Конспект урока окружающего мира по системе Занкова Грибы 2 класс с применением ЭОР и ИКТ


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 Б КЛАССЕ.

Составлена по УМК: 1. Программа: Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007. -272с
Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Мы и окружающий мир: учебник. 2 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. др. Рабочая тетрадь «Мы и окружающий мир». 2 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир». 1–2 классы. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007.
Дата проведения: 23.04.2013 г.
Урок по теме «Грибы». Окружающий мир, 2 класс, система Л.В. ЗанковаЦель: познакомить учащихся с царством грибов.
Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся со строением гриба;
воспитательные:
- воспитание бережного отношения к природе родного края;
развивающая:
- расширение кругозора учащихся;
- развивать познавательный интерес через элементы исследования.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы:
- частично-поисковый;
- деятельностный;
- создание проблемной ситуации;
- наглядно-иллюстрационный.
Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Используемые технологии
• Личностно-ориентированное обучение.
• Информационно-компьютерные.
Необходимое оборудование и материалы
Компьютер, интерактивная доска.
Мультимедийный проектор.
Электронный микроскоп
Карточки-конверты с нарисованными грибами.
Интернет – ресурсы:
•Электронные учебник Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. 2 класс,2 часть (www.cm.ru)
•Фрагмент видеоурока «Строение шляпочных грибов» (http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/1-klass/priroda-i-eyo-sezonnye-proyavleniya/stroenie-shlyapochnyh-gribov)
Образцы сухих и прессованных дрожжей, плесневелых продуктов.
Дидактические материалы: Презентация ЦОР “Грибы”, Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. Мы и окружающий мир: учебник для 2-го класса, карточки на столах для групповой и индивидуальной работы.
Планируемые результаты:
Предметные. Различать съедобные и несъедобные грибы. Приводить 2-3 примера грибов растущих в данной местности. Сравнивать общие признаки съедобных и ядовитых грибов. Характеризовать грибы как особое царство живых организмов. Определять значение грибов в природе. Выявлять особенности внешнего строения шляпочного гриба. Объяснять причины появления плесени на продуктах под действием плесневых грибков.УУД (универсальные учебные действия)
Коммуникативные. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию, использовать в общении правила вежливости.
Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос; воспринимать смысл познавательного текста; устанавливать причинно-следственные связи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (природа, неживая /живая, группы растений).
Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Личностные. Сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по предмету; интерес к предметно-исследовательской деятельности; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; интерес к познанию окружающего мира.
Конспект урока «Грибы»
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия Самоанализ урока
I. Самоопределение к деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой.
- Посмотрите в окно:
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс
Урок окружающего мира начинается у нас. Проверяют готовность рабочего места к уроку.
Регулятивные: организация своего рабочего места.
1 минута
Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, настраиваются на работу.
II. Актуализация знаний.
Цель: подготовка учащихся к деятельности, осознание потребности в новых знаниях.
Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.-Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
– Куда мы с вами, ребята, отправимся?

- Что такое природа?
- Какая бывает природа? (Кластер)
Природа
Живая Неживая
- Что относится к живой природе?
- А что относится к неживой природе?
- Назовите признаки живых организмов.
– Что такое лес? Что вы о нём знаете?
Игра «Кто внимательный?»
Цель: проверить качество знания живой и неживой природы.
Правила игры: учащиеся хлопают в ладоши, если речь идёт о живой природе. ( учитель показывает картинки)
– Кто был внимателен, ответьте – о каком мире живой природы мы не вспомнили?
- Итак, вы доказали, что… (Кластер составляется на доске)
Природа
Живая Неживая
Растения Животные
- А вот в какое царство мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку:
И на горке, и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
- Верно. Грибы – это удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Они поражают нас многообразием поразительных форм («Разнообразие форм грибов»). Дети отвечают:
- На природу, в лес и на поляну.
- Природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека.
- Живая и неживая.
- Животные, растения, грибы и др.
- Воздух, вода, Солнце и др.
- Питание, движение, дыхание, рост, развитие и др.
- Лес – это природное сообщество.
- О растениях.
- Грибы.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.
Коммуникативные: доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в устной речи с учетом своего жизненного опыта. 3 минуты.
На данном этапе уточняются первичные знания детей.
III. Постановка учебной задачи.
Комментирует новую информацию, организует её обсуждение.
– Итак, сегодня мы вспомним всё, что нам известно о грибах, и узнаете много нового. Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?
- Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?
– Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа?
– Почему?
– А к какому миру живой природы можно отнести грибы?
– Почему?
– Какие части растений вам известны?
– Всё это есть у грибов?
– В таком случае, можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений?
– А к миру животных?
– Так что же это такое – грибы?
– Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. (кластер дополняется.) (Слайд 1)
Природа
Живая Неживая
Растения Животные Грибы Свободные высказывания детей.
Размышляют, выслушивают различные мнения.
- Опята, сыроежки, подберёзовики.
- Живая.
- Грибы появляются, растут, умирают…
- К миру растений.
- Они растут на земле.
- Корень, ветки листья, плоды.
