ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ (для специальностей СПО, 1 курс)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ «ПЕНЗЕНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» ОТДЕЛЕНИЕ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ (для специальностей СПО, 1 курс)

2013 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования:
Организация-разработчик: ГБОУ СПО ПО «Пензенский многопрофильный колледж» отделение транспорта и дорожного хозяйства.
Разработчик: Новичкова Наталья Владимировна, преподаватель по дисциплине «История».
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
условия реализации программы учебной дисциплины
23
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
28
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО:
190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,
190629 «Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям),
280103 «Пожарная безопасность»,
190625 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта),
190701 «Организация перевозки и управления на транспорте».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл
1.3.
1. Цель дисциплины: формирование исторического мышления как основы формирования гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности.
2. Место дисциплины в структуре ОПП:
Дисциплина «История» (ОДБ.04) относится к обязательной части и входит в состав общеобразовательного цикла программы по специальностям 280707 «Пожарная безопасность», 190629 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования», 190631 «Техническая эксплуатация и ремонт автомобильного транспорта», 190625 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта).
Аннотация составлена на основании примерной программы учебной дисциплины «История» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России 2008.
Освоение дисциплины «История» является основой для последующего изучения дисциплин социально-экономического цикла.

Требования к результатам освоения дисциплины:
История России. Всеобщая история:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в  поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общеучебных универсальных действий:
-мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности -оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации;
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- построение логической цепи рассуждений;
-формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.;- определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли);
-целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);
- планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий);
- оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
В результате освоения учебной дисциплины студент должен:
уметь:
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
знать/понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; основные исторические термины и даты; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося 58 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 175
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 117
в том числе: Самостоятельная работа обучающегося (всего) 58
в том числе: Подготовка сообщений
Подготовка докладов
Работа с исторической литературой
Подготовка презентаций
Составление конспектов
Подготовка рефератов
Самостоятельное изучение тем и вопросов
Работа с учебником Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины « История»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объём часов Уровень усвоения
1 2 3 4
Раздел 1. Тема 1.
Введение Содержание учебного материала 2 2
1
2
3 Понятие и периодизации истории.
Периодизации истории.
Развитие человеческого общества. Тема 2. Понятие и типы цивилизаций.
Содержание учебного материала 1 2
1 Понятие цивилизации. 2 Типы цивилизаций. Раздел 2.
Цивилизации древнего мира 4 Тема 3.
Цивилизации древнего Востока Содержание учебного материала 2(2) 2
1 Государства Древнего Востока. 2 Особенности древневосточных цивилизаций. Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка докладов и презентаций на тему «Семь чудес света», «Мифы Древнего Востока». Тема 4.
Греко-Римская цивилизация. Содержание учебного материала 2(2) 2
1 Древняя Греция, особенности социально-экономического и политического развития. 2 Древний Рим, особенности социально-экономического и политического развития. Самостоятельная работа обучающихся. Доклады: Боги Греции и Рима, Античная культура, Империя Александра Ммакедонского. Составить презентации. Раздел 3. Цивилизации средних веков. Тема 5.
Европа в средние века. Содержание учебного материала 2(1) 2
1 Политическое развитие Европы в 5-11 вв. 2 Становление феодальных отношений Самостоятельная работа обучающихся: составить конспект на тему «Крестовые походы». Тема 6
Исламский мир Содержание учебного материала 1 2
1 Возникновение и распространение ислама. 2 Исламские завоевания. Тема 7.
Образование национальных государств в Европе Содержание учебного материала 1(2) 1
1 Образование национальных государств в Европе. 2 Столетняя война. 3 Кризис средневековья. Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка докладов по теме: «Византия». Тема 8.
Культура и исскуство в средние века Содержание учебного материала 1(1) 1
1 Особенности средневековой культуры. 2 Начало Возрождения. Самостоятельная работа обучающихся: составить конспект «Культура и искусство в ср. века».Тема 9.
Образование древнерусского государства. Содержание учебного материала 1(2) 1 Восточные славяне в древности 2 Призвание варягов на Русь. 3 Норманская теория. Самостоятельная работа обучающихся. Доклады по теме: «Первые русские князья», «Верования восточных славян». Тема 10
Развитие Руси в 9-12 веках.
