Рабочая программа по дисциплине История для специальностей СПО для 2 курса (48ч.)

Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежский политехнический техникум»
(ГБПОУ ВО «ВПТ»)

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
По учебной работе
____________Т.И. Агафонова
«______»____________20___г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 02 ИСТОРИЯ






Воронеж 2016

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 22.04.2014 г № 384


Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «Воронежский политехнический техникум»

Разработчик: Жеребятьева Е.Н., Столярова Н.В. преподаватель ГБПОУ ВО «Воронежский политехнический техникум» г. Воронежа


РАССМОТРЕНО и СОГЛАСОВАНО на заседании цикловой комиссии гуманитарных, социально-экономических дисциплин.

Протокол от «_____»___________20______г. №______

Председатель цикловой комисси_________________О.Н. Ковыргина

Методист____________________С.А. Крутских




СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

19

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

21



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«История»

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 22.04.2014 г № 384
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель:
Формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX - начала XXI вв.
Задачи:
рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX - начала XXI вв.;
показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России;
сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире;
показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

В результате освоения учебной дисциплины формируются следующие компетенции:
- общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
























2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48

в том числе:


лабораторные занятия
-

практические занятия
-

контрольные работы
-

курсовая работа (проект)
-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
24

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной и гуманитарной литературы, материалов СМИ, выполнение заданий в сборниках заданий.
8

Самостоятельная работа по созданию презентаций
4

Подготовка к дискуссиям
4

Самостоятельная работа над сообщениями и докладами
8




Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения


Содержание учебного материала



Раздел 1.
Раздел 1. Послевоенное мирное урегулирование. Основные социально-экономические и политические тенденции развития стран во второй половине XX века
27


Тема 1.1.
Послевоенное
мирное урегулирование в Европе и на Востоке. Конфликты и кризисы «холодной войны».











Содержание учебного материала

2







2









2



1.
1.1. Послевоенное устройство мира. «Холодная война».
Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. Выработка согласованной политики союзных держав в Германии. Идея коллективной безопасности. Новый расклад сил на мировой арене. Речь Черчилля в Фултоне. Доктрина «сдерживания». План Маршалла. Начало «холодной войны». Образование Организации Североатлантического договора (НАТО). Корейская война, как первый опыт эпохи «холодной войны». Высадка войск ООН в Корее. Перемирие и раскол Кореи. Начало арабо-израильского противостояния. Индокитайский конфликт.
1.2. Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости.
Рост антиколониального движения. Образование новых независимых государств вследствие крушения колониальных империй. Влияние «холодной войны» на освободительные движения. Деколонизация в Африке. Трудности преодоления отсталости. Выбор путей модернизации и культурно-цивилизационные блоки. Страны-экспортёры нефти. «Новые индустриальные страны». Социальные и экономические проблемы современных африканских государств. АСЕАН – сотрудничество «новых индустриальных стран»: Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Сингапур, Бруней, Вьетнам.
Экономические отношения России со странами Юго-Восточной Азии. ШОС. ЕврАзЭС. Состояние и перспективы.
1.3. Диктаторские режимы на мусульманском Востоке, их агрессивность. Рождение исламистского тоталитаризма
Модели трансформации исламских обществ. Модель проевропейской модернизации в Турции. Иранская революция конца 1970-х г.г. и её последствия. Религиозный фундаментализм в современном Иране. Глобализация и исламский мир. Новое завоевание Европы? Татарский ислам. Положительный опыт межкультурной интеграции в России.

2







2









2


Самостоятельная работа: подготовка информационных сообщений, проработка конспектов занятий, учебной и гуманитарной литературы к теме.

3


Тема 1.2
Крупнейшие страны мира во второй половине XX века.
Содержание учебного материала

2



2



2



1.
1.2.1. Экономические и геополитические итоги второй мировой войны. США.
Экономические, геополитические итоги второй мировой войны для крупнейших стран мира. Превращение США в финансово-экономического и военно-политического лидера западного мира. Реконверсия и выбор послевоенного курса государственной политики.
1.2.2. Социально-экономическое развитие стран Запада во второй половине XX века.
Основные направления социально-экономической политики стран Запада во второй половине XX века.
1.2.3.Развитие стран Восточной Европы во второй половине XX века
Страны Восточной Европы после второй мировой войны. Образование социалистического лагеря. Восточноевропейский социализм как общественная модель. «Бархатные революции» в странах Восточной Европы. Распад «восточного блока» и преодоление биполярности мира. Последствия краха тоталитарного социализма. Социально- экономическое развитие, рыночные реформы. Интеграция в «объединённую Европу». Современный уровень взаимоотношений России и стран Восточной Европы.

