Статья по биологии и географии Реализация системно – деятельностного подхода во внеклассной работе по биологии и географии (из опыта работы школы)


Реализация системно – деятельностного подхода во внеклассной работе по биологии и географии (из опыта работы школы)
Перфильева Инна Николаевна
учитель биологии и географии
Е-mail:perfileva-inna@mail.ruНаряду с урочной деятельностью федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения предусматривают и внеурочную деятельность.
Наша школа на протяжении многих лет рассматривается как модель «Эколого-ориентированной школы». Поэтому организация внеклассной работы требует систематичной работы всего коллектива учителей.
Одной из распространенных форм внеклассной работы в школе является биологический кружок «Юный биолог», целью которого является удовлетворение познавательных интересов учащихся. Он предполагает групповой вид деятельности.
Основными задачами кружка являются:
- обогащение новыми фактами, понятиями, отражение разных сторон жизни природы и общества;
- формирование таких черт личности, как взаимопомощь, умение работать в коллективе, в команде;
- усиления интереса к предмету.
В процессе разнообразной по содержанию и характеру деятельности работы учащиеся овладевают умениями и навыками, которые позволяют им проявить свою активность и интерес.
На занятиях кружка «Юный биолог» проводится индивидуальная работа с учащимися, групповые занятия, в ходе, которых у учащихся развиваются творческие способности. В рамках работы кружка «Юный биолог» проводятся экскурсии в природу, например экскурсия вдоль побережий реки Иля, экскурсия на карьер в места выработки месторождения
золота с цель изучения растительности и т.д.
Экскурсия - организованное, коллективное посещение природных, промышленных объектов, достопримечательных мест под руководством учителя с целью изучения и сбора краеведческого материала. Во время экскурсий на местности у школьников формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые в свою очередь, служат основой для формирования понятий. Наблюдая биологические объекты и явления, школьники учатся не просто «смотреть», но одновременно и мыслить.
Учебные экскурсии создают условия для работ исследовательского характера. Систематическое изучение природы в процессе экскурсий воспитывает бережное отношение к ней. Наблюдения в природе рождают чувство прекрасного, учат восприятию подлинной красоты окружающей местности. В этом большое эстетическое значение экскурсий. Значение экскурсий состоит ещё и в том, что школьники приобретают различные необходимые для жизни умения или компетенции: наблюдать явления природы, ориентироваться на местности, коллекционировать и оформлять материалы наблюдений. На экскурсиях создается также возможность лучше узнать индивидуальные качества и способности учащихся.
В рамках базисного учебного плана школы предусмотрены такие факультативы, как «Региональная экология и география», экология. Факультатив – это одна из форм внеурочной работы, которая связана с урочными занятиями, продолжая и развивая их. Данная форма позволяет более полно раскрыть сущность разделов географии, пути становления, направлений и развитий. Факультативные занятия организуются с группой учащихся, которые объединены интересами к определенной области знаний. На факультативах идет постоянная опора на краеведческий материал, большая доля самостоятельных работ учащихся, широкое применение лекционно-семинарских методов. Результатом занятий школьников в факультативах являются их стабильные успехи по предмету в школе, а также четкая профессиональная ориентация уже в школе.
В настоящее время во внеурочной работе большое внимание уделяется проведению различного рода и уровня научно-практических конференций по биологии. Это связано с тем, что с их помощью удается глубже изучать интересный и актуальный материал, вовлекать в самостоятельную работу с различными источниками знаний большое количество учащихся, теснее осуществлять связь с учебной работой по предмету, систематизировать и обобщать знания и по другим школьным предметам. Чаще всего конференции проводят с учащимися старших классов. Конференции проводятся по таким темам, например, «Топонимика села», «Экологические проблемы и пути их решения», «Влияние рекреационной нагрузки на природу национального парка «Алханай» и др.
На конференциях организуются выставки литературы по данной проблеме, выпуск тематической стенной газеты, обзор по лучшим рефератам, схемы, таблицы, презентации, кинофильмы, способствующие наглядному осмыслению вопроса.
Одной из важных форм внеурочной работы, способствующей развитию познавательного интереса учеников к географии, является предметная олимпиада. Следует отметить, что олимпиады по географии подводят итоги всей урочной и внеурочной работы по предмету, поэтому проведению их предшествует этап подготовки, что ведет к более четкой организации учебно-воспитательного процесса, к повышению уровня знаний учащихся по данному предмету, к более целенаправленному развитию интереса к биологии и географии и познавательной самостоятельности школьников. Положительным результатом работы является участие учащихся в муниципальных, краевых олимпиадах по биологии.
