Рабочая программа по дисциплине История для специальностей СПО для 1 курса (117ч.)


Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежский политехнический техникум»
(ГБПОУ ВО «ВПТ»)
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
По учебной работе
____________Т.И. Агафонова
«______»____________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ. 04 ИСТОРИЯ
Воронеж 2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе приказа Минобразования России от 05.03.2004 №1089 (ред. от 23.06. 2015 г.) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством
Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «Воронежский политехнический техникум»
Разработчик: Жеребятьева Е.Н. преподаватель ГБПОУ ВО «Воронежский политехнический техникум» г. Воронежа
РАССМОТРЕНО и СОГЛАСОВАНО на заседании цикловой комиссии гуманитарных, социально-экономических дисциплин.
Протокол от «_____»___________20______г. №______
Председатель цикловой комисси_________________О.Н. КовыргинаМетодист____________________С.А. Крутских
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
16
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
18
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«История»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе приказа Минобразования России от 05.03.2004 №1089 (ред. от 23.06. 2015 г.) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «История» относится к циклу общеобразовательных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного
анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей,
определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и
современности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 176 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося 59 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 176
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 117
в том числе: лабораторные занятия -
практические занятия -
контрольные работы -
курсовая работа (проект) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 59
Систематическая проработка материалов СМИ, анализ ситуаций, выполнение заданий различного типа в сборниках заданий для самостоятельной работе по дисциплине 20
Самостоятельная работа по созданию презентаций 16
Подготовка к дискуссиям, работа с документами 10
Самостоятельная работа над сообщениями к темам занятий. 13
Итоговая аттестация в форме зачета (дифференцированного)
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины История

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
История как наука Введение. История как наука. 2 (3,5) 1 История как наука
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества. Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний.
2 1
Самостоятельная работа обучающихсяВыполнение домашнего задания по теме.
1,5 Раздел 1.
Всеобщая история Раздел 1.
Всеобщая история 34 (51) Тема 1.1
Древнейшая стадия истории человечества.
1.1.Древнейшая стадия истории человечества. 2 2
Содержание учебного материала 1 Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.
Самостоятельная работа обучающихсяСамостоятельная работа обучающихсяВыполнение домашнего задания по теме. Подготовка сообщений или презентаций по теме: «Первобытнообщинный строй на территории Воронежского края». 1 Тема 1.2
Цивилизации Древнего Мира и Средневековья Тема 1.2
Цивилизации Древнего Мира и Средневековья 6 1.2.1 Архаичные цивилизации древности. Античная цивилизация. 2 2
1.2.2. Особенности развития цивилизаций Востока.
2 2
1.2.3. Христианская средневековая цивилизация. Кризис средневекового общества в XIV - XV вв2 2
Содержание учебного материала 1 Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. Архаичные цивилизации древности. Мифологическая картина мира.
Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном обществе.
Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций. Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.
Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. Православие и католицизм. Кризис европейского средневекового общества в XIV - XV вв.
Самостоятельная работа обучающихсяВыполнение докладов, презентаций и сообщений по темам: «Мифология Древней Греции и Древнего Рима», «Возникновение Олимпийский игр», «Крестовые походы и их результаты». И др.
3 Тема 1.3.
Новое время: эпоха модернизации
Тема 1.3.
Новое время: эпоха модернизации
10 1.3.1. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации.
2 2
1.3.2.От сословно-представительных монархий к абсолютизму.
Буржуазные революции XVII - XIX вв. 2 2
1.3.3. Технический прогресс и Великий промышленный переворот. Особенности духовной культуры Нового времени. 2 2
1.3.4. Традиционные общества востока в условиях европейской колониальной экспансии. Великие географические открытия.
2 2
1.3.5.Международные отношения в Новое время 2 2
Содержание учебного материала 1 Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Буржуазные революции XVII - XIX вв. Идеология Просвещения и конституционализм. Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества.
Технический прогресс в XVIII - середине XIX вв. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в европейских странах. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени.
Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Эволюция системы международных отношений в конце XV - середине XIX вв.
Самостоятельная работа обучающихсяЗаполнение таблиц в рабочих тетрадях. Проработка конспектов занятий, учебной и гуманитарной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем к теме). 5 Тема 1.4
От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального обществаТема 1.4
От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества.8 1.4.1. Научно-технический прогресс на рубеже XIX – XX вв. Западное общество в к. XIX – серед. XX века. 2 2
1.4.2. Модели ускоренной модернизации в XX веке. Системный кризис общества 1960- х – 1970- х гг. 2 2
1.4.3. «Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии 2 2
1.4.4. Международные отношения в к. XIX - сер XX вв.Духовная культура в период Новейшей истории. 2 2
Содержание учебного материала 1 Научно-технический прогресс в конце XIX - последней трети XX вв. Проблема периодизации НТР. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX - середине XX вв. От монополистического капитализма к смешанной экономике. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства. Изменение социальной структуры индустриального общества.
Кризис классических идеологий на рубеже XIX - XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Молодежное, антивоенное, экологическое, феминистское движения. проблема политического терроризма.
Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-х - 1970-х гг.
Модели ускоренной модернизации в XX в. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур.
"Новые индустриальные страны" Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.
Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX - середине XX вв. мировые войны в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия.
Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Мировоззренческие основы реализма и модернизма. технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в.
Самостоятельная работа обучающихся:
Заполнение таблиц. Подготовка к дискуссиям, работа с документами. Выполнение сообщений, презентаций.
Примерная тематика «М.К. Ганди, освободительное движении в Индии», «Культура в массовом обществе»,
«Социальные движения второй половины XX века». 4 Тема 1.5.Человечество на этапе перехода к информационному обществу
Тема 1.5.Человечество на этапе перехода к информационному обществу
6 1.5.1. Становление информационного общества. Глобализация общественного развития на рубеже XX – XXI вв. 2 2
1.5.2. Кризис политической идеологии на рубеже XX – XXI вв. Роль религии в современной жизни.
2 2
1.5.3. Духовная жизнь современного общества.
2 2
Содержание учебного материала 1 Человечество на этапе перехода к информационному обществу
Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Глобализация общественного развития на рубеже XX - XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире.
Кризис политической идеологии на рубеже XX - XXI вв. "Неоконсервативная революция". Современная идеология "третьего пути". антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.
Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.
Самостоятельная работа обучающихсяСоставление таблиц и презентаций, сообщений
Примерная тематика: «Массовая культура», «Международный терроризм».Кризис мировой цивилизации 3 Раздел 2
История России
Раздел 2
История России
82 (123) Тема 2.1
История России - часть всемирной истории.
2 2.1.1 Народы на территории России, праславяне. Великое переселение народов. 2
2
Тема 2.1
История России - часть всемирной истории.
Содержание учебного материала 1 Народы и древнейшие государства на территории России
Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов. Праславяне. восточнославянские племенные союзы и соседи. занятия, общественный строй и верования восточных славян.
Самостоятельная работа обучающихся Заполнение таблицы в рабочей тетради
1 Тема 2.2.
Русь в IX - начале XII вв.
Тема 2.2.
Русь в IX - начале XII вв.
4 2.2.1. Рождение Киевской Руси. Крещение Руси. 2 2
2.2.2. Культура Древней Руси 2 2
Содержание учебного материала 1 Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами запада и востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Самостоятельная работа обучающихсяПроработка конспектов занятий, подготовка сообщений к занятиям, составление таблицы 2Культура Древней Руси».
2 Тема 2.3
Русские земли и княжества в XII - середине XV вв.
Тема 2.3
Русские земли и княжества в XII - середине XV вв.
6 2.3.1. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности
2 2
2.3.2. Борьба Руси с иноземными завоевателями
2 2
2.3.3. Русь на пути к возрождению. Москва как центр объединения русских земель. Культурное развитие Руси.
2 2
Содержание учебного материала 1 Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Русь и степь. Идея единства русской земли.
