Рабочая программа по химии для спо для специальностей: автомеханик и тракторист- машинист с/х производства


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Богучарский филиал ГПБОУ ВО «ВГПГК»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ХИМИЯ
для специальностей: 35.01.13 «Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства»,
23.01.03 «Автомеханик»

2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и в соответствии с примерной программой дисциплины, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008. Соответствует обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования, установленному Министерством образования и науки РФ. Содержание программы реализуется в пределах освоения обучающимися программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессиям СПО 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» и 23.01.03 «Автомеханик» с получением среднего (полного) общего образования разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
Разработчики: преподаватель
Богучарского филиала ГБПОУ ВО «ВГПГК»
_________Л.В. Коломойцева Рассмотрено и утверждено на заседании УМО
Богучарского филиала ГБПОУ ВО «ВГПГК»
председатель
___________ А.А. Бейдина
Протокол № _______
от «_____» ________2016 г. Согласовано:
заместитель заведующего Богучарским филиалом ГБПОУВО «ВГПГК»
по УР
__________ А.В. Гончарова
«_____» ________2016 г



СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
условия реализации программы учебной дисциплины
22
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
23
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Химия» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессиям СПО 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», 23.01.03 «Автомеханик»
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федеральных государственных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом технического профиля получаемых профессий СПО.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Отбор содержания проводился на основе следующих ведущих идей:
материальное единство веществ природы и их генетическая связь;
причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
познаваемость мира и закономерностей химических процессов;
объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала;
конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических веществ и в химической эволюции;
законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;
наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем человечества;
реализация дедуктивного подхода к изучению химии способствует развитию таких логических операций мышления, как анализ и синтез, обобщение и конкретизация, сравнение и аналогия, систематизация и классификация.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: дисциплина относится к базовым дисциплинам федерального компонента общеобразовательного цикла (ОДБ. 09 Химия)
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
называть изученные вещества по «тривиальной» и/или международной номенклатурам;
определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);
использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
объяснять химические явления, происходящие в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного вести себя в окружающей среде;
безопасно работать с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
определять возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
распознавать и идентифицировать важнейшие вещества и материалы;
проводить оценку качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
критически оценивать достоверность химической информации, поступающей из различных источников.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии; основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро;
основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
природные источники углеводородов и способы их переработки;
вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средств.1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
- максимальная учебная нагрузка обучающегося 117 часов,
в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка 78 часов;
- самостоятельная работа 39 часов
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 78
в том числе: уроки 62
семинары лабораторные занятия -
практические занятия 11
контрольные работы 5
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 39
в том числе: Повторение и закрепление изученного материала с использованием конспекта лекции, учебника, учебного пособия
Выполнение заданий по учебнику
Подготовка к практической работе
Оформление отчета по практической работе и подготовка к защите
Подготовка сообщения по теме «_______» Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «хИМИЯ»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
1 курс I полугодие17 Введение
Содержание учебного материала 2 2
Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Повторение основных понятий учебного курса химии за 8-9 классы Аудиторные учебные занятия 2 в том числе Уроки 2 Самостоятельная работа обучающихся Работа с конспектом лекции.
Подготовка к диагностике химических знаний. 1 Раздел 1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений
3 Тема 1.1.
Предмет органической химии.
Содержание учебного материала 1
Возникновение и крах учения виталистов. Понятие органическая химия. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Особенности, характеризующие органические соединения.
2
Аудиторные учебные занятия 1 в том числе Уроки 1 Самостоятельная работа обучающихся Повторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции.
1 Тема 1.2
Теория строения органических соединений
А.М. Бутлерова Содержание учебного материала 2
Изомерия и изомеры. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности. Гомологический ряд и гомологическая разность. Основные положения теории химического строения. Формулы молекулярные и структурные. Модели молекул: объемные и шаростержневые. 2
Аудиторные учебные занятия 2 в том числе Уроки 2 Самостоятельная работа обучающихся Повторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции.
1 Раздел 2. Углеводороды и их природные источники
12 Тема 2.1
Природный газ. Алканы.
Содержание учебного материала
2 2
Углеводороды. Природный газ. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. Аудиторные учебные занятия 2 Уроки 1 Практическое занятие № 1
.Качественное определение углерода и водорода в органических веществах 1 Самостоятельная работа обучающихся
Повторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекций.
Письменное выполнение заданий 7,12 учебника 1 Тема 2..2
Алкены. Этилен Содержание учебного материала
2
2
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов.
Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. Аудиторные учебные занятия 2 Уроки 1 Практическое занятие № 2
Получение и свойства этилена 1 Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практической работе.
Повторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции.
1 Тема 2.3
Алкадиены. Каучуки Содержание учебного материала 2 2
Алкадиены (диеновые углеводороды). Химические свойства алкадиенов. Синтетические каучуки. Резина, эбонит. Природный каучук. Аудиторные учебные занятия 2 Уроки 2 Самостоятельная работа обучающихся Повторение и закрепление изученного материала с использованием конспекта лекции, учебника
1 Тема 2.4
Алкины. Ацетилен Содержание учебного материала 1 2
Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение галогеноводородов, галогенов, воды (реакция Кучерова). Применение ацетилена на основе свойств. Аудиторные учебные занятия 1 Уроки 1 Самостоятельная работа обучающихся Повторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции.
1 Тема 2.5
Арены. Бензол
Содержание учебного материала
1
2
Арены. Бензол. Получение бензола
Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.
Аудиторные учебные занятия 1 Уроки 1 Самостоятельная работа обучающихся Повторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции.
0,5 Тема 2.6.
Нефть и способы ее переработки
Содержание учебного материала 4
2
Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты и их применение.
Аудиторные учебные занятия 4 Уроки 2 Практическое занятие № 3
Нефть и продукты ее переработки 1 Контрольная работа № 1 по разделу Углеводороды и их природные источники 1 Самостоятельная работа обучающихся Повторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции.
Подготовить доклад на тему «… - один из продуктов переработки нефти» 2 II полугодие22 Раздел 3 Кислородсодержащие органические соединения Тема3.1
Предельные одноатомные спирты.
Содержание учебного материала
3 2
Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Изомерия и номенклатура спиртов. Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Представители спиртов: метанол, этанол Аудиторные учебные занятия 3 в том числе Уроки 2 Практические занятия № 4
Синтез бромэтана из спирта 1 Самостоятельная работа обучающихсяПовторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции Подготовить сообщение на тему: «Алкоголизм, его последствия и предупреждение»
1 Тема 3.2
Многоатомные спирты (глицерин, фенол) Содержание учебного материала
2 2
Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Фенол. Получение фенола. Физические и химические свойства фенола. Применение фенола на основе свойств. Каменный уголь и продукты его переработки. Коксохимическое производство Аудиторные учебные занятия 2 в том числе Уроки 2 Самостоятельная работа обучающихся
Повторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции
1 Тема 3.3.
Альдегиды и кетоны Содержание учебного материала
1 2
Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт.
Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств
Аудиторные учебные занятия 1 в том числе Уроки 1 Самостоятельная работа обучающихся Повторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции 0.5 Тема 3.4.
Карбоновые кислоты. Содержание учебного материала 2 2
Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот.
Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств.
Аудиторные учебные занятия 2 в том числе Уроки 1 Практическое занятие № 5
Получение уксусной кислоты 1 Самостоятельная работа обучающихся Повторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции Подготовить к практическому занятию 1 Тема 3.5.
Сложные эфиры. Жиры. Мыла
Содержание учебного материала 1 2
Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла. Аудиторные учебные занятия 1 в том числе Уроки 1 Самостоятельная работа обучающихся Повторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции 0.5 Тема 3.6
Углеводы. Содержание учебного материала
3 2
Углеводы, их классификация. Моносахариды: глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды (сахароза): Химические свойства, применение
Полисахариды (крахмал и целлюлоза): Химические свойства, применение Аудиторные учебные занятия 3 в том числе Уроки 1 Практические занятия № 6
Гидролиз крахмала 1 Контрольная работа № 2
по разделу «Кислородсодержащие соединения» 1 Самостоятельная работа обучающихсяПовторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции.
Решение задач 1 Раздел 4.
Азотсодержащие органические соединения. Полимеры 1
Тема 4.1
Амины. Анилин Содержание учебного материала
1 2
Амины. Понятие об аминах. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Химические свойства анилина. Применение анилина на основе свойств. Аудиторные учебные занятия 1 в том числе Уроки 1 Самостоятельная работа обучающихсяПовторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции.
0.5 Тема 4.2
Аминокислоты. Белки Содержание учебного материала 2 2


Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.
Аудиторные учебные занятия 2 в том числе Уроки 2 Самостоятельная работа обучающихся Повторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции.