Важной формой внеурочной работы в школе является клуб «Эколог» - клубная форма внеурочной работы в школе одна из наиболее интересных для учащихся. От других форм она отличается возможностью привлечения учащихся разного возраста, большим разнообразием в выборе содержания, широтой информации, привлечением специалистов из разных областей, необходимостью установления контактов с другими важными
организациями.
Цель работы клуба «Эколог» - систематическое изучение вопросов касающихся природы, ее охраны, осмысливание этих вопросов, приобретение практических навыков и умений по уходу за растениями, животными, по практическому осуществлению охраны природы родного края. Задача клубной работы состоит в воспитании у учащихся любви к природе, вооружении их научными знаниями, объясняющими, для чего и как охранять природу, привитии навыков самостоятельной и практической работы в природе.
Основные формы занятий школьного клуба - лекции, семинарские занятия, практические работы, просмотры научно-популярных фильмов, конференции, экскурсии и др. Члены клуба готовят рефераты и доклады, презентации, проводят беседы с младшими школьниками, читают лекции, выполняют практические работы на местности, организовывают КВНы.
В рамках клуба «Эколог» предусматривается работа на экологической тропе. Цель создания тропы - изучение природы своего края, воспитание экологической культуры, любви к природе, личной ответственности за ее сохранность. Наша тропа действительно учебная, экологическая. На ней проводятся экскурсии, исследования компонентов природы. Ежегодно с учащимися закладываем пробные площадки и проводим исследования на экологической тропе; обновляем с детьми природоохранные информационные щиты.
В рамках сетевого взаимодействия реализуются авторские программы сетевого взаимодействия, такие как «Основы исследовательской деятельности», «Картография, топография и минералогия», «Основы туризма», «Кладспорт и ориентирование на местности» и «Выпуск сувенирной продукции». К нам приезжают учащиеся из близ лежащих сел с. Бальзино, Иля. Все программы имеют практико-ориентированный характер, которые предусматривают исследовательскую работу, проектную, экскурсии, однодневные и двухдневные походы.
В профильном летнем экологическом лагере «Багульник» организуется экологический практикум, исследовательская деятельность, экскурсии по экотропам. Одной из главных задач экологического лагеря «Багульник» является организация научно-исследовательской работы. В рамках сетевого взаимодействия наши дети выезжают в тьюторскую школу и профильный экологический лагерь «Соболь», расположенный на территории национального парка «Алханай», где организована работа по следующим направлениям:
- научно-исследовательская деятельность;
- воспитательская работа;
- спортивно-оздоровительная работа;
- культурно-досуговая работа.
В летних профильных экологический лагерях учащиеся воочию убеждаются в уникальности природы Алханая, на практике применяют свои теоретические знания, приобретают навыки исследовательской деятельности, знакомятся с природно-культовыми комплексами, проводятся экорейды «Голубой патруль», «Зеленый патруль». В свободное время дети поправляют свое здоровье в лечебных ваннах, проводятся культурно-массовые мероприятия.
В школе на протяжении многих лет работает туристско-краеведческое объединение. Под краеведением понимается всестороннее изучение какой- либо определенной территории своего края, проводимое на научной основе.
Туристско-краеведческое объединение занимается изучением природы и хозяйства родного края и дает возможность учащимся лучше изучить и узнать свой край, помогает усвоению школьной программы по географии, воспитывает бережное отношение к природным ресурсам. При организации туристско-краеведческого объединения учитывается следующее:
1) территории родного края изучаются комплексно с учетом возрастных особенностей обучающихся;
2) формы организации должны носят практико - ориентированный и
творческий характер: больше внимание уделяется полевым исследованиям.
В основе организации работы туристско-краеведческого объединения лежат следующие принципы: регулярность, плановость, добровольность, согласованность с учебно-воспитательными задачами школы, разнообразие форм проведения занятий, поисково-исследовательский характер деятельности, построение усложнения содержания занятий и руководящая роль учителя при учете интересов учащихся.
Большую роль в туристско-краеведческой работе играет экологический туризм. Уникальность природы, интереснейшая история нашего села Ара-Иля, его расположение села на территории национального парка «Алханай», прохождение по селу тропы паломников - все это послужило в необходимости разработке программы «Развитие экологического туризма на базе школы». В школе разработаны туристические маршруты базовым принципом, которого является путешествие в мир дикой природы, совместимое с ответственностью перед природой, способствующей ее защите, повышающее экологическую культуру путешественников и выполняющее просветительскую функцию – экологический туризм.
Положительным фактором для развития туризма являются превосходные уголки нетронутой природы, малонаселенность, чистота окружающей среды.
Экологический туризм обеспечивает комплексное воздействие на личность через образовательно-познавательную, воспитательно-развивающую, оздоровительную функции, осуществляя единство духовного и физического здоровья человека. В туризме вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму, вырабатывается сознательная дисциплина, настойчивость, ответственность. Велика роль туризма в нравственном и духовном воспитании, социализации и развитии коммуникативных качеств подростков.