Образование монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления монгольской империи. Золотая орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. русские земли в составе великого княжества литовского.
Восстановление экономики русских земель. формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в северо-восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие ордой ислама. Автокефалия русской православной церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.
Самостоятельная работа обучающихсяПроработка конспектов занятий, составление таблицы «Политическая раздробленность на Руси», подготовка сообщений: «Александр Невский – государственный деятель и полководец», «Рождение русской письменности. Кирилл и Мефодий», «Дмитрий Донской и Сергий Радонежский – исторический портрет».
3 Тема 2.4 Российское государство во второй половине XV - XVII вв.
Тема 2.4 Российское государство во второй половине XV - XVII вв.
12 2.4.1. Образование Российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов 2 2
2.4.2. Россия в царствование Ивана Грозного. Опричнина.
2 2
2.4.3. Смута в России начала XVII в.
2 2
4.4. Россия в период правления первых Романовых. Церковный раскол и социальные движения в XVII веке.
2 2
4.5. Экономическое развитие России в XVII веке.
2 2
2.4.6. Культура России во второй половине XV - XVII веке.
2 2
Содержание учебного материала 1 Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. "Москва - третий Рим". Роль церкви в государственном строительстве. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов.
Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в XVI в.
Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией.
Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения XVII в.
Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV - XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.
Самостоятельная работа обучающихсяВыполнение сообщений по темам занятий, выполнение заданий различного типа в сборниках заданий для самостоятельной работы по дисциплине, заполнение таблиц в рабочих тетрадях. 6 Тема 2.5
Россия в XVIII - середине XIX вв.
Тема 2.5
Россия в XVIII - середине XIX вв.
14 2.5.1.. Внешняя политика Петра I. 2 2
2.5.2. Внутренняя политика Петра I. 2 2
2.5.3. Россия в период дворцовых переворотов.
2 2
2.5.4. Россия во второй половине XVIII в. Абсолютизм. 2 2
.5.5. Россия в первой половине XIX столетия. Правление Александра I.
2 2
2.5.6. Российская империя в период правления Николая I. Общественное движение первой половины XIX века.
2 2
2.5.7. Культура народов России и ее связи с европейской культурой XVIII - первой половины XIX вв. 2 2
Содержание учебного материала 1 Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Реформы государственной системы в первой половине XIX в.
Особенности экономики России в XVIII - первой половине XIX вв.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.
Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII - первой половины XIX вв.
Самостоятельная работа обучающихсяВыполнение сообщений по темам занятий, выполнение заданий различного типа в сборниках заданий для самостоятельной работы по дисциплине, создание презентаций по теме «Декабристы», «Отечественная война 1812г». 7 Тема 2.6
Россия во второй половине XIX - начале XX вв.
Тема 2.6
Россия во второй половине XIX - начале XX вв.
12 2.7.1. Россия в эпоху «Великих реформ». Народничество. 2 2
2.7.2. Политика контреформ. Экономическое развитии Российской империи в конце XIX века. 2 2
2.7.3.Россия в начале XX века. Реформы П.А. Столыпина. «Восточный вопрос» во внешней политике России и русско–японская война.
2 2
2.7.4. Общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905-1907 гг. 2 2
2.7.5. Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале XX вв.
2 2
2.7.6. Россия в первой мировой войне. Влияние войны на российское общество. 2 2
Содержание учебного материала 1 Реформы 1860-х - 1870-х гг. Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905 - 1907 гг. Становление российского парламентаризма.
Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX - начале XX вв. Развитие системы образования, научные достижения российских ученых.
"Восточный вопрос" во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX - XX вв. Русско-японская война.
Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.
Самостоятельная работа обучающихсяВыполнение сообщений по темам занятий, выполнение заданий различного типа в сборниках заданий для самостоятельной работы по дисциплине, заполнение таблиц в рабочих тетрадях. 6 Тема 2.7.
Революция и Гражданская война в России
Тема 2.7.