Составление уравнений реакций, характеризующие химические свойства аминокислот
1 Тема 4.3
Нуклеиновые кислоты Содержание учебного материала 1 2
Рибонуклеиновые кислоты РНК и дезоксирибонуклеиновые кислоты ДНК. Нуклеотиды, полинуклеотиды. Функции РНК и ДНК. Биотехнология. Генная инженерия. Аудиторные учебные занятия 1 в том числе Уроки 1 Самостоятельная работа обучающихся
Повторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции.
1 Тема 4.4
Ферменты. Витамины, гормоны, лекарства Содержание учебного материала 2 Ферменты. Специфические свойства ферментов. Использование ферментов. Витамины. Авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз. Функции витаминов. Гормоны. Свойства гормонов. Лекарства. Химиотерапия и фармокологияАудиторные учебные занятия 2 в том числе Уроки 2 Самостоятельная работа обучающихсяПовторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции, интернет ресурсов
1 Тема 4.5
Искусственные и синтетические полимеры
Содержание учебного материала
2 2
Искусственные полимеры. Пластмассы. Целлулоид.
Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон: ацетатное волокно, вискоза, медно-аммиачное волокно.
Синтетические полимеры. Структура макромолекул полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Полиэтилен. Полипропилен. Синтетические волокна. Синтетические каучуки. Термореактивные и термопластичные полимеры Аудиторные учебные занятия 2 в том числе Уроки 2 Самостоятельная работа обучающихся
Повторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции. Оформление практической работы 1,5 Тема 4.6
Контрольная работа Содержание учебного материала 2 Итоговая контрольная работа за год
2 Всего за 1 курс:
39
2 год обучения
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
1 2 3 4
2 курс 39 I полугодие17 Раздел 1. Строение вещества Тема 1.1.
Основные сведения о строении атома
.
Содержание учебного материала 2 2
Развитие представлений о строении атома. Модели строения атома. Атом. Элементарные частицы: протоны, нейтроны, электроны. Изотопы. Электронная оболочка атомов. Атомная орбиталь, электронные облака. Типы электронных облаков: s-, p-, d. Порядок заполнения электронами электронных слоев и орбиталей. Электронные конфигурации (электронные формулы) атомов. Аудиторные учебные занятия 2 в том числе Уроки 2 Самостоятельная работа обучающихся.
Повторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции.
2 Тема 1.2.
Периодический закон и строение атома
Содержание учебного материала 2 2
Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона и создание Периодической системы. Закон Мозли. Периодический закон и Периодическая система в свете учения о строении атома. Закономерности изменения свойств атомов в периодах и группах. Положение водорода в Периодической системы. Значение Периодического закона и Периодической системы. Аудиторные учебные занятия 2 в том числе Уроки 2 Самостоятельная работа обучающихся
Повторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции.
Подготовить сообщение о жизни и деятельности Д.И. Менделеева. 1 Тема 1.3
Типы химических связей
Содержание учебного материала 4 2
Катионы. Анионы. Ионная связь. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Примеры веществ с ионными кристаллическими решетками и их свойства.
Механизм образования ковалентной связи . Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Электроотрицательность. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Примеры веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками и их свойства.
Металлическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. Металлические сплавы.
Водородная химическая связь. Механизм образования водородной связи. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Водородная связь в белках и нуклеиновых кислотах.
Аудиторные учебные занятия 4 в том числе Уроки 4 Самостоятельная работа обучающихся
Повторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции.
1,5 Тема 1.4.
Полимеры
Содержание учебного материала
3 2
Полимеры. Пластмассы. Классификация полимеров по происхождению ( биополимеры, искусственные и синтетические полимеры) и по отношению к нагреванию (термопласты и термореактопласты). Природные волокна (животные, растительные и минеральные), химические волокна (искусственные и синтетические). Неорганические полимеры. Аудиторные учебные занятия 3 в том числе Уроки 2 Практические занятия № 1
Ознакомление с коллекцией полимеров 1 Самостоятельная работа обучающихся
Повторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции.
1 Тема 1.5.
Агрегатные состояния веществ Содержание учебного материала 2 2
Агрегатные состояния веществ (газообразное, жидкое и твердое).
Газообразные вещества Закон Авогадро. Молярный объем газов. свойства газов. Воздух и природный газ – природные газообразные смеси. Водород. Кислород и озон. Кислотные дожди. Парниковый эффект. Углекислый газ. Аммиак. Этилен.
Жидкие вещества. Вода, ее биологическая роль. Круговорот воды в природе. Применение воды. Жесткость воды. Временная и постоянная жесткость воды и способы ее устранения. Кислые соли. Минеральные воды. Жидкие кристаллы, их использование.
