Презентация по музыке на тему: История оперного театра


Урок музыки 4 класс
Тема: История оперного театра. Опера
Цель урока: Знакомство с музыкальным театром, понятием опера.Задачи урока:
1. Познакомить с видами театров, дать понятия музыкальный театр, опера, хор и солист2. Способствовать формированию музыкальной культуры через хоровое пение и вокальную импровизацию.3. Развивать внимание, память, расширять кругозор учащихся, совершенствовать исполнительское мастерство.4. Вести к стремлению любить музыку, воспитывать культуру слушания
Музыкальный материал:
Хор «Волшебные колокольчики» из оперы В. А. Моцарта «Волшебная флейта»
М. И. Глинка. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»
Ход урока.1.Организационный момент
2. Вводная беседа с опорой на знания детей: Ребята, кто из вас был на театральном представлении? (показать, чтоб подняли руки) Где оно проходило?Молодцы! Значит, вы видели спектакли, в которых актёры выходили на сцену к зрителям и играли свои роли.Как вы думаете, что такое театр? (сделать вывод по сказанному)А театр, в переводе с греческого это место для зрелищ.
3.Изучение нового материала Театры бывают разными.Кукольный театр – где главные герои куклы, которыми управляют люди, ТЮЗ – театр Юного зрителя, переименованный в Государственный молодёжный театр, Драматический театр.Но есть особый театр – музыкальный. В этом театре герои спектакля поют, танцуют и исполняют свои роли под музыку и называется он театр оперы и балета.
Именно спектакль, где все герои поют под сопровождение симфонического оркестра, называется оперой.
Когда возник первый театр?
Театр таким, как мы его знаем, зародился в Греции
Сцена обычно располагалась у подножия холма так, чтобы зрители, которые сидели на его склонах, могли видеть танцующих. Это положило начало традиционному устройству греческих театров — полукруг сидений, расположенных по склонам холма. Слово «театр» греческого происхождения и обозначает «место для обозрения». Театр, построенный в Афинах около 500 года до н.э., был круглым и назывался партером. Там давались представления. За пределами круга строили специальные помещения, выглядевшие очень величественно. Это было прообразом нынешней сцены. Эти помещения служили местом переодевания участников представления. Они также явились экраном, который стал задним фоном действия пьесы. Греки очень мало пользовались декорациями и совсем не прибегали к искусственному освещению, потому что пьесы ставились в дневное время. В Риме первый каменный театр был построен в 52 году до н.э. Римские театры очень походили на греческие, но строились они на ровной площадке. Римляне были первыми, кто установил в партере сидения, а пьеса игралась на приподнятой сцене, за которой был экран. После того, как римляне обратились в христианство, в течение тысячелетий театры не строились. Первым современным театром был театр Фарнези в Парме, Италия. Он был построен в 1618 или в 1619 году. Его сцена не выдвигалась далеко в зал, в партер, а располагалась вдоль одной из стен. Чтобы отделить зрительный зал от сцены, использовался занавес, и изменение декораций могло совершаться не на виду у зрителей.
А какими же были первые оперные театры? Свыше 30 лет только что возникшая опера была доступна лишь особам царских кровей. Она была их любимым развлечением и главным украшением королевских праздников.
Но в 1637 году в Италии произошло событие, навсегда вошедшее в историю музыкальной культуры: в этом году в Венеции был открыт первый оперный театр. Театр, получивший название «Сан-Кассино», вывел оперу из дворцов и подарил ее широкой публике. В театре была установлена плата за вход, и «простой» человек, или, как его еще называли, буржуа, всегда мог получить место в партере или на галерее. Последнее зависело только от толщины кошелька любителя оперного искусства. Оперный театр, существовавший более трехсот лет назад, конечно же не был похож на театр наших дней.
Ложи, как правило, занимались выкупившими их аристократами, считавшими эти места своей собственностью. Они обставляли их собственной мебелью, приносили ковры, вывешивали кружевные занавески.
Здесь хранились даже столовые приборы, поскольку высший венецианский свет тут же, в ложах, и ужинал, принимал гостей, играл в карты и кости, обсуждал свои проблемы. Все это происходило за задернутыми шторами, которые открывались лишь во время особенно интересных сцен.
По традиции эти ложи оставались в собственности семей, которые, жертвуя театру немалые деньги, были как бы его основателями. В первых оперных театрах партер почти не оборудовался. Поэтому многие зрители сами приносили стулья и другую пригодную для сидения мебель. Зачастую это приводило буквально к ярмарочной суете, а нередко и к шумным потасовкам. Оперный спектакль тех времен проходил совсем не в такой благоговейной тишине, как сейчас: певцы, музыканты и дирижер вели со зрителями «борьбу» не только за успех, но и за то, чтобы их просто слушали.