Урок по окружающему миру для 1 класса Весна пробуждение природы .doc

Тема: Весна: пробуждение природы.
Цели:
– ознакомить учащихся с пробуждением природы;
– научить наблюдать признаки весны;
– научить определять последовательность событий в природе и их связи.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение устанавливать аналогии; 6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;
2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные УУД: формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. Оборудование: презентация, схемы, предметные картинки.
Ход урока: I. Самоопределение к деятельности. (Слайд 1)
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.
Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество- внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность.

II. Актуализация знаний

Составление плана урока
1. Повторение изученного.
2. Открытие «новых знаний».
3. Самостоятельная работа.
4. Итог урока.
- Давайте повторим понятия, которые понадобятся сегодня на уроке.
- Что такое природа? (Всё, что нас окружает и существует независимо от человека)
- Какая бывает природа?
- Что относится к живой природе? (Растения, животные, человек)
- А что относится к неживой природе? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва)
- По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (Растут, питаются, дышат, появляется потомство)

III. Формулирование темы и цели урока.
- Послушайте стихотворение поэта Фёдора Тютчева, которое я помню из своего детства, думаю, оно подходит к описанию погоды. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
- Кто догадался, какая тема урока? (Слайд 2)
Весной тихо, светло и таинственно рождается и оживает природа.
Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Слайд 3)
IV. Постановка проблемного вопроса.
Сегодня на уроке мы будем говорить о весне, о пробуждении природы; будем учиться выделять признаки весны. Продолжим любоваться весенними признаками и знакомиться с изменениями природы весной, жизнью животных.
А нашим помощником будет Мудрая сова. Она подготовила вам вопрос: (Слайд 4)
- Какие изменения в неживой природе и как влияют на пробуждение природы?
Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос урока? Почему?

(Слайд 5) Картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели»
- Рассмотрите иллюстрацию знаменитого русского художника Саврасова, который рисовал картины родной природы.
- Что изображено? Как бы вы озаглавили?
- Назовите объекты неживой природы. - А теперь назовите объекты живой природы.

Совместное открытие нового.
1. Работа в парах.
- По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? (варианты детей)
- Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.
(Дети работают по карточкам в парах)
Карточка № 1.

Стало холоднее. Стало теплее
Образовались проталины. Земля покрылась снегом.
День уменьшается. День увеличивается.
Река замерзает. Лёд на реке тает.
Листья распускаются. Листья желтеют.
Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.
Тает снег и лёд.
- Какие признаки вы не зачеркнули?
Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День увеличивается и становится теплее).
- А как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь)
- Как потепление связано с состоянием снега? (На склонах холмов, оврагов с южной стороны – проталины, начинает таять снег, лёд. На реке начинается ледоход).

2. Составление схемы на доске Признаки весны:
Неживая природа: Живая природа:
Потепление набухание почек
Таяние снега появление листочков (Слайд 6)
Ледоход первоцветы прилёт птиц

3. Работа по учебнику. стр.39
Чтение вывода стр.39
– Солнышко весной пригревает всё ярче, и вот уже радуют глаз первые цветы.
– Рассмотрите верхний рисунок на стр.40. Что нарисовано?
- Прочитайте вопрос и попробуйте ответить на него.
- Так почему же эти растения называют первоцветами? (Зацветают первыми) (Слайд 7,8)
Ещё эти растения называют раннецветущие
а). – Найдите подснежник. Как вы думаете, почему он так называется?
Подснежник  самое раннее растение, которое действительно пробивается из земли и зацветает с первыми тёплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег. Растение это изящное, хрупкое, нежное, с белоснежными лепестками. Где бы ни росли подснежники – под деревьями, кустарниками или на альпийской горке, – они всегда радуют нас в первые весенние дни.
– К сожалению, не все люди могут наслаждаться красотой цветов в природе. Многие рвут цветы. Некоторые виды подснежников стали исчезать, поэтому этот цветок занесён в Красную книгу.
– Какие ещё растения изображены на картинках?
б). Итак, весна! Улыбается ясное солнце. Зелень пробивается отовсюду. А что за звёздочки на буром косогоре? Словно кто-то разбросал по прошлогодней траве новые монетки и забыл их подобрать.
Это весенний первоцвет – мать-и-мачеха. Люди давно полюбили эти цветы не только за красоту, но и за их целебные свойства. Отваром мать-и-мачехи лечат кашель, головные боли. Но почему же это растение получило такое название? Снизу листья мягкие и тёплые (мать), сверху жёсткие и холодные (мачеха). Отсюда и название растения – мать-и-мачеха.

