Выступление на конференции Применение ИКТ на уроках географии как способ активизации познавательной деятельности


Применение ИКТ на уроках географии как способ активизации познавательной деятельности
 Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования. Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности. Важная роль в решении этой задачи отводится новым информационным технологиям.Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.Мониторинг (при проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч. Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой 1987г.) показал, что познавательная активность у школьников развита недостаточно.Эта проблема меня насторожила, и заставила о многом задуматься. Я вышел в Интернет на сайт «Сеть творческих учителей», изучила ряд литературных источников и увидел, что внедрение информационных технологий в образовательный процесс идет полным ходом. И решил попробовать ИКТ для активизации познавательной деятельности на своих уроках. И из всех примененных мною методов они оказались наиболее эффективными.Использование информационных технологий существенно повышает качество образования, так как обеспечивает:1) внедрение новых форм представления информации. Непосредственная, живая, или записанная предварительно мультимедийная информация, включающая не только текст, но и графические изображения, анимацию, звук и видеофрагменты; 2) расширение возможности школьной библиотеки. Возрастает объем и достижимость интеллектуальных ресурсов. Internet в сочетании с электронными каталогами библиотек обеспечивает доступ к гигантским собраниям информации, которая открыта вне зависимости от времени и расстояния; 3) применение новых форм учебных занятий. Использование компьютерных учебников повышает мотивацию учения школьников, выводит учителя на новый, современный уровень преподавания.Информационно – коммуникативные технологии, применяемые на уроках географии, призваны направить внимание учащихся не на изучение разрозненных географических фактов, объектов и явлений, а на овладение способами работы с географической информацией, на формирование собственной аргументированной позиции, а также способствует созданию обстановки психологического комфорта.
Основные формы работы с ИКТ, применяемые мною на уроках географии:
Организации самостоятельной работы учащихся по географии вне  школьных занятий.
Применение информационных технологий для расширения кругозора.
Выделяют следующие виды компьютерных программ:учебные; тренажеры; контролирующие; демонстрационные; имитационные; справочно-информационныеВ ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса, в зависимости от цели и задач урока. При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал. Уроки обобщающего повторения провожу в игровой форме (6-8) класс. Игры разрабатываю на основе собственно разработанного цифрового учебно-наглядного комплекса.
Разработка проекта.Применение цифрового учебно-наглядного комплекса на уроках физической географии.
Проблема исследования: сформулирована следующим образом:Какие компоненты информационно-коммуникационной технологии, возможно, использовать на уроках географии с наибольшей эффективностью?Что должен содержать цифровой учебно-наглядный комплекс?Как внедрить цифровой учебно-наглядный комплекс в учебный процесс?
Цель: разработать цифровой учебно-наглядный комплекс для использования на уроках физической географии (6-8 класс).
Объект: цифровой учебно-наглядный комплекс.
Учебно-наглядный комплекс (по определению Г.Н. Элькина) – набор учебных пособий, визуальных средств обучения, книг.[8]
Предмет: дидактические подходы к реализации цифрового учебно-наглядного комплекса на уроках физической географии.
Гипотеза исследования: использование цифрового учебно-наглядного комплекса на уроках физической географии будет способствовать активации познавательной деятельности школьников и станет возможным, при:
комплексном использовании различных каналов поступления информации (зрительном, слуховом, мышечном);
содержание дидактической модели применения цифрового учебно-наглядного комплекса основано на приведении в синхронное соответствие системы: учебник - атлас - контурная карта - цифровой учебно-наглядный комплекс.
Задачи исследования: 1.Отобрать необходимые компоненты информационно-коммуникационной технологии и наполнить содержанием само понятие «цифровой учебно-методический комплекс»?2.Подготовить материал для создания цифрового учебно-наглядного комплекса.3.Определить темы в курсе географии, где возможно использование комплекса.Проведение апробации осуществлялось на базе Кинель-Черкасской СОШ №1 учителями географии – И.А. Ржевская, О.А. Бодрова.
Общая методологияТеоретическими источниками работы явились А.А. Лобжанидзе, «География. Планета Земля» А. П. Кузнецов, Л.Е. Савельева «География: земля и люди», Коринская В.А. «География материков и океанов», Крылова О.В. «Уроки географии», Сиротин В.И. «Практические и самостоятельные работы по географии».
Методы работыДля изучения каждого аспекта проблемы был определён метод, адекватный исследуемому вопросу:
Теоретический анализ и синтез использовался при изучении литературных источников;
Метод экспертных оценок, опросно-диагностические методы (беседа, тестирование);
Математические методы использовались на этапе анализа информации.
Этапы работы. Работа выполнялась в течение 2003- 2009 учебных годов. Первый этап (2011-2012) - научно-практическое знакомство с проблемой.Второй этап (2012-2013) - накопление эмпирического опыта и переосмысление уже имевшегося опыта по содержанию и особенностям цифрового учебно-наглядного комплекса.Третий этап (2013-20014) - начало апробации на экспериментальном классе. Выдвижение гипотезы исследования, обработка полученных данных, анализ результатов, написание отчётов.Четвертый этап (2014-2015) – использование во всех классах, где изучается физическая география.
Научная новизна работы состоит в следующем:
Разработан авторский цифровой учебно-наглядный комплекс, содержащий материал, наиболее адекватно отражающий содержание современной физической географии.
Разработана дидактическая система применения цифрового учебно-наглядного комплекса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в практику работы внедряется цифровой наглядно-учебный комплекс, позволяющий привести в синхронное соответствие материал учебника, атлас, контурную карту и цифровой наглядно-учебный комплекс.
Результативность Сравнение ЗУН учащихся, участвующих в эксперименте и обучающихся по традиционной системе (классы по способностям примерно одинаковые)
ЗУН Класс, участвующий в эксперименте Класс, обучающийся по традиционной системе.
Качество знаний по предмету 76% 73%
Владение картой 70% 65%
Умение определять координаты 84% 80%
Умение составлять план местности 74% 70%
Умение составлять план местности 74% 70%
и т. д.    
Электронный носитель, содержащий визуальные и аудиальные средства обучения.
фотоизображение географических объектов по темам
технологические карты уроков (34)
контурная карта – тренажер.
Результат применения ИКТ на уроках географии.
 Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии позволило мне, не только облегчает усвоение учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся:- повысить мотивацию учащихся к обучению; - активизировать познавательную деятельность; - развивать мышление и творческие способности учащихся; - формировать активную жизненную позицию, - индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;- развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно, а не списывая с доски;- повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики и т. д.);- реализовать межпредметные связи географии с другими учебными предметами. Широкое применение ИКТ при изучении большинства предметов даст возможность реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные шансы стать любимым детьми.
Использованная литература:
Нагорная И.И. «География 7 класс. Поурочные планы» по учебнику В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева. Волгоград :Учитель, -2007
Коринская В.А. «География материков и океанов»
Крылова О.В. «Уроки географии»
Кузнецов А. П., Савельева Л.Е «География: земля и люди»
Лобжанидзе А.А., «География. Планета Земля»
Сиротин В.И. «Практические и самостоятельные работы по географии».
Щербицкий Е.П., Зологухина Г.А. «Использование компьютера при изучении регионального компонента» // «География в школе» №1 январь – февраль/ 1998
Элькин Г.Н. География России. Природа. 8 класс: Методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2003