Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочное время как форма активизации познавательной деятельности одаренных учащихся (из опыта работы).

Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочное время как форма активизации познавательной деятельности одаренных учащихся (из опыта работы).
Ни у кого не вызывает сомнений, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Самые большие надежды на улучшение условий жизни и будущее всей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодым людьми.
Для того чтобы эффективно реализовать современный федеральный государственный стандарт, в образовательном учреждении должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в психологических и педагогических кругах. Многочисленные исследования особенностей развития одаренных детей подчеркивают актуальность этой проблемы, как в нашей стране, так и за рубежом.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие творческой активности школьников. Проблема развития творческой активности личности рассматривается исследователями в целостном педагогическом процессе.
Максимальные возможности для продуктивной работы в этом направлении дает проектная деятельность. У одаренных детей четко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс, способствует воспитанию жажды знаний, стремления к открытиям, самопознанию.
«Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, потому что оно:
личностностно ориентированное;
использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые занятия;
представляет собой совместное учение, мозговой штурм, ролевую игру, эвристическое и проблемное обучение, дискуссию, командное обучение;
самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной психомоторной областях на всех уровнях – знания, понимания, применения; анализ и синтез;
приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда» [2].
Метод творческих проектов – это инновационный метод обучения школьников, активизирующий их деятельность и познавательную активность. Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, качественно углублять свои знания и выявлять свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности.
Актуальность проекта обусловлена внедрением в практику образования системно-деятельностного подхода, одной из форм которого является освоение учащимися проектной деятельности. В последних стратегических документах в области образования проектная деятельность рассматривается как способ познания учащимися окружающего мира, позволяющей использовать доступные источники информации для формирования собственного мировоззрения и целостного мировосприятия. Освоение проектной деятельности учащимися в свете ФГОС оценивается как достижение образовательных результатов, среди которых преобладают метапредметные.
Проектная деятельность – основной метод системы обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических задач – проектов.
Наиболее благоприятные условия для осуществления проектной деятельности имеет урочная и внеурочная деятельность учащихся. Как показывает отечественная практика, на уроках метод проектов имеет относительно низкую эффективность. Реализация проектной деятельности лучше всего происходит во внеурочной деятельности. Проект может быть формой аттестации выпускников основной школы, формой переводного экзамена, одной из форм проведения общешкольной конференции и использоваться на уроке в форме информационного мини-проекта по какой-либо теме или вопросу урока, подготовленного учеником в процессе опережающего обучения.
Проблема развития творческой активности одаренных учащихся в процессе проектной деятельности на уроках и во внеурочное время специально не исследовалась. В то же время использование проектной деятельности может значительно повысить творческую активность школьника.
Зачем нужен метод проектов в преподавании английского языка и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Какие проблемы можно решать доступными учащимся языковыми средствами?
Основная цель обучения английскому языку – развитие коммуникативной компетенции. Целью обучения во всех типах школ является не система английского языка, а иноязычная речевая деятельность.
Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок английского языка условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать на английском языке над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а английский язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.
Английский язык - элемент культуры. Он функционирует в рамках определенной культуры, следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, с особенностями функционирования английского языка в этой культуре, то есть речь идет о необходимости формирования страноведческой компетенции.
Чтобы учащиеся воспринимали английский язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой. Необходимо искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования английского языка в новой для них культуре.
Все обыгрывается на уроке английского языка в процессе работы над проектом, если его проблема соответствует изучаемой теме.
Основная идея подобного подхода к обучению английского языка, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.
Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. На таких уроках английского языка всегда должен присутствовать предмет обсуждения.