Содержание учебного материала 1(1) 2
1 Крещение Руси. 2. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. 3. Социально-политический строй Руси. Самостоятельная работа обучающихся: составить презентации. Тема 11
Феодальная раздробленность на Руси.
Содержание учебного материала 1 2
1 Причины феодальной раздробленност. 2 Основные центры феодальной раздробленности. Тема 12
Нашествие монголо-татар на Русь.
Содержание учебного материала 2(1) 3
1 Складывание государства у монголов. 2. Нашествие монголов на Русь. 3.Формы зависимости Руси. 4.Последствия м-т ига. Самостоятельная работа обучающихся: подготовить презентации. Тема13
Угроза с Севера
Содержание учебного материала 1(1) 2
1 Невская битва. 2 Ледовое побоище. Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка докладов и презентаций по теме
«Александр Невский». Тема 14
Образование Московского централизованного государства.
Содержание учебного материала 2(1) 3
1 Возвышение Москвы. 2 Дмитрий Донской и Куликовская битва. 2 Образование Московского государства при Иване 3. Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка докладов «Герои русских былин». Тема 15
культура Руси 9-15 века.
Содержание учебного материала 1 3
1 Особенности русской культуры 2.Литература и искусство.
3. Быт. Тема 16
Повторение Содержание учебного материала 1 2
1 Самостоятельная работа. Итого 22(14)
Раздел 4.
Новое время
Тема17
Понятие Нового времени.
Содержание учебного материала 2
1 Новое время. 1(2) 2. Становление буржуазных отношений. Самостоятельная работа обучающихся: составить конспект: «Абсолютизм в Европе», «Великие географические открытия». Тема18
Буржуазные революции в Европе 16-18 века.
Содержание учебного материала 2(2) 3
1 Революции и революционные движения 2 Революция в Нидерландах. 3. Английская революция
4. Французская революция.
Самостоятельная работа обучающихся: доклады «Европейские революции». 4. Тема 19
Эпоха Возрождения и Просвещения.
Содержание учебного материала 2(2) 2
1 Возрождение и гуманизм. 2. Просвещение.
Самостоятельная работа обучающихся: составить доклады по теме «Возрождение и просвещение». Тема20
Правление Ивана 4.
Содержание учебного материала 3(2) 3
1 Реформы Ивана Грозного. 2 Опричнина. 3. Ливонская война. Самостоятельная работа обучающихся: конспект по учебнику «Ливонская война» доклады: «Освоение Сибири». Тема 21
Смутное время в России.
Содержание учебного материала 2(1) 2
1 Правление Годунова. 2 Самозванцы в России. 3 Интервенция и воцарение Романовых. Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка текста и кроссворда. Тема22
Россия в 17 веке.
Содержание учебного материала 2 3
1 Социально-экономическое развитие России в 17 веке. 2 Политическое развитие России в 17 веке. Первые Романовы. Тема23
правление Петра 1.
Содержание учебного материала 3(2) 2
1 Реформы Петра 1.
2 Северная война. 3 Итоги реформ. Самостоятельная работа обучающихся: учебник, с. 190-192, доклады: Культурные преобразования Петра 1, Великое посольство. Тема 24
Эпоха дворцовых переворотов.
Содержание учебного материала 1(2) 3
1 Правители эпохи. 2 Семилетняя война. Самостоятельная работа обучающихся: учебник, с. 197-200. Тема 25
Правление Екатерины 2. Содержание учебного материала 2(1) 2
1 Просвещённый абсолютизм. 2 Реформы Екатерины 2. Самостоятельная работа обучающихся: доклады по теме. Тема26.
Русская культура 18 века.
Содержание учебного материала 2 2
1 Образование и просвещение. 2 Литература. 3 Искусство .4 Повторение. Тема27.
Европа в 19 веке. Содержание учебного материала 2(1) 2
1 Политическое развитие Европы. 2 Экономическое развитие Европы Самостоятельная работа обучающихся: учебник, с. 209-223. Тема 28.
