «Вверх по лестнице жизни»
Практикум «День добрых сюрпризов»




Ожидаемые результаты реализации Программы
-Повышение активности участников. -Воспитание сознательности и сплоченности коллектива.
-Активное и результативное участие обучающихся в различных конкурсах, соревнованиях. -Укрепление духовно-нравственных традиций семейного воспитания.
- Гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим.
- Усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической преемственности поколений; воспитание патриотов России.
- Сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; развитие национальной культуры; воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности.

Формы подведения итогов:
В течение года реализации программы учащиеся
примут участие в экскурсиях,
составят отзыв – статью в школьную газету,
проведут акцию «Рука в руке с душой к душе»,
разработают проект «Как быть счастливым»,
Достоверность полученных результатов подтвердит портфолио учащихся.

15