Рабочая программа ОБЖ для всех специальностей СПО


ГБОУ СПО СТАПМ им. Д.И. Козлова
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.11 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Общеобразовательного цикла
основной профессиональной образовательной программы для всех
специальностей СПО





















2012
ОДОБРЕНО

Предметно-цикловой
Комиссией
Общеобразовательных, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Председатель ________________Н.И. Останина

«___» _______________20___г.



Составители: Якименко В.В.

Эксперты:

Техническая экспертиза: председатель ПЦК Останина Н.И. __________________________________________________________________
Содержательная экспертиза: __________________________________________________________________


Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16 апреля 2008 года.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальностям СПО: 230 401 Информационные системы (по отраслям); 151 901 Технология машиностроения ;140 448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования, в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.















СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

8

условия реализации учебной дисциплины

15

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплин

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК


ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ




16


18


20



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы безопасности жизнедеятельности

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа УД) - является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО СТАПМ им. Д.И. Козлова по специальностям СПО: 230 401 Информационные системы (по отраслям); 151 901 Технология машиностроения ;140 448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения

Рабочая программа составляется для очной формы обучения.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл, базовые.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: У-1. организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
У-2. предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
У-3. использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
У-4. ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
У-5. применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
У-6. владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
У-7. оказывать первую помощь пострадавшим.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
З-1. принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
З-2. основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
З-3. основы военной службы и обороны государства;
З-4. задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
З-5. способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
З-6. организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
З-7. основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;
З-8. область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
З-9. порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

Вариативная часть – «не предусмотрено»


В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК) (Технологии формирования ОК):
ОК 1. – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. – организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. – принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 4. – осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5.- использовать информационно- коммуникативные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 6. -работать в коллективе и команде;
ОК 7. – брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполненных заданий;
ОК 8. – самостоятельно определять задачи профессионального личностного развития, заниматься самообразованием;
ОК 9. – ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе
с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающихся 102 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся: 70 часов;
самостоятельной работы обучающихся: 32 часов.



2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
70

в том числе:


практические занятия
46

контрольные работы
4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
32

в том числе:


выполнение реферата
18

работа с учебной и справочной литературой
14

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины:

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов

1
2
3

Введение
Основные цели и задачи дисциплины ОБЖ, термины и основные понятия

1


Раздел 1.
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

10

Тема 1.1

Здоровый образ жизни, как залог укрепления здоровья государства и безопасности
Содержание учебного материала

5


1
Здоровье и здоровый образ жизни .

3


2. Факторы, способствующие укреплению здоровья

2


Практические занятия
-


Контрольные работы
-

Тема 1.2

Вредные привычки, алкоголизм и наркомания, токсикомания – факторы разрушающие здоровье человека и общества
Содержание учебного материала

5


1
Факторы способствующие разрушению здоровья

2


2. Профилактика вредных привычек и факторы способствующие укреплению здоровья

2


Практические занятия
-


Контрольная работа: Выполнение тестового задания по всему первому разделу

1


Самостоятельная работа: Написание сообщения по первому разделу
- Утренняя зарядка- как основной фактор улучшения работоспособности человека;
- Закаливание организма – фактор влияющий на профилактику простудных заболеваний;
- Режимы труда и отдыха подростков, планирование своего рабочего дня.

5

Раздел 2.
Государственная система обеспечения безопасности населения

19

Тема 2.1.
Определение, классификация ЧС мирного и военного времени. Модели поведения в данных ЧС
Содержание учебного материала

6


1
Определение, классификация ЧС мирного и военного времени характерные для Самарской области.

2


2. Модели поведения в данных ЧС, правила поведения и меры безопасности

2


Практические занятия: Составление мероприятий по пожарной безопасности
2



Контрольные работы
-


Самостоятельная работа: Реферат: Определение ЧС природного характера, характерные для Самарской области.
ЧС техногенного характера, характерные для Самарской области.