В нашей школе созданы условия для успешной проектной и исследовательской деятельности учащихся, начиная с первой ступени обучения. Учащиеся учатся выполнять проекты и защищать их на ежегодных школьных научно-практических конференциях
С 1 сентября 2012 года МБОУ города Иркутска СОШ №55 работала в рамках действия региональной «пилотной площадки» опережающего введения ФГОС ООО в пятых классах. Государственный стандарт образования второго поколения отличается от предыдущего многими особенностями и прежде всего тем, что содержит ряд новых положений и идей, получивших отражение в его целевых установках и требованиях. Одна из особенностей нового Стандарта состоит в том, что в нем впервые представлены требования к личностным и метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования. Оценка достижения метапредметных результатов - это защита итогового индивидуального проекта» [4]. В нашей школе в конце каждого года обучения выполняется индивидуальный или групповой образовательный проект.
В самом начале эксперимента в 2012-2013 учебном году обучающиеся всего одного пятого класса, а именно 5 Г, работали над индивидуальными проектами, английский язык в качестве объекта проектной деятельности выбрали пять человек:
Минеева Анна - «Английские слова в повседневной речи»
Михалютин Максим - «Использование английских слов в названиях спортивных игр»
Николаева Оюна - «Достопримечательности Лондона. Око Лондона»
Рубцов Илья - «Английский язык и компьютер»
Светлаков Марк - «Известные музеи Лондона»
По результатам защиты проектов двум ученикам 5 Г класса Минеевой Анне и Рубцову Илье было предложено принять участие в школьной научно-практической конференции. А при подведении итогов школьной НПК Ане Минеевой рекомендовали выступить со своим исследованием на городской НПК для обучающихся 5-8 классов «Эврика». И весной 2014 года, являясь ученицей уже 6 класса, Анна Минеева заняла 2 место в секции «Лингвистика».
В следующем 2013-2014 учебном году над проектами по английскому языку работали уже 11 человек, были представлены как индивидуальные, так и групповые проекты. Тематика проектов была разнообразна: «О чем могут рассказать вороны Тауэра?», «Что видит Лондонский глаз?», «Чем знаменито Вестминстерское Аббатство?», «Тайны и мистика английских замков», «Французские заимствования в английском языке».
Самыми интересными вновь были названы индивидуальные проекты
Минеевой Анны, 6Г - «Язык молодёжи: СМС и чат-сокращения, заимствованные из английского языка»;
Тыщенко Арины, 6Г - «История английского языка»;
Федотова Никиты, 6Г - «Электронные переводчики: польза или вред?».
По результатам защиты этим обучающимся снова было предложено выступить на школьной НПК, а позже - на городской НПК «Эврика». Весной 2015 года в секции «Лингвистика» были представлены все три проекта. Тыщенко Арина заняла 1 место со своей работой, покорив всех членов жюри не только глубоким исследованием, но и прекрасным ораторским искусством.
Исследуя предпочтения моих учеников при выборе темы проекта, я отметила, что среди обучающиеся МБОУ г. Иркутска СОШ № 55 популярны языковые (лингвистические) и культурологические проекты. Языковые (лингвистические) проекты вызывают интерес, поскольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, и потому вызывает живейший интерес участников проектов. Культурологические проекты связаны с историей и традициями англоговорящих стран. Без культурологических знаний очень трудно будет работать в современном глобальном обществе, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре.
Как уже говорилось, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание английского языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями.
К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом на английском языке (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в англоязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы.
Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе, не только в обучении английскому языку.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В курсе английского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для ребенка, изучающего английский язык.
Метод исследовательских проектов
· это эффективный путь самореализации учащихся, педагогов и возможность сотрудничать на равных, когда вместо традиционных отношений «учитель
· ученик» рождается «исследователь». Это показатель движения школы вперед.
Литература:
Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006.
Гузеев, В.В. Проектное обучение как одна из интегральных технологий / В.В. Гузеев // Метод проектов. Вып. 2 / Белорус. гос. унт, Центр проблем развития образования, Республиканский инт высшей школы БГУ. – Минск РИВШ БГУ, 2003.
Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. – СПб, 2009.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).
Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избранные труды в 2 т.-Т.1.- М., 1985.

15