Россия в начале 19 века. Содержание учебного материала 2 3
1 Общая характеристика. 2 Социально экономическое и политическое развитие. 3 Внутренняя и внешняя политика. Тема 29.
Отечественная война 1812 года. Содержание учебного материала 1(1) 3
1 Начало войны. 2 Бородино и итоги войны..3 Заграничный поход русской армии. Самостоятельная работа обучающихся: подготовить доклады. Тема 30.
Движение декабристов. Содержание учебного материала 1(2) 2
1 Причины. 2 Северное и Южное общества декабристов. 3 Восстание декабристов, итоги и значение. Самостоятельная работа обучающихся: подготовить доклады «Декабристы –пензенцы». Тема31.
Россия в эпоху правления Николая 1. Содержание учебного материала 1 2
1 Социально-экономическое развитие. 2 Политическое развитие. 3 Внешняя политика. Тема 32.
Отмена крепостного права в России. Содержание учебного материала 1 3
1 Причины реформы. 2 Основные положения реформы. 3 Итоги и значение реформы. Тема 33.
Буржуазные реформы 60-70 годов 19 века. Содержание учебного материала 2 2
1 Земская и городская реформа. 2 Военная реформа. 3 Судебная реформа. 4 Итоги реформ. Тема: 34. Россия во 2 половине 19 века Содержание учебного материала 1 2
1 Экономическое развитие. 2 Социально-политическое развитие. Тема35.
Общественное движение в России в 19 веке. Содержание учебного материала 1(2) 2
1 Либеральное направление. 2 Революционные народники. 3 Социал-демократическое движение. Самостоятельная работа обучающихся: с. 246-251. Тема 36.
Культура России в 19 веке. Содержание учебного материала 1(1) 3
1 Наука и образование. 2 Искусство. 3 Литература, театр. Самостоятельная работа обучающихся: подготовить доклады. Тема 37.
Повторение. 1 Россия в 17-19 веке. 2 2
2 Контрольная работа. Итого 34(22)
Раздел 5.
Новейшая история.
Мир в 1 половине ХХ века. Тема 38.
Международные отношения на рубеже 19-20 веков. Содержание учебного материала 2(1) 2
1 Международные отношения на рубеже веков.. Империализм. 2 Колониализм. Самостоятельная работа обучающихся: подготовить доклады «Европа во второй половине 19 в.»». Тема 39.
Мир в 1900-1914 гг. Содержание учебного материала 2(1) 2
1 Индустриальное общество. 2 Развитие США и стран Европы. 3 Внешняя политика и международные отношения. Самостоятельная работа обучающихся: подготовить доклады «Ведущие державы». Тема 40.
Россия в начале ХХ века. Содержание учебного материала 2 2
1 Социально-экономическое развитие. 2 Политическое развитие. 3 Русско-Японская война. Тема 41.
Первая русская революция 1905-1907 гг. Содержание учебного материала 2 2
1 Причины 2 Основные события. 3 Итоги. Тема 42.
Россия в 1907-1914 гг. Содержание учебного материала 2(1) 2
1 Экономическое развитие 1907-1914, аграрная реформа Столыпина. 2 Политичское развитие 1907-1914. 3 Госдума. Самостоятельная работа обучающихся: подготовить доклады «Столыпин». Тема 43. Первая Мирова война.
Россия в войне. Содержание учебного материала 2(1) 3
1 Причины войны. 2 Военные действия 1914-1918гг., итоги. 3 Россия в войне. Самостоятельная работа обучающихся: подготовить доклады «Война и русское общество». Тема 44. Содержание учебного материала Февральская революция 917 года. 1 Причины. 1(1) 2
2 Установление двоевластия, итоги. 3 Россия от Февраля к Октябрю-варианты развития. Самостоятельная работа обучающихся: подготовить доклады «Революционные деятели». Тема 45.