4

Тема 2.2
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Структура и режимы деятельности
Гражданская оборона как составная часть РСЧС. Её определение, назначение, структура и задачи.
Содержание учебного материала

8


1 Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Структура и режимы деятельности

2


2. Гражданская оборона как составная часть РСЧС. Её определение, назначение, структура и задачи.

4


Практические занятия: Распределение личного состава по нештатным аварийно спасательным формированиям ГО

2


Контрольная работа
-


Самостоятельная работа: Реферат: История создания гражданской обороны. Местная противовоздушная оборона в годы Великой отечественной войны. Преобразование МПВО В гражданскую оборону.

6

Тема 2.3

Оповещение населения об опасностях мирного и военного времени. Проведение эвакуационных мероприятий
Проведение аварийно спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС мирного и военного времени. Дегазация, дезактивация и медицинская обработка, зданий сооружений и людей
Содержание учебного материала

4


1 Оповещение населения об опасностях мирного и военного времени.

1


2 Проведение эвакуационных мероприятий

1


3 Проведение аварийно спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС мирного и военного времени.

-


4 Дегазация, дезактивация и медицинская обработка, зданий сооружений и людей

-


Практические занятия: Правила использования индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи (отработка и выполнения норматива по РХБЗ)
2



Контрольная работа: Выполнение тестового задания по всему второму разделу рабочей программы ОБЖ
1



Самостоятельная работа: Практическое задание: Изготовление простейших средств защиты органов дыхания ( ватно-марлевых повязок).
Реферат: Индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи (противогаз ГП-5 (7), общевойсковой защитный костюм)

6

Раздел 3.
Основы обороны государства и воинская обязанность

30

Тема 3.1
История создания Вооружённых сил России. Военные реформы проводимые в В.С. России.
Структура, организация, функции и задачи современных В.С. России. Виды В.С. и отдельные рода войск.
Другие войска не входящие в состав В.С. России
Содержание учебного материала

6


1. История создания Вооружённых сил России. Военные реформы проводимые в В.С. России.

2


2. Структура, организация, функции и задачи современных В.С. России. Виды В.С. и отдельные рода войск.

3


3. Другие войска не входящие в состав В.С. России

1


Практические занятия
-


Контрольная работа
-


Самостоятельная работа: Реферат: Создание регулярной армии Петром -1; Великие победы русской армии под командованием А.В. Суворова, Румянцева, Д. Ушакова, Скобелева. Военная реформа Д.А. Милютина.

5

Тема 3.2

Воинская обязанность, её составляющие, задачи. Первичная постановка на воинский учёт, медицинское освидетельствование.
Содержание учебного материала
8


1 Воинская обязанность, её составляющие, задачи
2


2 Первичная постановка на воинский учёт, медицинское освидетельствование.
2


Практические занятия: Постановка на воинский учёт ( на базе районного отдела военного комиссариата Самарской области)
4


Контрольная работа
-


Самостоятельная работа
-

Тема 3.3
Призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, увольнение в запас и нахождение в запасе. Прохождение военных сборов.
Контрактная военная служба её особенности и порядок прохождения. Замена военной службы по призыву, альтернативной гражданской службой
Содержание учебного материала
16


1 Призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, увольнение в запас и нахождение в запасе. Прохождение военных сборов.

3


2 Контрактная военная служба её особенности и порядок прохождения.
3



3 Замена военной службы по призыву, альтернативной гражданской службой
2


Практические занятия: Прохождение военной службы по призыву (на базе воинской части Самарского гарнизона)
8


Контрольная работа: Тестовое задание по всему третьему разделу рабочей программы ОБЖ
1


Самостоятельная работа: Военно-учётные специальности. Получение гражданской профессии, как получение специальности необходимой в Вооружённых силах Р.Ф.
6

Раздел 4.
Основы медицинских знаний
8

Тема 4.1

Общие правила оказания первой доврачебной помощи при ранениях и травмах. Виды кровотечений, ран, переломов, растяжения, вывихи, ушибы.
Содержание учебного материала
5


1 Виды ранений и кровотечения. Правила оказания первой до врачебной помощи при различного вида ранениях и артериальном или венозном кровотечении.
1



2 Первая до врачебная помощь при переломах, ушибах, вывихах
2




Практические занятия: Данное занятие всё проводится как практическое.
2


Контрольная работа:
-


Самостоятельная работа: Практическое задание: Отработка наложения марлевых повязок на конечности человека.
4

Тема 4.2

Инфекционные заболевания, профилактика данных заболеваний, вакцинация как защита от инфекционных заболеваний.
Содержание учебного материала

4


1 Виды инфекционных заболеваний и способы их передачи.