2


2

2




Самостоятельная работа: подготовка информационных сообщений, проработка конспектов занятий, учебной и гуманитарной литературы к теме. Подготовка презентации по теме «Организация Варшавского договора»,.
3


Тема 1.3. Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века. (Япония, Индия, Китай)
Содержание учебного материала


2





2



1.
1.3.1.Социально-экономическое развитие Японии и Китая.
Экономическое и политическое положение Японии после второй мировой войны. Политический и экономические уроки Японии из Второй мировой войны. Война в Корее и ее влияние на экономическое развитие Японии. «Японское экономическое чудо». Причины и особенности. Утверждение самостоятельной роли Японии в мире.
Глобализация японской внешней политики. Эволюция ведущих политических партий.
Образование Китайской народной республики. Китай в 1950-1960-е г.г. Аграрная реформа, кооперирование, национализация предприятий, индустриализация. Провозглашение курса на превращение КНР в «великое социалистическое государство».
Китай в 1970-1990-е г.г. Прагматики у власти. Китай на современном этапе развития. Мероприятия современного китайского руководства по превращению страны из региональной в глобальную державу.
1.3.2. Индия
Образование трёх государств на территории бывшей британской колонии – Индии: Индии, Пакистана, Бангладеш. Принятие конституции Индии в 1950г. Курс Неру»: социально- экономические реформы 1950-х и первой половины 1960-х гг. Специфические проблемы Индии: национально - религиозная рознь, кастовый строй. Общественный традиционализм. Экономические реформы в Индии 1990-х г.г. Своеобразие процесса модернизации.

2











2



Самостоятельная работа: подготовка информационных сообщений, составление таблиц.
2


Тема 1.4 Латинская Америка. Проблемы развития во второй половине XX-
начале ХХ в.в.
Содержание учебного материала
2



1
Латинская Америка после Второй мировой войны. Национал-реформизм. Первый путь развития латиноамериканских стран: «строительство социализма» (Куба, Чили, Никарагуа). Революционные процессы.
Второй путь развития латиноамериканских стран: интеграция в мировую экономику (Мексика, Бразилия, Боливия...). Модернизаторская политика военных режимов в 1970-80-е годы. Продолжение политики модернизации в конце XX – начале XXI века.Усиление левых сил в начале XXI века в странах Южной Америки.
Интеграционные процессы в Латинской Америке: экономическое сотрудничество (МЕРКОСУР, Андское сообщество, Южноамериканский Союз) и военный блок - Южноамериканский Совет Обороны (ЮСО).

2


Самостоятельная работа: подготовка сообщения: «Кубинская революция и ее влияние в остальных странах Латинской Америки».
1


Раздел 2
Россия и ее место в мире во второй половине XX и начале XXI века.
Раздел 2
Россия и ее место в мире во второй половине XX и начале XXI века.
30


Тема 2.1 Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг. Основные направления и особенности внешней политики СССР.

1
Содержание курса
2




Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики. Социальная направленность за 1977-1980 гг. Особенности внешней политики СССР.

2



Самостоятельная работа обучающихся: подготовка презентации.
Примерная тематика:
«Внешняя политика СССР к началу 1980-х г.г».,
«Особенности внешней политики СССР».
1


Тема 2.2.
Советская концепция «нового политического мышления»

Содержание учебного материала
2








1
Перестройка в СССР и ее воздействие на социально-экономическое и политическое положение государств Восточной Европы. Провал экономических реформ «перестроечного образца». Кризис коммунистических режимов и распад «социалистического лагеря». Причины. Роспуск ОВД.Распад СССР и конец «холодной войны».

2




Самостоятельная работа: подготовка информационного сообщения, анализ исторических источников.
Примерная тематика:
Посттоталитарная Восточная Европа: социально-экономические и политические проблемы,
Интеграция восточноевропейских стран в мировую систему,
Национальный вопрос в постсоциалистической Восточной Европе, Советская концепция «нового политического мышления».
1


Тема 2.3.
Социально-экономическое и политическое развитие России в 1990-е годы

Содержание учебного материала


2



1
Августовский переворот. Распад СССР и образование СНГ.Федеративные отношения. Противоборство президента Б.Н Ельцина и Верховного Совета, принятие новой Конституции. Выборы в Государственную Думу 1995 г. и президентские выборы 1996 г. Отставка Б.Н.Ельцина. Этапы преобразований в экономике в 1990-е г.г. «Шоковая терапия». Корректировка курса реформ. Финансовый кризис 1998 г. и его последствия. Постепенный выход из финансового кризиса. Устойчивый рост российской экономики в начале XXI века.

2



Самостоятельная работа: подготовка сообщений.
Примерная тематика:
Б.Н.Ельцин: исторический портрет на фоне эпохи
Социально-экономическое и политическое развитие России в 1990-е годы.

1


Тема 2.4.
Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е годы.

Содержание учебного материала

2



1

Положение России в мире. Россия и Запад. Россия и Восток. Россия и СНГ. Результаты внешней политики в 1990-е годы. Расширение границ НАТО на Востоке. Роль ООН в урегулировании региональных конфликтов. Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве. Договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией

2



Самостоятельная работа: работа с картой, анализ СМИ.
Примерная тематика:
Локальные и региональные конфликты
1


Тема 2.5 Российская Федерация в планах международных организаций.
Содержание учебного материала

2





1
Военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России.

2



Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, материалов СМИ.
Примерная тематика:
НАТО и современная Россия.
Продвижение НАТО на Восток.
1


Тема 2.6
Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации. Договоры России со странами СНГ и вновь образованными государствами.
Содержание учебного материала
2
2


1.
Причина изменения территорий. Решение Президента по реформе территориального устройства РФ. Биографии политических деятелей.




Самостоятельная работа обучающихся: выполнение презентаций
Примерная тематика:
Изменение Территории Р.Ф..,
Биографии политических деятелей.
Территории РФ
1


Тема 2.7
Россия и мировые интеграционные процессы.
Содержание учебного материала

2



1.