Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроках английского языка


Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроках английского языка
«Великая цель образования
это не знания, а действия»
Гербер Спенсер
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из других стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований показали, что российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.
    Таким образом, актуальность реализации системно-деятельностного   подхода в образовательном процессе состоит в том, что он способствует формированию основных компетенций, заложенных в новый федеральный государственный стандарт.
 Понятие системно-деятельностного подхода появилось  в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять  оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков  отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.   
Системно-деятельностный подход предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога  культур     и    уважения    многонационального,     поликультурного    и  поликонфессионального состава российского общества;
— переход к стратегии социального проектирования и конструирования в  системе образования на основе разработки содержания и технологий  образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого  уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
— ориентацию     на   результаты  образования  как   системообразующий  компонент Стандарта, где развитие личностиобучающегося на основе усвоения  универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и  основной результат образования;
— признание решающей роли содержания образования и способов  организации    образовательной деятельности и учебного сотрудничества в  достижении целей личностного, социального и познавательного развития  обучающихся;
— учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических  особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм  общения для определения целей образования и воспитания и путей их  достижения;
—  обеспечение     преемственности   дошкольного,    начального   общего,  основного и среднего (полного) общего образования; 
— разнообразие     индивидуальных     образовательных    траекторий   и  индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и  детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост  творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного  сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Системно-деятельностный        подход     обеспечивает     достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы  начального общего образования и создает основу для самостоятельного  успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,  видов и способов деятельности.
 Поэтому учителям необходимо овладевать  педагогическими  технологиями, с помощью которых  можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии:
-проблемного обучения;
-проектного обучения;
-информационные и коммуникационные технологии.
Дидактические принципы:
1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе, обществе, самом себе), о роли и месте науки в системе наук.
4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.
Эти дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме.
Позиционирование учителя
Позиция учителя-профессионала
демонстрирует культурные образцы действий
инициирует пробные действия детей
консультирует, корректирует действия
ищет способы включить в работу каждого
Позиция воспитателя
создает условия для приобретения детьми
жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции), самостоятельной выработки жизненных ценностей
“соучастник”, “третейский судья”
Позиция педагогической поддержки
оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от
проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать
Структура урока и особенности некоторых его этапов в     технологии     системно-деятельностного подхода
1.Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно — значимом уровне.
• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
• включение в деятельность;
• выделение содержательной области.
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
• Способы: диалог, групповая или парная работа:
• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
• организация самостоятельной исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя, которое впоследствии пытаются выразить своими словами.
В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это, возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.
V. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
• Способы: фронтальная работа, работа в парах;
• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
• Выполнение заданий с проговариванием. В    процессе    первичного    закрепления примеры    решаются    с комментированием.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
• Выполняется письменно;
• Методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.
При проверке работы каждый должен себя проверить — всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
• Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы — сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
• Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания? В    процессе    первичного    закрепления примеры    решаются    с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
• Выполняется письменно;
• Методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.
При проверке работы каждый должен себя проверить — всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
• Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы — сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
• Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания?
Педагогические  технологии, с помощью которых  можно реализовать новые требования:
-технология проблемного обучения,
— технология проектного обучения, 
-информационные и коммуникационные технологии
 
Для реализации системно-деятельностного подхода я выбрала технологию кейс-метода.
Организационной основой кейс-методов является активное обучение, а содержательной основой — проблемное обучение.
Метод кейсов (анализ конкретных учебных ситуаций) – метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией – осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предложениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей – навыки групповой работы.
Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
Цель метода case-study – совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию – case, возникшую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Метод кейс – стадии — это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студента и преподавателя.
Системно-деятельностный подход на уроке английского языка в 5 классе по теме
«Школьная жизнь в Великобритании».
Автор: Третьякова Ирина Сергеевна
Тип урока: введение нового знания.
Технология: деятельностный метод обучения.
Цель урока: развивать умения понимать аутентичный фильм.
Задачи:
развитие умений аудирования, диалогической речи и чтения по теме.
развитие навыков поисковой деятельности по извлечению необходимой информации по заданной теме.
развитие культуры восприятия фактов культуры, явлений страны изучаемого языка.
развитие умений работать в группах.
Речевой материал: раздаточный материал для групповой работы.
Оснащение: фильм Oxford English Video «Window on Britain – Schools»
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный
момент.
Приветствие (звучит песенка “Hello, How are you? ”)
-Hello, children! How are you?
-Well, I see that your mood is good, so let’s start our English lesson. Today we have an unusual lesson. We have a lot of guests, so I would like you to work hard and be more attentive. -I’m OK/ I’m well/ I’m great/ I’m good.
2.Постановка учебной задачи.
Результатом этого этапа будет определение учебной задачи. Это этап мотивации и целеполагания.
УУД: личностные, коммуникативные.
Методы: подводящий к теме диалог
Let me start with warming up.
-I hope that you like school.
-Do you go to school every day?
-When does your school day start and finish?
-How many lessons do you have every day?
-What subjects do you study this year?
-What is your favourite subject?
-What lessons do you have today?
-Do you wear a school uniform?
-Do you like your school uniform?
-Do you get a lot of homework?
-What marks do you get? (excellent, good, satisfactory)
-Well, I should say that you know a lot about schools in Russia!
-Do you know anything about schools in Britain? Are British schools good ?
-Can you answer this question?
-So, what is our topic for today? Учащиеся отвечают на вопросы.
-No, we don’t .
-No, we can’t.
-Schools in Britain.
3.Открытие нового знания.
Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий.
УУД: познавательные, регулятивные (работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение).
Способы: самостоятельная работа
На доске записаны новые слова и название школы:
The John Mason Scholl (in Abingdon near Oxford)
to be mixed, Food Technology, Design and Technology, Italian, French, Spanish, German, Religion, the school canteen
-Let’s watch the film and you’ll try to do the tasks: to complete the table.
1.Учитель раздает (до просмотра) таблицу, которую дети заполняют после первого просмотра; объясняет задание; записывает на доску.
-So, let’s check up!
Учитель на доске в таблице фиксирует те моменты, которые должны были заполнить дети у себя; корректирует ответы учеников.
2. Let’s compare our schools and British schools.
Complete the sentences.
Учитель раздает упражнение.
-So, let’s check up!
Учитель совместно с учениками слушает и корректирует выполненную работу. Учащиеся записывают и читают новые слова.
Учащиеся смотрят фильм*.
Учащиеся заполняют таблицу.
Учащиеся зачитывают свои ответы.

Учащиеся составляют предложения.
Учащиеся зачитывают свои ответы
4.Первичное закрепление.
Способы: парная работа
-Work in pairs. Prepare for the interview. One of you is a British student, the other is a Russian student. A Russian student asks about British school.
Example: In Russia lessons start at 8.30 am. When do lessons start in Britain? Учащиеся составляют и инсценируют диалоги.
5.Самостоятельная работа (в группах)
Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. -It’s time to work in groups.
Make a timetable for British and Russian students and present it.
Учитель совместно с учениками слушает и корректирует выполненную работу. Учащиеся в группах составляют расписание для британских и русских учеников и представляют его
6.Рефлексия деятельности (итог урока).
-Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.
-Какую цель мы ставили на уроке?
-Достигли ее?
-Каким способом?
-Какие результаты получили?
Homework: tell about schools in Britain. -Сравнить школы России и Великобритании.
-Да.
-Мы слушали, сравнивали, работали в группах, анализировали, исправляли.
-Знаем и можем говорить о школах России и Великобритании, расширили страноведческий кругозор.