Урок мужества, посвященный дню прорыва блокады Ленинграда.


Урок мужества, посвященный Дню воинской славы – прорыву блокады Ленинграда.
Учитель: Авилова О.Г.
Урок мужества, посвященный Дню воинской славы – прорыву блокады Ленинграда.
Цели:
1. Углубить знания учащихся об одной из наиболее ярких и героических страниц истории Великой Отечественной войны – 900 дневной блокаде Ленинграда;
2. Способствовать развитию чувства сопереживания людям, выстоявшим в тяжелые дни блокады; воспитывать чувство гордость и любви к Родине на примерах подвигов советских людей;
3. Развивать у учащихся чувства патриотизма и гражданственности.
Ход урока
Учитель:
Сегодня мы вместе с вами проведём Урок Мужества, посвящённый Дню воинской славы – прорыву блокады Ленинграда. Блокада Ленинграда – это военная осада и окружение немецко - фашистскими войсками города Ленинграда, которая длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 год. Оборона Ленинграда, снятие блокады – одна из самых героических страниц отечественной истории и одновременно самая трагическая. В Ленинграде, как нигде фронт и город, родственно соединились на все девятьсот дней и ночей. Поэтому, давайте вспомним основные факты блокады Ленинграда.Выступления учащихся:
1 учащийся:
Наступление фашистских войск на Ленинград (ныне Санкт-Петербург), захвату которого германское командование придавало важное стратегическое и политическое значение, началось 10 июля 1941 г. В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. 8 сентября фашистам удалось блокировать город с суши. По плану Гитлера, Ленинград должен был стерт с лица земли. Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам немецкого командования, население Ленинграда должно было умереть от голода и холода.
8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная бомбардировка Ленинграда. Вспыхнуло около 200 пожаров, один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады. В сентябре-октябре вражеская авиация совершала в день по несколько налетов. Целью противника было не только помешать деятельности важных предприятий, но и создать панику среди населения. Особенно интенсивный артобстрел велся в часы начала и окончания рабочего дня. Многие погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено.Убежденность в том, что врагу не удастся захватить Ленинград, сдерживала темпы эвакуации людей. В блокированном городе оказалось более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Продовольственных запасов было мало, пришлось использовать пищевые суррогаты. С начала введения карточной системы нормы выдачи продовольствия населению Ленинграда неоднократно сокращались. В ноябре-декабре 1941 г. рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики — всего 125 граммов. Когда 25 декабря впервые была сделана прибавка хлебного пайка — рабочим — на 100 граммов, остальным на 75, истощенные, изможденные люди вышли на улицы, чтобы поделиться своей радостью. Это незначительное увеличение нормы выдачи хлеба давало пусть слабую, но надежду умирающим от голода людям. В пищу шло все: и обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера, сваренного на картофельном крахмале, и домашние аптечки, из кожи ремня, из столярного клея варили суп. Ели кошек и собак.Здесь, в самом центре, на углу Невского и Садовой черпали воду из-под снега. Торопились, карабкались по сугробам, потому что жестокий мороз мог быстро сковать последние родники.2 учащийся: Осень-зима 1941-1942 гг. — самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод — отопления, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Не было ни сил, ни возможностей достойно похоронить их. Невский оказался свидетелем скорбных процессий. На саночках, просто на листе фанеры близкие везли умерших, завернутых в простыню или одеяло, досок на гроб не было. Но ленинградцы продолжали трудиться. Люди работали по 12—14 часов в сутки, нередко под дождѐм, в насквозь промокшей одежде. Для этого требовалась большая физическая выносливость. Ленинградцы недосыпали, недоедали, но с энтузиазмом выполняли поставленные перед ними задачи. Работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Кировский завод оказался в опасной близости от расположения немецких войск. На заводе шла круглосуточная работа по изготовлению танков, показавших в боях свое превосходство над немецкими. Работали 13-14-летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов. Осенью на Ладоге из-за штормов движение судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в обход ледяных полей до декабря 1941 г., некоторое количество продовольствия доставлялось самолетами. Твердый лед на Ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были вновь сокращены. 