Революция и Гражданская война в России
6 2.7.1. Революция 1917 г. Формирование однопартийной системы. 2 2
2.7.2. Гражданская война и иностранная интервенция
2 2
2.7.3. Новая экономическая политика 2 2
Содержание учебного материала 1 Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Тактика политических партий. Провозглашение и утверждение советской власти. Учредительное собрание. Брестский мир. Формирование однопартийной системы.
Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика "военного коммунизма". "Белый" и "Красный" террор. российская эмиграция.
Переход к новой экономической политике.
Самостоятельная работа обучающихсяРабота с документами. Проработка конспектов занятий, учебной и гуманитарной литературы. Создание презентаций по теме «Революции 1917 г. в России». 3 Тема 2.8
СССР в 1922 - 1991 гг.
Тема 2.8
СССР в 1922 - 1991 гг.
20 2.8.1. Образование СССР. Строительство социализма. 2 2
2.8.2. Индустриализация и коллективизация в СССР. Советское государство в 20-30 – е годы. 2 2
2.8.3. Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий. Коренной перелом. 2 2
2.8.4. Заключительный этап Вов. Партизанское движение.
2 2
2.8.5. Идеология и культура в годы Вов. 2 2
2.8.6. СССР в послевоенный период. «Холодная война» 2 2
2.8.7. Экономические реформы в 1950-х – 1960-х гг. СССР в 1950-х – 1970- - х гг.
2 2
2.8.8. СССР в к. 1980-х гг. Политика перестройки и гласности. 2 2
2.8.9. СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины XX века.
2 2
2.8.10 Причины распада СССР.
2 2
Содержание учебного материала 1 Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство.
Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.
Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация. Коллективизация. "Культурная революция". Создание советской системы образования. идеологические основы советского общества.
Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами.
Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне.
Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Складывание мировой социалистической системы. "Холодная война" и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием.
Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Экономические реформы 1950-х - 1960-х гг., причины их неудач. Концепция построения коммунизма. Теория развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движение.
Особенности развития советской культуры в 1950 - 1980 гг. Наука и образование в СССР.
"Застой". Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты.
СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины XX в. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. афганская война.
Причины распада СССР.
.
Самостоятельная работа обучающихсяВыполнение сообщений по темам занятий, выполнение заданий различного типа в сборниках заданий для самостоятельной работы по дисциплине, создание презентаций по теме «Антигитлеровская коалиция, ее значение», написание эссе по теме «Великая Отечественна война и история моей семьи». 10 Тема 2.9
Российская Федерация (1991 - 2003 гг.)
6 2.9.1. Становление новой российской государственности.
2 2
2.9.2. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. Россия в мировых интеграционных процессах.
2 2
2.9.3. Россия в начале XXI века. Основные итоги развития России с древнейших времен.
2 2
22Тема 2.9
Российская Федерация (1991 - 2003 гг.)
Содержание учебного материала 1 Становление новой российской государственности. Августовские события 1991 г. Политический кризис сентября - октября 1993 г. Конституция Российской Федерации 1993 г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств.
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.
Российская культура в условиях радикального преобразования общества.
Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализации.
Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе.
Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны. Самостоятельная работа обучающихсяВыполнение сообщений по темам занятий, выполнение заданий различного типа в сборниках заданий для самостоятельной работы по дисциплине.
3 Обобщение 1 (1,5)
1 Итоговое занятие. Зачет 3
Самостоятельная работа обучающихсяПодготовка к зачетному занятию, проработка конспектов и тем по учебнику.
0,5 Всего
176 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета по истории.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Истории»:
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия;
- комплект плакатов и карт;
- компьютер, мультимедийное оборудование, программное обеспечение.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Артемов В.В., Ю.Н. Лубченков История. – Москва, Издательский центр «Академия»,2012.
Дополнительные источники:
Алексашкина Л.Н., Данилов А.А. , Косулина Л.Г. Россия и мир в XX веке. – М., 2002.
Алексашкина Л.Н Новейшая история XX век. – М., 2002.
Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – М., 2002.
Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. — М., 2006.
Боффа Дж. История Советского Союза. – М., 1990.
Бушуев С.В. История государства Российского: IX-XVI вв.- М., 2000.
Верт Н. История советского государства 1900-1991. – М., 1992.
Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. – М.,1999.
Данилевский Н.И. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XIIвв.) – М., 1999.
Данилов А.А. История России. XX век. – М.,1999.
Данилов А.А., Пыжиков А.В. Россия – в 90-е гг. XX века. – М., 2002.
Зайцев Ю.В. История древнего мира: Энциклопедия. – М., 2000.
Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVIстолетий. – М., 1982
Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. — М., 2006.
История. 11 класс. Тематический контроль. — М., 2004.
Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. – М., 1993.
Ле Гофф Ж. Цивилизации средневекового Запада. – М., 1992.
Мировое политическое развитие: Век XX . – М., 1994.
Отечественная история XX в./ под ред. А.В. Ушакова. – М., 1997.
Проэктор Д.М. Фашизм: Путь агрессии и гибели. – М., 1989.
Российское государство и общество. XX век. – М., 1999.
Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в XIV- XVII вв. – М., 1969.
Уткин А.И. Вторая мировая война. – М., 2002.
Хопкинсон К. Двадцатый век. – М., 1997
Шестаков В.А. Россия в 1992-1998 гг. доп.мат. – М., 1999.
Шацилло В.К. Новейшая история: Книга для чтения. – М., 2004.
Интернет – ресурсы:
1. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. На сайте представлено в электронном виде большое количество исторических документов по отечественной и всемирной истории, а также ссылки на справочные и хронологические материалы по истории на русском языке в Интернете. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html.
2. Всемирная история в лицах. Сайт посвящен великим людям в истории человечества. Помимо биографий исторических деятелей, приведены сведения о королевских династиях, различные карты и схемы. На сайте начата публикация энциклопедического словаря “Государи и династии зарубежной Европы”, который представляет собой алфавитный историко-биографический справочник объёмом около 5000 статей, содержащий сведения о всероссийских европейских правящих династиях и их отдельных представителях – монархах. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rulers.narod.ru.
3. Словарь исторических имен, названий и специальных терминов. Ресурс представляет краткое объяснение греческих, латинских, арабских и других слов, имеющих важное значение в античной и средневековой истории. Словарь  взят из исторического исследования С. Б. Сорочана, В. М. Зубаря, Л. В. Марченко "Жизнь и гибель Херсонеса". Харьков 2000, Майдан. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moscow-crimea.ru/history/obshie/dictionary/.
4. Президент России гражданам школьного возраста. Сайт Администрации Президента России призван кратко, доходчиво и занимательно рассказать учащимся средних классов российских школ (гимназий, лицеев, детских домов) о демократическом институте президентства; символах и атрибутах нашего государства; действующем Президенте России; истории власти в России; месте работы главы государства - Московском Кремле. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uznay-prezidenta.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, презентаций.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
оценка анализа устного ответа,
наблюдение за выполнение работ с картой,
оценка анализа выполнения работ по материалам исторических источников, наблюдение за составлением таблиц и схем (хронологические, сравнительные),
оценка за выполнение реферата, конспекта,
оценка защиты реферата, доклада.
оценка за выполнение опережающих заданий,
оценка за выполнение терминологических диктантов,
оценка за выполнение письменных проверочных работ проблемного характера.
Знания:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
оценка за выполнение индивидуальных заданий,
оценка за выполнение тестовых заданий различного характера
наблюдение за ходом выполнения проектного задания,
оценка анализа устного ответа,
оценка защиты реферата, доклада,
оценка за выполнение письменных проверочных работ проблемного характера,
оценка за выполнение сравнительного анализа.
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям
современной жизни исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом;
восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания поданному учебному предмету.
наблюдение за ходом выполнения проектного задания,
оценка анализа устного ответа,
оценка за выполнение письменных проверочных работ проблемного характера,
оценка за выполнение сравнительного анализа.