Октябрьская революция и установление Советской власти. Содержание учебного материала 2(1) 2
1 Причины. 2 Основные события. 3 Итоги 4 Первые мероприятия большевиков. Самостоятельная работа обучающихся: подготовить доклады «В. И. Ленин». Тема 46.Гражданская война и интервенция. Содержание учебного материала 1(1) 2
1 Причины. 2 Этапы, события. 3 Итоги. Причины победы большевиков. Самостоятельная работа обучающихся: подготовить доклады «Герои войны». Тема 47.
Военный коммунизм и НЭП. Содержание учебного материала 2 2
1 Военный коммунизм: мероприятия и итоги. 2 Нэп: причины, основные мероприятия и итоги. Тема 48.
Образование СССР. Содержание учебного материала 1 2
1 Условия для объединения республик. 2 Образование союзного государства. Тема 49.
Индустриализация и коллективизация в СССР. Содержание учебного материала 2 2
1 Индустриализация: причины, сущность, итоги. 2 Коллективизация: причины, сущность, итоги. 3 Экономическая модель социализма. Тема 50.
Формирование тоталитарного режима в СССР. Содержание учебного материала 2(1) 2
1 Политическое развитие в 20-е годы. 2 Сущность тоталитарного режима. 3 Репрессии 30-х годов. Самостоятельная работа обучающихся: составить презентации. Тема 51.
Внешняя политика СССР в 20-30 годы 20 века. Содержание учебного материала 2 2
1 Внешняя политика в 20-е годы. 2 Внешняя политика СССР в 30-е годы. 3 Внешняя политика СССР в 1939-1941, Советско-германское сближение. Тема 52.
Развитие Европы и США в 20-30 е годы 20 века. Содержание учебного материала 2(1) 2
1 Версальско-Вашингтонская система. 2 Западные демократии в 20-е годы ХХ века. 3 Общемировой кризис 1929-1933. 4 Наступление фашизма. Самостоятельная работа обучающихся: с. 313-332.. Тема 53.
Повторение. Содержание учебного материала 1 3
1 Самостоятельная работа. Тема 54.
Вторая мировая война. Содержание учебного материала 2(1) 2
1 Причины, участники. 2 Театры военных действий. 3 Итоги. Самостоятельная работа обучающихся: подготовить доклады. Тема 55.
Великая Отечественная война. Содержание учебного материала 5(1) 2
1 СССР накануне ВОВ. 2 Начало ВОВ. 3 Коренной перелом. 4 Завершающий этап. 5 Пенза и тыл в годы ВОВ. Самостоятельная работа обучающихся: подготовить доклады «Полководцы ВОВ». Тема 56.
СССР в 1945-1953. Содержание учебного материала 3 2
1 Начало «Холодной войны». 2 Восстановление разрушенного хозяйства. 3 Социально-политическое развитие 1945-1953. Итого 38(11) Раздел 6.
Мир во 2 половине ХХ века.
Тема 56.
СССР в 1953-1964. Содержание учебного материала 3(1) 2
1 Варианты послесталинского развития. 2 ХХ съезд КПСС. 3 Социально-экономическое и духовное развитие СССР в 1953-1964. Самостоятельная работа обучающихся: подготовить доклады «Личность Хрущёва». Тема 57.
СССР в 1964-1985. Содержание учебного материала 4(1) 2
1 Экономическое развитие. Реформа Косыгина. 2 Социально-политическое развитие. 3 Нарастание застойных явлений. 1 Духовное развитие СССР 1964-1985. Самостоятельная работа: доклады «духовное и культурное развитие СССР», «Диссиденты», работа с учебником. Тема 58.
Международные отношения в годы «Холодной войны». Содержание учебного материала 2(1) 2
1 Причины «Холодной войны», Берлинский кризис. 2 Региональные конфликты. 3 Карибский кризис, разрядка. 4 Завершение «Холодной войны». Самостоятельная работа обучающихся: подготовить доклады. Тема 59.
СССР в 1985-1991. Содержание учебного материала 3(2) 2
1 Начало перестройки. Экономические реформы. 2 Социально-политическое развитие 1985-1991. 3 Распад СССР и образование СНГ. 4 Внешняя политика 1985-1991. Самостоятельная работа: доклады, работа с учебником. Тема 60.