22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге. Эта транспортная магистраль получила название «Дорога жизни». В январе 1942 г. движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение. Зимой началась эвакуация населения. Первыми вывозили женщин, детей, больных, стариков. Всего эвакуировали около миллиона человек. Весной 1942 г., когда стало немного легче, ленинградцы начали очищать, убирать город. Нормы выдачи хлеба увеличились. 18 января 1943 г. силами Ленинградского и Волховского фронтов блокада была прорвана. Южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8-11 км. Командующими Ленинградского фронта были Жуков, Ворошилов, Говоров. Командующий Волховским фронтом генерал Кирилл Афанасьевич Мерецков. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 36 км. По ней пошли поезда в Ленинград. С февраля по декабрь 1943 г. по вновь построенной железной дороге прошло 3104 поезда. В феврале-марте 1943 г. наступлением на Мгу и Синявино советское командование попыталось расширить сухопутные коммуникации, но цели не достигло.HYPERLINK "http://www.logoslovo.ru/media/pic_full/15/46423.jpg" \t "_blank"
3 учащийся:
К началу 1944 г. гитлеровцы создали вокруг Ленинграда глубокоэшелонированную оборону с железобетонными и деревоземляными сооружениями, прикрытыми минными полями и проволочными заграждениями. Для полного освобождения Ленинграда от блокады советское командование организовало наступление силами Ленинградского, Волховского, Прибалтийского фронтов и Краснознаменного Балтийского флота, который возглавлял Владимир Филиппович Трибуц. Привлекались также дальняя авиация, партизанские отряды и бригады. 14 января 1944 г. советские войска перешли в наступление с Ораниенбаумского плацдарма на Ропшу, а 15 января от Ленинграда на Красное Село. После упорных боев 20 января советские войска соединились в районе Ропши и ликвидировали окруженную Петергофско-Стрельнинскую группировку врага. К 27 января 1944 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов сломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили ее основные силы и продвинулись на 60 км в глубину. Видя реальную угрозу окружения, немцы отступили. Были освобождены от врага Красное Село, Пушкин, Павловск. 27 января стало днем полного освобождения Ленинграда от блокады. В этот день в 8 часов над Невой взметнулись цветные фонтаны праздничного салюта. 324 орудия дали 24 залпа в честь победителей. Сердца переполняла великая радость. В эти минуты плакали даже те, кто мужественно держался всю блокаду, не проронив ни одной слезы.
За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось…
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут. Сегодня в городе – салют!
Сегодня ленинградцы плачут…
Блокада Ленинграда длилась 900 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества. Погибло около 900 000 человек. Историческое значение обороны Ленинграда огромно. Советские воины остановив вражеские полчища под Ленинградом, превратили его в мощный бастион всего советско-германского фронта на северо-западе. Сковывая значительные силы фашистских войск на протяжении 900 дней, Ленинград тем самым оказал существенную помощь развитию операций на всех других участках обширного фронта. В победах под Москвой и Сталинградом, под Курском и на Днепре — весомая доля защитников Ленинграда. Родина высоко оценила подвиг защитников города. Свыше 350 тыс. солдат, офицеров и генералов Ленинградского фронта награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Медалью «За оборону Ленинграда» награждено около 1,5 млн. человек.За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецко-фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 г. был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 г. получил почетное звание «Город-Герой».
Учитель:
Давайте еще раз вспомнить основные события блокады Ленинграда.Вопросы для повторения:
1. Назовите дни блокады Ленинграда?
Ответ. 8 сентября 1941 – 27 января 1944 года.2. Какие цели ставила Германия в отношении Ленинграда?
Ответ. Гитлер рассчитывал, что для СССР с падением Ленинграда "может наступить полная катастрофа". Цель – «задушить город голодом», уничтожить бомбардировками.3. Какие фронты защищали город, кто ими командовал?
Ответ. Командующими Ленинградского фронта были Ворошилов, Жуков, Говоров. Командующий Волховским фронтом генерал Кирилл Афанасьевич Мерецков. Балтийский флот возглавлял Владимир Филиппович Трибуц.4. Почему дорога называлась Дорогой Жизни? Где она проходила?Ответ. По ней доставляли продукты и другие грузы в осаждённый город, из города вывозили людей. Она проходила по Ладожскому озеру.5. Когда была окончательно прорвана блокада?
Ответ. Блокада прорвана 27 января 1944 г. силами Волховского и Ленинградского фронта.6. Что больше всего поразило, потрясло, запомнилось вам из того, что вы услышали?Ответы учащихся могут содержать конкретные факты или впечатления от урока.  На этом наш урок окончен. До свидания.