Создание модулей к уроку в рамках реализации системно-деятельностного подхода к обучению

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному. Именно оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Модульный подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Из психологии используется рефлексивный подход. Накопленные обобщения теории и практики, оптимизация обучения - все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.
Основной перспективностью модульного обучения, является опережающее изучение теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности.
Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде системы учебных элементов. Из блоков-модулей как из элементов конструируется учебный курс по предмету. Элементы внутри блока-модуля взаимозаменяемы и подвижны. Освоение учебного материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности. Гибкость такого решения основана на вариативности уровней сложности и трудности учебной деятельности.
Поскольку модульное обучение в качестве одной из основных целей преследует формирование у ученика навыков самообразования, то весь процесс строится на основе осознанного целеполагания ближних знаний, умений и навыков, формирование средних общеучебных умений и навыков и перспективных событий, рассчитанных на развитие способностей личности. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Ведущая роль его сохраняется, но только в рамках отношений в системе “учитель-ученик”. Здесь на помощь приходит ЭОР, Использование которого внутри модуля, позволяет сделать процесс овладения практическими навыками более глубокими и содержательными. Данный метод обеспечивает возможность выбора обучающимися пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, программирует с помощью ЭОР в модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления.
Модульные программы и модули строятся с учетом относительной самостоятельности элементов в модуле и реализацией обратной связи, при оптимальной передаче информации.
В процессе разработки модулей к урокам использую приемы технологии системно-деятельностного подхода.
Модуль урока разбивается на блоки:
УЭ-0: Актуализация знаний и создание проблемой ситуации.
Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:
1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций.
В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими. Происходит фиксация затруднений. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме беседы.
УЭ-1: Постановка цели урока.
Завершение этапа актуализации знаний и создание проблемой ситуации связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

УЭ-2: Изучение нового материала.
На данном этапе предполагается выбор метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка гипотез.
Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.). После построения и обоснования нового способа действий новый способ действий фиксируется с формулировками и обозначениями. В завершение устанавливается, что учебная задача разрешена.
УЭ-3: Первичное закрепление. Практическая работа.
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
При проведении данного этапа используется индивидуальная
форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
УЭ-4: Подведение итогов. Рефлексия.
На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.
Учащимися организуется самооценка деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.
В качестве примера использования данной технологии представлен модуль, разработанный для 8 класса к уроку 10 по теме «Высказывание. Логические элементы».
Модуль к 10 уроку по теме
«___________________________________».
№ УЭ
Описание учебного материала

УЭ-0
Актуализация знаний и создание проблемной ситуации.
Цель: организовать работу по актуализации знаний.
Ответь на вопросы:
1. Алгебра - наука об общих операциях, аналогичных сложению и умножению, которые могут выполняться над разнообразными математическими - это высказывание?
2. Что в нашей обыденной речи является высказыванием, а что – нет? (приведите примеры)
3. Является ли высказыванием предложение “Тебя зовут Маша?”
4. Что такое логика?
5. Что такое арифметическое умножение? Что такое логическое умножение?

УЭ-1
Постановка цели урока: ______________________________________________.


УЭ-2
Изучение нового материала.
Цель: создать условия для знакомства с понятиями высказывание, логика, конъюнкция, дизъюнкция, инверсия, импликация, эквиваленция.

1. Ответь на вопросы:
Высказывание – это ___________________________________.
_______________________________________________________
Выражение – это ______________________________________.
Наука логика – это ____________________________________.
Алгебра логики– это __________________________________.
_______________________________________________________

2. Запиши логические операции и их обозначения:
1._____________ знак ______ 2. ______________________ знак ______
Название__________________ Название_______________________
Связка _______ Связка _______

А
В
F

0
0


0
1


1
0


1
1


А
В
F

0
0


0
1


1
0


1
1





3._______________ знак ____ 4. ____________знак __ 5. ____________ знак 13 EMBED Equation.3 1415
Название______________
Связка ________ Связка __________ Связка ____________

А
F

0


1


А
В
F

0
0


0
1


1
0


1
1



А
В
F

0
0


0
1


1
0


1
1


3. Приоритеты в действиях:
1. ______________
2. ______________
3. ______________
4. ______________
5. ______________

УЭ-3
Первичное закрепление. Практическая работа.
Цель: способствовать развитию умения определять высказывание и его значение, формированию умения логического преобразования.
1. Открой папку с практическими работами.
2. Нади и выполни Практ. работу 10 и сохрани файл в своей папке.
3. Запиши результат выполненного задания в УЭ-4.

УЭ-4
Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.
Таблица полученных результатов вариант №__________.
Зад. 1
Рез.
Зад. 2
Рез.
Зад. 3
Рез.





Животное -
Животное-










































1. Проверь результат своей работы, сверив с образцом. Поставьте «+», если задание верно.
2. Выяви какие трудности встретились при выполнении работы.
______________________________________________________________
Оцени свою работу на уроке:
Отвечал на уроке____ (да, нет)
Выполнил задание на _____ (2-5 баллов)
3. Запиши домашнее задание.
1. Читать §1.3.1, §1.3.2, письменные задания к параграфу. Рт № 76, 77
2. Выучить основные определения, знать обозначения.
Найдите в Интернете логический «парадокс лжеца» и попробуйте объяснить его в письменной форме.


ФИ класс дата


Root Entry