Страны Азии в 1945-1991. Содержание учебного материала 2(2) 2
1 Крушение колониальной системы 2 Страны Востока: проблемы модернизации. Самостоятельная работа: доклады, работа с учебником. Тема 61.
Страны Европы и США во второй половине ХХ века. 2 2
1 Страны Европы во 2 половине ХХ века. 2 США во второй половине ХХ века. Тема 62.
РФ в 1991-2000.
Содержание учебного материала 2(2) 2
1 Экономическое развитие России 1991-2000. 2 Социально-политическое развитие России 1991-2000. 3 Внешняя политика России 1991-2000. Самостоятельная работа: доклады «Война в Чечне», «Культура современной России». Раздел 7. Мир в начале 21 века. Тема 63.
Мир в начале 21 века. Содержание учебного материала 1 2
1 Глобальные проблемы человечества. 2 Современные международные отношения. Тема 64.
РФ в начале 21 века Содержание учебного материала 2(2) 2
1 Экономическое развитие. 2 Социально-политическое развитие. 3 Внешняя политика. Самостоятельная работа: доклады «Россия в современном мире», «Проблемы современной России». Тема 65.
Повторение.
Содержание учебного материала 2 3
1 Итоговое повторение. 2 Контрольная работа. Итого 23(11) Всего 117 (175) 3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Истории.
Оборудование учебного кабинета: Комплекты наглядных пособий, исторических карт, плакаты, схемы, портреты, комплект учебников, доска.Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, компьютер, принтер, телевизор, DVD- плеер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
4.Библиография:
1. Основная литература:
«История» под ред. П. С. Самыгина, 2013.
2. Литература для самостоятельной работы:
Н. В. Загладин «Новейшая история зарубежных стран», М. 2001.
А. М. Родригес «Новейшая история зарубежных стран 20 век», М. 2001
Р. Ю. Виппер «История древнего мира», М. 1994.
А. А. Васильев «История средних веков», М. 1994.
Виппер «История древнего мира», М. 1994.
А. А. Васильев «История средних веков», М. 1994.
«Всемирная история», энциклопедия под ред. В. М. Макаревича, М-2003.
«Большой справочник школьника», М-1999.
«Пензенская энциклопедия», под ред. К. Д. Вишневского, М-2001.
«Всемирная история» современная школьная энциклопедия, под ред. В. Д. Пономарёва, М-2008.
«Российская история» современная школьная энциклопедия,под ред. А. В. Голубева, М2008.
«Энциклопедия русской культуры» под ред. Т. Ниловой, М-2006.
В.И.Курбатов «Обществознание», Ростов-на-Дону-2000 г.
А.Е.Кулаков «Религии мира», М-1996 г.
В.Е.Степанов, А.Я.Шевеленко «История средних веков»- хрестоматия,
М-1981 г.
«История Отечества», В. В. Артёмов, В. Н. Лубченков, 2009.
«История» под ред. П. С. Самыгина, 2003.
В.И.Курбатов «Обществознание», Ростов-на-Дону-2000 г.
А.Е.Кулаков «Религии мира», М-1996 г.
В.Е.Степанов, А.Я.Шевеленко «История средних веков»- хрестоматия,
М-1981 г.
«История» под ред. П. С. Самыгина, 2009.
3.Дополнительная литература:
Радионов П. Г. «История отечества», мультимедийный учебник.
Г.К.Селезнев «Политическая история современной России 1991-2001», М- 2001.
В. О. Ключевский « Курс лекций по русской истории», М-1997.
«Всемирная история», энциклопедия под ред. В. М. Макаревича, М-2003.
«Большой справочник школьника», М-1999.
«Пензенская энциклопедия», под ред. К. Д. Вишневского, М-2001.
«Всемирная история» современная школьная энциклопедия, под ред. В. Д. Пономарёва, М-2008.
«Российская история» современная школьная энциклопедия,под ред. А. В. Голубева, М02008.
«Энциклопедия русской культуры» под ред. Т. Ниловой, М-2006.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
уметь:
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
знать/понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; основные исторические термины и даты; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Д Зачёт 1с.
Д Зачёт 2с.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий и самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.