- У грибов нет всего этого. А ещё мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста органические вещества. А грибы так не «умеют».
- Нет.
- Нет.
Приходят к выводу:
- Наверное, это особенный мир природы: ни растения, ни животные.
Коммуникативные:
высказывают свои предположения, выражают свои мысли.
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. 3-4 минуты.
Формулируются тема и задачи урока.
IV. Усвоение новых знаний. Знакомит со слайдами презентации, нацеливает учащихся на выполнение самостоятельной работы, проводит индивидуальный контроль.
– Какая часть гриба упоминалась в стихотворении?
Поэтому все грибы, которые вы знаете, называются – ….?
(кластер дополняется). (Слайд 2)
Грибы
Шляпочные
- Как происходит рост грибов?
- Грибы знакомы всем. Однако то, что мы называем грибом, - это его плодовое тело. Сам же гриб спрятан в почве и состоит из тонких белых нитей - грибницы. Как паутинки они оплетают корни дерева. В нижней части шляпки образуются споры, они рассеиваются и дают развитие новым грибницам (работа с иллюстрацией учебника).
– А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа?
– Это грибница.
–Итак, из каких частей состоит гриб? (Слайд 3)
Комментирует новую информацию, организует её обсуждение.
– А сейчас я вам покажу грибы, которые вы видели много раз. Но никто не догадался, что это грибы.
-А вы когда-нибудь задумывались, почему изделия из теста такие пышные, мягкие? Что придает им такое свойство? (Слайд 4)
– - Кто из вас видел дрожжи? Поднимите руки.
Взгляните на этот гриб (Демонстрация прессованных и сухих дрожжей). (Слайд 5)
- Рассмотрите дрожжи, которые находятся у вас на тарелочках. Чем они отличаются?
- Можем мы зарисовать строение дрожжевого грибка?
(дополнение кластера)
Грибы
Шляпочные Дрожжи
- Чтобы нам подробнее и внимательнее рассмотреть эти грибы, мы возьмем в помощники цифровой микроскоп. Но прежде послушайте, как с ним нужно работать (инструктаж по технике безопасности)
Сейчас вы по очереди будете рассматривать препарат дрожжей при помощи микроскопа и зарисовывать строение дрожжевого гриба на листах, лежащих у вас на партах.
- Сравните вашу работу с рисунком на слайде
- Как заставить дрожжи работать? Какие условия нужно создать, чтобы тесто поднялось? Давайте проверим ваши мнения - проведем простой опыт. Перед занятием я замесила тесто и поместила его в две баночки. Делаем отметки об уровне теста и размещаем одну баночку в тепле - у батареи, а другую на холоде и сквозняке – между рамами окна. В конце урока проверим, что из этого получится.
- Как вы думаете, в чем причина образования «дырочек» в хлебе?
Хлеб, который приготовили с использованием дрожжей, всегда будет иметь пористую структуру. Дрожжи начинают быстро размножаться, благодаря чему тесто увеличивается в объёме. Гриб живой, и он выделяет продукты обмена – углекислый газ. Именно его пузырьки и делают тесто рыхлым и пористым. Готовое тесто помещают в печку. Жар убивает дрожжевые грибы, а от пузырьков в хлебе остаются пустоты.
- Настало время проверить наши баночки с тестом и сделать вывод, какие условия нужно создать, чтобы тесто поднялось?
- Некоторые грибы живут рядом с нами, в наших домах и квартирах, а мы их даже не замечаем. Например, оставьте в закрытом пакете куски хлеба на несколько дней. Они покроются пятнами белой, желтоватой или зеленой плесени. плесневые грибы. (Картинки с изображением плесневых грибов) Их можно рассмотреть только под микроскопом. (Слайд 6)Работа с цифровым микроскопом:- Рассмотрите плесневый гриб на кусочках хлеба под микроскопом.
– Из каких частей состоит плесень?
– Можно её назвать грибом?
– А чего нет у плесени?
– Можно в таком случае её назвать шляпочным грибом?
– А как бы вы назвали этот гриб?
(кластер добавляется.)
Грибы
Шляпочные Дрожжи Плесневые (Слайд 7) Просмотр фото грибов
- Шляпка.
- Шляпочными.
- Предположения ребят.
Сообщение учащегося: В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуют новые грибы. По ножке к шапке продвигаются питательные вещества, которые гриб берёт из почвы.
- Похожа на паутину, как будто состоит из запутанных нитей.
- Надземная часть – ножка и шляпка, подземная часть – грибница.
Групповая работа – соотнеси.
Предположения детей
Дети сравнивают два вида дрожжей, высказывают свои мнения.
- Нет.
Дети самостоятельно работают с микроскопом. Индивидуальная работа на листах – строение дрожжевого гриба.
Предположительные ответы детей.
Свободные высказыва-ния детей. Вывод: тепло, исключение сквозняков, накрыть крышкой.
Дети самостоятельно работают с микроскопом.
- Из плодового тела и грибницы.
- Да.
- Шляпки.
- Нет.
- Этот вид грибов называется «плесневые». Коммуникативные:
умение вступать в диалог (отвечать на вопросы).
