«Системно-деятельностный подход в образовательном процессе СПО»


«Системно-деятельностный подход в
образовательном процессе СПО»
САЛЬМАНОВИЧ Л.В., преподаватель биологии и химии
Когда людей станут учить не тому, что они
должны думать, а тому, как они должны
думать, то тогда исчезнут всякие
недоразумения.
Г. Лихтенберг
Современное содержание среднего профессионального образования соотносится с приоритетной задачей культивирования творческой активности и становления обучающегося как субъекта развития собственной деятельности. Необходимость подготовки выпускников, обладающих сформированными общекультурными и профессиональными компетенциями, предъявляет новые требования к используемым педагогическим методикам. Многочисленные проблемы, с которыми столкнулись преподаватели при организации учебного процесса в последние годы, связаны не только с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования. Нельзя не учитывать изменений в личностных качествах и способностях обучающихся. Обучающиеся c трудом усваивают лекционный материал в больших объемах. Они сталкиваются с трудностями в самоорганизации учебной деятельности, предпочитая оставаться ее объектами, а не субъектами; не привыкли формулировать цель своей деятельности, фиксировать и выявлять затруднения, с которыми они сталкиваются в учебном процессе, не умеют осуществлять рефлексию при подведении итогов своей работы. Эти проблемы не позволяют подготовить конкурентоспособного специалиста. Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса на современном этапе развития образования позволяет способствовать формированию общекультурных и профессиональных компетенций у обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Под руководством Л.Г. Петерсон был разработан системно-деятельностный подход к организации дошкольного и школьного образования. Организация образования на деятельностной основе признана приоритетным направлением новых образовательных стандартов, принятых для начальной школы. Однако основные идеи деятельностного подхода не имеют возрастного ценза и используются продуктивно в сфере среднего профессионального образования.
Предлагаемый подход имеет систему дидактических положений, позволяющих выстроить образовательный процесс обучающихся на качественно новом уровне, включающем ряд принципов:
• Активности, заключающийся в том, что обучающийся получает знания не из прослушанной им лекции, а сам приходит к открытию в результате разрешения проблемной ситуации. Так, новое знание рождается в процессе самостоятельной исследовательской деятельности обучающегося под руководством преподавателя. Самостоятельное проведение исследования, повторяющего процесс открытия общепринятого факта, позволяет воспринимать полученную информацию на личностном уровне, что способствует успешному формированию его общекультурных и профессиональных компетенций.
• Преемственности, который означает сохранение единства между содержанием и методикой на каждом этапе обучения.
• Профессиональной направленности – последовательное моделирование в учебной деятельности обучающихся целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности; осуществление целенаправленного перехода от учебных заданий в процессе изучения дисциплины к профессиональной творческой деятельности различного рода во время обучения, а в последующем к профессиональной – выполнение проектов с моделированием элементов производственной деятельности.
• Дифференцированности, который заключается в реализации возможности освоения содержания дисциплины на уровне, максимально возможном для каждого обучающегося на каждом этапе его развития, и обеспечения при этом усвоения социально безопасного минимума компетенций.
• Комфортности – обеспечивает учебный процесс, при котором сводится к минимуму количество стрессообразующих факторов, происходит реализация основ педагогики сотрудничества, приоритетное использование форм общения, построенных на диалоге.
• Оптимизации – предполагает предоставление обучающимся возможности самостоятельного выбора оптимального решения в процессе перебора различных вариантов.
• Креативности – направлен на обеспечение создания образовательной среды, в которой обучающиеся имеют возможность приобрести опыт собственной активной творческой деятельности.
При организации деятельностного обучения необходимо обратить особое внимание на формирование профессиональных компетенций обучающихся при выполнении самостоятельной работы как на аудиторных, так и внеаудиторных занятиях. Каждый вид деятельности, будь то проблемная лекция, аудиторное занятие или самостоятельная работа, предполагает наличие проблемы, личностно значимой для обучающегося, которую он учится преодолевать.
Организованный таким образом учебный процесс осуществлялся на основе следующих структурных компонентов:
– выделение цели деятельности;
– определение предмета деятельности;
– планирование своей деятельности;
– выбор средств деятельности;
– рефлексия деятельности.
Организуя самостоятельную работу обучающихся, преподаватель направляет и контролирует процесс добывания новых знаний, ставя перед обучающимися проблему осуществления творческого применения полученной информации. Роль преподавателя в данной ситуации несет в себе функции управления деятельностью обучающегося. Для наиболее эффективного обучения целесообразно разрабатывать задания для обучающихся, связанные с их будущей профессиональной деятельностью.    Например, обучающиеся техникума создают учебные проекты, что позволяет руководителю проекта твердо придерживаться образовательной технологии “метод проектов” и технологии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся через оценку проектной деятельности.
Данный подход повышает мотивацию обучающихся к дальнейшей профессиональной деятельности, так как они видят практический смысл в предложенных им заданиях, и это активизирует их к освоению выбранной профессии.
Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся: - готовность к разрешению проблем, - технологическая компетентность, - готовность к самообразованию, - готовность к использованию информационных ресурсов, - готовность к социальному взаимодействию - коммуникативная компетентность. 
СТУДЕНТ должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.
Таким образом, системно - деятельностный подход к обучению имеет следующие преимущества:
1) обучающийся находится в деятельностной позиции;
2) используется весь потенциал активности обучающегося – от восприятия до принятия собственного решения при работе над заданием;
3) знания получаются и усваиваются в контексте решаемой профессиональной ситуации, что способствует развитию познавательной и профессиональной мотивации;
4) используется сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с обучающимися, при ведущей роли коллективных, что дает возможность формирования у обучающихся коммуникативных компетенций;
5) обучающийся учится использовать учебную информацию как средство деятельности, все более приобретающую черты профессиональной, что обеспечивает переход объективной информации в личностное знание, в профессиональные компетенции специалиста;
6) центральным звеном педагогического процесса становится развивающаяся творческая личность обучающегося;
7) в деятельностном обучении возможно использование любых педагогических технологий традиционных и новых.
Деятельностный подход ставит достаточно четкие цели формирования общекультурных компетентностей и деятельностных способностей обучающихся, что наиболее полно отвечает современным тенденциям развития образования во всем мире. Деятельностный подход располагает теоретической концепцией, которая раскрывает методологические, педагогические, дидактические и психологические особенности основных его принципов. Универсальный характер деятельностного подхода позволяет осуществить преемственность традиционной академической школы и новых концепций образования деятельностной направленности.
Компонентами овладения знаниями при  системно-деятельностном  подходе в обучении являются:
а) восприятие информации;
б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);
в) запоминание (создание образа);
г) самооценка
Благодаря системно-деятельностному подходу  меняется общая парадигма образования. Работа педагогического коллектива техникума, методических объединений направлена на повышение компетентности педагогов в вопросах формирования системно-деятельностного подхода в обучении, планирования метапредметных и личностных результатов и оценки их достижений.
Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание,
над которым положены тысячелетия труда, он ведет его к
разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним
вместе, учит его строительству
Адольф Дистерверг