Разнообразные формы экологического туризма помогают усвоить
определенный социальный опыт, знания, умения, навыки практической деятельности и преобразовать их в свои собственные социальные нормы поведения, сформированные черты характера, в активное творческое начало,
стремление к самопознанию, самореализации, самосовершенствованию.
Результатом внеклассной работы по биологии и географии являются исследовательские работы учащихся, например по таким темам «История эксплуатации Илинского месторождения золота», «Топонимика окрестностей села Ара-Иля», «Оценка качества воздуха методом лихеноиндикации в окрестностях села Ара-Иля» (интеграция с биологией), «Экологические проблемы Дульдургинского района (на примере с.Ара-Иля), «Изучение влияние пищевых добавок продуктов питания на здоровье человека» и др.
В школе функционирует историко-краеведческий музей. Основой создания музея является краеведческая работа, опирающаяся на самоуправление и инициативу учащихся.
Деятельность музея строиться на основе самоуправления учащихся, развития их инициативы, при умелом педагогическом руководстве. Иногда за каждым разделом музея закрепляется отдельный класс. На него возлагается забота о пополнении фондов, организации экскурсий, сохранности экспонатов.
Ежегодно школьный историко-краеведческий музей пополняется разнообразными коллекциями, сувенирами из природного материала, исследовательскими работами учащихся (рис. П.12.1, П.12.2).
Системность, которая также является одним из требований, предъявляемых к внеурочной работе, характеризуется тремя уровнями:
1. Использованием внеурочной работы для ликвидации пробелов в знаниях и умениях по биологии и географии.
2. Возможность более широкого и глубокого отбора материалов по сравнению со школьной программой. Подобные возможности развивают и поддерживают интерес учащихся к предмету, способствуют более тесной увязке школьной биологии и географии с интересами ученика, его индивидуальными особенностями, обеспечивается сочетание массовости и индивидуальности. Кроме того увеличиваются возможности ученика в проявлении самостоятельности при выполнении взятых на себя задач.
3. Развитие самостоятельной деятельности ученика при решении различных проблем позволяет учителю сосредоточить свое внимание на роли наблюдателя, который всегда может помочь ученику в выборе более рациональных путей решения проблемы, дополнит возможности школьника иными способами познавательной деятельности, в формулировании промежуточных или итоговых выводов и т.п. Личный интерес учащихся перерастает в социально значимую деятельность.
В любом случае организация  внеклассной работы по биологии и географии предполагает расширение образовательного пространства школы, выходя за его пределы. Это, по сути, включение школьников  в решение социально-значимых вопросов, выполнение  ими  различных социальных ролей, формирование коммуникативной компетентности через расширение контактов с представителями различного возраста, статуса, профессий.
Итак, опыт работы школы показывает, что повысить качество обучения и воспитания можно не только выбором эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и в процессе организации внеклассной работы по предмету. Целенаправленная, систематичная внеклассная работа по географии дает положительные результаты. Об этом свидетельствуют результаты участия учащихся в научно-практических конференциях на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях. Организация таких форм внеклассной работы по географии в школе, как туристско-краеведческого объединения, клуб «Эколога», кружка «Юный биолог», профильных экологических лагерей, работа на экологической тропе, проведение предметных олимпиад по географии, участие в научно-практических конференциях, построенных на системно-деятельностном подходе, обогащает школьников новыми интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы; формирует профессиональную направленность, расширяет общий кругозор, развивает познавательную активность, развивает творческие способности и повышает интерес к географии как к науке.
Список литературы:
Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище», МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех».- 2007. 31 с.
Дмитриев, С.В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения. // Школьные технологии. - 2003. - N 6. - С. 30-39.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//nasha-novaya-shkols.ru/
Степин В.С. Новая философская энциклопедия: в 4 т. /отв. ред. А.А.Гусейнов. М.: Мысль, 2010. Т.1. 2816 с.
Кондаков, А.М. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова // Педагогика. – 2008.- №10.- С.9-28.
Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»/Построение непрерывной сферы образования. – М.:АПК и ППРО, УМЦ  «Школа 2000…», 2007. 448 с.
Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения А.Г. Асмолов; http://www.kipk.ru/Ступникова А.Д, Бражникова Л.В. Справочник учителя географии. Волгоград.: Изд-во «Учитель», 2012. 213 с.
Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе. URL: http//festival.1september.ru/articles/527236/ (дата обращения 31.03.2013)
Цукерман Г.А. Обучение ведет за собой развитие. Куда?// Теоретические и прикладные исследования. 2009. № 4. С 82-83.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М. Просвещение, 2010 г. 68 с.
Фундаментальное ядро содержания общего образования  под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011.78 с.