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления, делают выводы на основе обобщения знаний.
10 минут
Формирование у учащихся конкретных представлений о грибах и их строении.
V.Физкультминутка. Давайте немного отдохнем.
По тропинке леший шёл.
На полянке гриб нашёл
(ходьба на месте).
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок
(приседания).
Леший охает: устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся
(потягивания – руки вверх),
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку
(присаживаемся за парты). Дети выполняют движения. 1-2 минуты.
Здоровьесберегающая технология.
VI. Первичное закрепление полученных знаний.
Цель: усвоение нового материала. Организует практическую работу.
- На земле насчитывают более 100 тысяч видов. Но только чуть более 100 считаются съедобными. Среди них есть очень маленькие и крупные экземпляры, но все они имеют похожее строение. Каждый гриб занимает определённое место в природе. И вам нужно хорошо разобраться в них, чтобы их не путать.
Строение грибов.
- Прослушайте сейчас научную информацию о строении шляпочных грибов.
На парте лежит рисунок гриба и название частей. Обозначьте каждую часть.

- Сравните свои рисунки с рисунком в учебнике на с.70. Найдите сходства и различия. Допишите необходимые названия (плодовое тело и споры).
Размножение грибов.
Нам встретилось новое слово – споры.
Что это такое? Найдите ответ в учебнике с.70, 2 абзац.
Дорисуйте споры гриба. Просмотр видеоматериала.
Дети работают в парах.
Дорисовывают споры грибов
Просмотр видеоматериала «Как размножаются грибы» Коммуникативные:
умение выражать свои мысли полно и точно; умение работать в парах.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: находить и выбирать способ решения проблемы. 10 минут.
На этом этапе проводится первичное закрепление умения использовать на практике полученные знания.
VII. Включение в систему знаний.
Значение грибов.
- Кто внимательно смотрел и запомнил, в какое время года надо собирать грибы?
- Кто из вас собирал грибы сам? Где вы их собирали?
_Нужны ли грибы природе?
- Прослушайте сейчас научную информацию о значении грибов в природе.
Названия грибов
- Знаете ли вы, под какими деревьями растут грибы?
Интерактивное задание в электронном учебнике с. 71
- Какие названия грибов встретились вам в задании? Запишите их .- Прочитайте 1 абзац с.71, допишите другие названия грибов, которые вам встретились (лисички, рыжики, грузди, белые, сыроежки)
- А теперь проверим, как вы запомнили названия грибов.
Интерактивное задание № 2 в электронном учебнике с. 71
- Допишите новые названия грибов (мухомор, опята, шампиньон)
Съедобные и ядовитые грибы
- Прочитайте внимательно все названия грибов, которые мы записали и найдите «лишний».
_Почему? (Слайд 8-9)
Городские жители частенько уничтожают ядовитые грибы. Этого делать нельзя! Многие дикие животные, животные леса употребляют ядовитые грибы как лекарство. Например, лоси при зубной боли поедают мухомор.
Но о том, как различать съедобные и несъедобные грибы, мы поговорим на следующем уроке. Свободные высказывания детей.
- Летом и начало осени
- В лесу, под деревьями
Просмотр видеофрагмента
- Подосиновик, подберёзовик, поддубовик
Выполняют задание из электронного учебника
-Мухомор
-Ядовитый
Свободные ответы детей
Просмотр видеоматериала Коммуникативные:
-умение выражать свои мысли полно и точно.
Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). 8 минут.
На этом этапе закрепляли полученные знания о грибах.
VIII. Рефлексия.
Вот и подошел к концу наш урок. Вы очень хорошо работали. (Слайд 10)
- Скажите, что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Какие открытия сделали?
- Что удивило сегодня на уроке?
- Спасибо за урок! Дети рассказывают, чему научились, что запомнили, чему удивились.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. 2 минуты.
Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность.
Литература и электронные ресурсы
ФГОС: Начальное общее образование (Минобрнауки России) 22.12.2009,
Большая энциклопедия природы. Грибы. Т.8, М.: ООО «Мир книги», 2005.
Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии /авт.-сост. В.А. Суворова. - Волгоград: Учитель, 2009.
Приложение 1 (Презентация)
http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/1-klass/priroda-i-eyo-sezonnye-proyavleniya/stroenie-shlyapochnyh-gribov (фрагмент 00:30 до 2:11)
http://go.cm.ru/Viewer.asp?BID=1542088 (электронный учебник)
http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/1-klass/priroda-i-eyo-sezonnye-proyavleniya/stroenie-shlyapochnyh-gribov (фрагмент 2:11 до 2:53)
http://go.cm.ru/Viewer.asp?BID=1542088 «Где растут грибы»
http://go.cm.ru/Viewer.asp?BID=1542088 «Собери названия грибов»
http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/1-klass/priroda-i-eyo-sezonnye-proyavleniya/stroenie-shlyapochnyh-gribov (фрагмент 2:53 до 3:40)
http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/1-klass/priroda-i-eyo-sezonnye-proyavleniya/stroenie-shlyapochnyh-gribov ТЕСТ 1