Твердые вещества. Кристаллические и аморфные вещества. Относительность некоторых химических понятий. Аудиторные учебные занятия 2 в том числе Уроки 2 Самостоятельная работа обучающихся
Повторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции.
Описать три образца минеральных вод 2 Тема 1.6.
Дисперсные системы Содержание учебного материала
1 2
Дисперсные системы. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем по агрегатному состоянию и по размеру частиц фазы. Эмульсии. Суспензии. Аэрозоли. Гели. Золи. Коагуляции, синерезис. Аудиторные учебные занятия 1 в том числе Уроки 1 Самостоятельная работа обучающихсяПовторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции.
Составление описи образцов дисперсных систем, имеющихся в домашних условиях 1 Тема 1.7.
Состав вещества. Смеси. Содержание учебного материала 3 2
Закон постоянства состава вещества. Информация, которую можно получить из молекулярной формулы. Массовая и объемная доля компонента в смеси. Массовая доля растворенного вещества. Массовая доля примесей. Массовая доля продукта реакции. Молярная концентрация. Аудиторные учебные занятия 1 в том числе Уроки 1 Практические занятия № 2
Решение расчетных задач 1 Контрольная работа за 1 полугодие 1 Самостоятельная работа обучающихся
Повторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции. 1 2 полугодие 22 Раздел 2 Химические реакции 12 Тема 2.1.
Классификация химических реакций
Содержание учебного материала
3 2
Химические реакции. Аллотропия. Изомеры. Изомерия. Реакции изомеризации.
Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции.
Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции.
Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Аудиторные учебные занятия в том числе Уроки 2 Самостоятельная работа обучающихсяПовторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции 1 Тема 2.2.
Скорость химических реакций
Обратимость химических реакций.
Содержание учебного материала
3 2
Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов. Правило Вант-Гоффа. Ферменты. Ингибиторы.
Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. Принцип Ле Шателье. Аудиторные учебные занятия в том числе Уроки 2 Самостоятельная работа обучающихся Повторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции
1
Тема 2.3.
Гидролиз
Содержание учебного материала 3 2
Классификация веществ по растворимости в воде. Водные растворы. Электролиты. Степень электролитической диссоциации. Реакция гидратации.
Гидролиз. Необратимый и обратимый гидролиз неорганических солей. Гидролиз органических соединений. Гидролиз в организации жизни на Земле. Аудиторные учебные занятия в том числе Уроки 2 Самостоятельная работа обучающихсяПовторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции.
1 Тема 5..2.
Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз
Содержание учебного материала 3 2
Степень окисления. Правила определения степеней окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление.
Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Электролиз. Применение электролиза в промышленности. Аудиторные учебные занятия 3 в том числе Уроки 2 Практические занятия № 3
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций 1 Самостоятельная работа обучающихсяПовторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции.
Решение упражнений учебника 1 Раздел 3. Вещества и их свойства
10 Тема 3.1.
Металлы. Содержание учебного материала
2 2
Особенности строения атомов металлов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Коррозия металлов. Способы защиты от коррозии. Аудиторные учебные занятия 1 в том числе Уроки 1 Практические занятия № 4
Ознакомление с коллекцией металлов 1 Самостоятельная работа обучающихсяПовторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции.
1 Тема 3.2.
Неметаллы Содержание учебного материала 2 2
Особенности строения атомов неметаллов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. Аудиторные учебные занятия 2 в том числе Уроки 2 Самостоятельная работа обучающихся
Повторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции.
1 Тема 3.3.
Кислоты Содержание учебного материала 2 2
Кислоты в природе. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Классификация кислот. Аудиторные учебные занятия 2 в том числе Уроки
2 Самостоятельная работа обучающихсяПовторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции.
Оформление практической работы 1 Тема 3.4.
Основания
Содержание учебного материала 2 2
Основания как электролиты, их классификация по различным признакам.
Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Аудиторные учебные занятия 2 в том числе Уроки 2 Самостоятельная работа обучающихсяПовторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции.
1 Тема 3.5.
Соли Содержание учебного материала 2 2
Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные.
Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция Аудиторные учебные занятия 1 в том числе Уроки 1 Практические занятия № 5
Решение расчетных задач 1 Самостоятельная работа обучающихся Повторение и закрепление изученного материала с использованием учебника, конспекта лекции. 2 Тема 3.6.