в). -Как звали героиню произведения Н.Носова про Незнайку, которая готовила лекарства и лечила своих друзей? (Медуница)
В апреле начинает цвести необыкновенно красивый цветок –медуница. Любят это растение шмели и пчелы за обильный для ранней весны нектар. За медовую дань и так назвали этот цветок. Его ни с каким другим цветком не спутаешь: на одном стебельке и розовые, и фиолетовые, и синие цветки красуются. Четырежды меняет цвет: розовый – красный – фиолетовый – синий.

4. Охрана растений.
- Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.
Цветок на лугу я сорвал на бегу,
Сорвал, а зачем – объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял,
А сколько бы он на лугу простоял?
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты. (Слайд 9)

5. - Не только растения реагируют на появление тепла.
– Ещё одна примета весны
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку,
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боиться?
Угадали? Это (птица) (Слайд 10)
- Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться)
- Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)
- А какие птицы прилетают весной?
- Как называют этих птиц? (Перелётные)
- Отгадайте, кто из птиц прилетает раньше всех.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица(грач)


- А кто же прилетает сразу после грача?
Мы построили вдвоём
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай скорей (скворец) (Слайд 11)
- У скворцов вскоре появляются птенцы. До 300 раз приносят корм своим птенцам скворцы.
- Следующими прилетают жаворонки. (Слайд 12)
А вот синицы в марте, как только начинает пригревать солнце, возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьев. У них появляются птенцы. Одними из последних прилетают ласточки и стрижи, соловьи.
- Какие птицы построили сами гнёзда, а как люди заботятся о птицах? Строят домики скворечники.
А ещё весной в лесу надо соблюдать тишину. Это время гнездования птиц

Чтение вывода.стр.40
1 апреля - Международный день птиц, Вы можете вместе с родителями сделать домики для птиц.

6. - Назовите весенние месяцы (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ) (Слайд 14)
-Март назван в честь бога войны Марса, апрель называют даровитым месяцем или снегогоном, а месяц май назван в честь богини Майи, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай.
(Слайды 15-21)
Разучивание весенних закличек, «приаукиваний». Сейчас мы все вместе, хором позовем весну, «приаукаем» ее.








Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первым март пришел –
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь,
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!


7. Чтение народных примет. стр 41
– Слышали ли вы о народных приметах прихода весны?
– Давайте ознакомимся с приметами, которые на с. 41 предложили нам авторы.
– Почему они называются народными? (Люди наблюдали долгое время за явлениями природы и сделали выводы.)

8. – А какие изменения приносит весна в жизнь людей?
– Как люди одеваются весной?
– Чем одежда весной отличается от зимней?
– Почему?
– Давайте посмотрим на картинку на с. 41 и подберём одежду для Миши и Лены. Работа в парах.стр.41


VII. Первичное закрепление.
Практическая работа.
Работа в группах. Рабочая тетрадь с.51№ 2
Проверка.
Работа в парах: учебник стр.41

VIII. Подведение итогов.

– Что нового вы узнали на уроке? - С какими признаками живой и неживой природы мы сегодня знакомились?
– Какие пункты плана выполнили?
– На какие вопросы получили ответы?
- Оцените свою работу на уроке. (Слайд 23)
– Всю весну природа будет пробуждаться, но свои тайны она тщательно прячет. Постарайтесь обнаружить их. Будьте внимательными, наблюдательными.