2


2 Профилактика инфекционных заболеваний, вакцинация и прививки.
2



Практические занятия
-


Контрольная работа: Выполнение тестового задания по всему четвёртому разделу рабочей программы ОБЖ
1



Самостоятельная работа:
-



Итоговое занятие по всему курсу дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности: дифференцированный зачёт
2









Всего:


102


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета 1 кабинет в первом уч. корпусе;

Оборудование учебного кабинета: - ученические столы в кол-ве 15 шт.; - ученические стулья в кол-ве 30 шт.; - комплект учительской мебели; - телевизор; - видио-магнитофон; - компьютер; - комплект учебных плакатов по темам дисциплины ОБЖ и БЖД; - макеты масса габаритные АК и АКС – 74; - пневматические винтовки ИЖ-38.


3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники: Учебник ОБЖ 10-11 класс (изд. Москва 2001г.);
Учебник ОБЖ для НПО (изд. Просвещение 2005г.)
Учебник БЖД для СПО ( изд. Просвещение 2010г.)
Дополнительные источники:
Сборник Федеральных законов Р.Ф. (изд. Москва 2010г.);
Учебник гражданская оборона для СПО (изд. Москва 1989г.)
Сборник нормативно-правовых актов по пожарной безопасности МЧС России (изд. Москва 2012г.)



















4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:
-предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
-использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
-ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
-применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
-оказывать первую помощь пострадавшим.
знать:
-принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
-основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
-основы военной службы и обороны государства;
-задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
-способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
-область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;



Практические занятия по правилам пользования первичными средствами пожаротушения, использования подручных материалов.
Выполнение нормативов по РХБЗ, умение использовать простейшие способы и средства защиты от вредных и опасных факторов чрезвычайной ситуации.
Выполнение нормативов по огневой подготовке: изготовка к стрельбе из положений лёжа, с колена, стоя. Выполнение норматива по неполной разборке и сборке автомата «Калашников» АК-74 и АКС – 74.
Выполнение нормативов по медицинской подготовке по оказанию первой до врачебной помощи при ранениях, вывихах, переломах.


Выполнение рефератов и сообщений по правилам действий в условиях чрезвычайных ситуаций.
Правильным действиям по сигналам гражданской обороны и сработках автоматической противопожарной системы.
Как обеспечить неприкосновенность подозрительного предмета и правильно оповестить органы министерства внутренних дел о его обнаружении.
Разбираться в структуре Вооружённых сил Российской Федерации, сроки службы по призыву, контракту. Особенности прохождения альтернативной гражданской службы и порядок её прохождения.















ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК

Название ОК
Технологии формирования ОК (на учебных занятиях)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Контекстное обучение
(Беседа, выполнение нормативов по ОВС)

ОК 2. Организовывать собственную деятельность собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Контекстное обучение (Выполнение заданий по планированию своей деятельности: труда и отдыха)

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
Выполнение заданий по принятию решений в экстремальных и чрезвычайных ситуациях

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Информационные технологии (подготовка к конференциям, семинарам)

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности
Информационные технологии (подготовка к конференциям, семинарам)

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
Выполнение строевых приемов в составе отделения

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации
Самостоятельная внеаудиторная работа
(подготовка к рефератам, докладам)

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
Информационные технологии (подготовка к конференциям, семинарам)


ОК 10. Исполнять воинскую
обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (по базовой подготовке)
Контекстное обучение (Беседа с выпускниками учебного заведения, отслужившими в рядах ВСРФ)







































ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ
В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением;

БЫЛО































СТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 515