Обобщение и повторение
Содержание учебного материала 2 2
Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ. Обобщение и повторение Аудиторные учебные занятия 2 в том числе Уроки 1 Дифференцированный зачет 1 Всего за 2 курс:

39 Характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины химия проводится в учебном кабинете химии.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-наглядные пособия и лабораторное оборудование:
периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева,
ряд напряжений металлов,
ряд электроотрицательности неметаллов,
таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде,
плакаты по общей и неорганической химии;
плакаты по органической химии,
химическая посуда,
химические реактивы, лабораторные весы и разновесы,
коллекции: «Металлы», «Горные породы», «Пластмассы и волокна»,
шаростержневые модели органических веществ
Лабораторные принадлежности и лабораторная посуда: бумага индикаторная универсальная (100 полосок), бумага фильтровальная, вата гигроскопическая, ведро полиэтиленовое с крышкой, держатели для пробирок, ерш посудный, ерш пробирочный, карандаш из воска по стеклу, набор хозяйственных инструментов, палочки стеклянные, пинцет, пробки резиновые (разного диаметра), резиновые перчатки, сетка асбестовая металлическая, спиртовая горелка, таз полиэтиленовый, трубки стеклянные (d=4мм), фарфоровые треугольники, штативы для пробирок на 10 гнезд, шпатели металлические, ложки пластмассовые для сыпучих реактивов, микрошпатель, пробирки лабораторные (10мл), стаканы химические с носиком (50 мл), стаканы химические с носиком (100 мл), стаканы химические со шкалой (400 мл), колбы конические Эрленмейера (250 мл), воронка стеклянная коническая (d=75), бюкс, стаканчики для взвешивания, склянки для реактивов (500 мл), эксикатор, склянки для реактивов (250 мл), склянки с тубусом (2000 мл), колбы плоскодонные (250 мл), колбы плоскодонные (500 мл), колбы плоскодонные со шлифом (250 мл), колбы плоскодонные со шлифом (500 мл), стекла часовые, кристаллизатор, трубки хлоркальциевые (длиной 125 мм), предметные стекла, фарфоровая чаша, ступка фарфоровая с пестиком (86 мм).Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, экран
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1.. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. для общеобразоват. учреждений. – М., Дрофа. 2014.
2.Габриелян О.С. Химия. 11 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., Дрофа 2014
Дополнительные источники:
Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2010.
Титова И.М. Химия и искусство. – М., 2009.
Ерохин Ю.М., Фролов В.И. Сборник задач и упражнений по химии
(с дидактическим материалом): учеб. пособие для студентов средн. проф. завед. – М., 2009
Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2011.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С.
Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2012. Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции
Электронное учебное пособие «Общая химия» ООО «РМТ компании» г. Волгоград
Электронное учебное пособие «Органическая химия» + все опыты органики» ООО «Руссобит Паблишинг» г. Сергиев Посад
Интернет-ресурс. Механизмы органических реакций. Форма доступа http://www.tI.ru/gimnI 3/docs/ximia/him 2. htm http://www.tI.ru
Интернет-ресурс. Химия для всех. Электронный справочник за полный курс химии. http: //www. informatika.ru/text/database/chеinу/START.htmI
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;
определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
характеризовать s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
объяснять зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений
осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической. информации и ее представления в разл ичных формах
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве, экологически грамотного поведения в окружающей среде
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий, распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов, оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов, критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Знания:роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснoвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии; основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро;
основные теории химии; строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику
классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений
природные источники углеводородов и способы их переработки;
вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства.Оценка за выполнение практических занятий
Творческие работы обучающихсяУстный текущий опрос,
тестирование,
контрольная работа
ВИДЕО ОПЫТЫ
1. Сравнение горения целлюлозы и нитроцеллюлозы на воздухе
2. Действия индикаторов на этиловый спирт
3. свойства уксусной кислоты
4. реакция этерификации
5. горение различных спиртов
6. горение паров уксусной кислоты
7. получение этилена
8. получение метана
9. получение ацетилена и его свойства
10. качественное определение углерода и водорода в орг.веществах
11. получение уксусной кислоты
12. Перегонка нефти
13. получение бромэтана
14. цветные реакции белков
15. взаимодействие белка с азотной кислотой
16. де и-ренатурация белков
17. получение альдегидов
18. взаимодействие одноатомного спирта с металлическим натрием
19. взаимодействие многоатомного спирта с металлическим натрием
20. проба Бейнштейна (определение галогенов)
21. качественная реакция на многоатомные спирты
22. качественная реакция на глюкозу
23. реакция «серебряного зеркала»
24.качественная реакция на формалин (альдегид)
25. качественная реакция на крахмал
26. реакция Селиванова на фруктозу
27. качественная реакция на анилин
28. качественная реакция на фенол
29.взаимодействие фенола с трехвалентным железом