Выступление Создание креативной образовательной среды в процессе обучения английскому языку.

Создание креативной образовательной среды в процессе обучения английскому языку.

Мустафина А.Р., учитель английского языка МБОУ Гимназия с.Большой Сардек Кукморского района РТ

«Если ученик в школе не научился сам творить,  то и в жизни он всегда будет только подражать»  Л.Н.Толстой
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта результаты реализации образовательных программ в школе включают не только предметные знания, но и межпредметные умения, а также личностные качества. Главным в работе каждого учителя стало стремление превратить процесс обучения из монотонного механического воспроизведения материала в творческий поиск. Это возможно достичь только превратив свой урок в урок творчества. Педагогическая проблема творчества и заключается в создании таких условий, в которых ученик осваивает опыт и открывает и пробует созидать новое. И никаких жестких рекомендаций здесь быть не может, т.к. это противоречит сущности понятия «творчество». Нестандартные формы уроков привлекают внимание учащихся, повышают их интерес к предмету и способствуют лучшему усвоению программного материала. При этом создаются идеальные условия для введения языкового материала в ненавязчивой ситуации. Итак, креативная составляющая рассматривается как важнейший компонент в общей структуре личности школьника, существенно влияющий на его развитие, как в начальной школе, так и на старших этапах школьного образования.
И, креативность является важнейшей чертой современного человека.
В связи с этим перед школой встаёт задача развития творческого потенциала подрастающего поколения через развитие творческих способностей.
Сегодня востребованной оказалась личность, способная к критическому мышлению, обладающая такими качествами как: сообразительность, наблюдательность, инициативность, для которой характерны: самоуважение, уверенность и требовательность к ce6e, коммуникабельность, способность к сотрудничеству, социальная активность, то есть востребованной оказалась личность, которую можно характеризовать как личность креативную. Естественно, что креативная личность может сформироваться, в основном, в условиях креативной деятельности.
Следовательно, перед иноязычным образованием, в лице учителя, встает проблема создания креативной обучающей среды, позволяющей школьнику действовать как субъекту в условиях личностно-ориентированного обучения, формировать и развивать в себе качества креативной личности.
В науке установлено такое понятие, как «креативная среда обучения», которое наиболее четко отражает один из аспектов деятельности педагога, целью которого является не только обучение, но и развитие креативности обучающихся. Для создания креативной среды на уроке, необходимо создать условия, способствующие развитию креативности детей.


Можно выделить некоторые общие рекомендации поддержания креативной среды в процессе урока, такие как:
- создавать на уроке творческую атмосферу;
-подбирать учебный материал таким образом, чтобы в нем присутствовали творческие задания;
- поддерживать и развивать инициативу детей и разрешать делать ошибки
- ставить перед детьми проблемные задачи, требующие творческих решений; предоставлять возможность экспериментировать;
- учить детей задавать вопросы и находить на них ответы;
- поощрять детей и поддерживать у них мотивацию к изучению предмета;
- учитель должен быть примером для подражания;

Авторами, которые занимаются проблемой развития креативности, подчеркивается, что креативность – сложное личностное образование, развитие которого возможно только через комплексное воздействие. Окружающая среда должна поддерживать награждать новые идеи. Без поддержки среды творческие способности могут никогда не появиться.


Воспитательная среда общеобразовательного учреждения включает в себя как воспитательный, так и образовательный компоненты. Воспитательный компонент реализуется в процессе деятельности различных кружков, например таких как «театр на иностранном языке», «клуб друзей английского или немецкого языка», творческих конкурсах. Образовательный компонент реализуется в процессе обучения. Два эти компонента взаимосвязаны и необходимы для развития творческого потенциала учащихся.

Для успешной деятельности по развитию познавательной активности и творческих способностей должны использоваться элементы технологии развивающего обучения:
Через нетрадиционные уроки.
Через систему нестандартных заданий.
Во время проведения нестандартных уроков у учителей есть возможность активно развивать творческие способности. Нестандартные уроки зачастую выходят у нас за рамки расписания и плавно переходят во внеклассную работу. Одно другому не мешает, а наоборот дополняет и делает процесс обучения интересным и увлекательным.
Нестандартные уроки это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становиться творческим коллективом. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов. Снимается напряжение, оживляется мышление, возбуждается и повышается интерес к предмету в целом.

Итак, вот некоторые виды нестандартных уроков и формы работы, которые чаще всего учителя применяют в своей практике. 
1. Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Выполняя такую работу, у ребенка формируется мотив говорения, возникает необходимость что-то сказать, а это значит, что появляется желание принять участие в общении. Проект - это хорошая возможность для учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них форме. В процессе подготовки проектной работы вся ответственность за нее ложится на ученика как индивида, и как члена проектной группы. Главное здесь, что не учитель, а ученик определяет, что будет включать проект и какова будет форма его презентации.  Проектная работа стимулирует речевую деятельность, так как учащиеся оказываются в ситуации, когда возникает потребность что-то сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделится со сверстниками. Основные принципы у всех проектных работ следующие:  1. Вариативность. Проектные работы могут быть выполнены в индивидуальной, парной или групповой форме. Они могут быть представлены описаниями, диалогами в форме стенгазеты, плакатов, брошюр, журналов, писем и т.д.;  2. Решение проблемы. Если мы ставим перед ребятами проблему, они стараются ее решить. Решая ее, они думают, а, думая, учатся. А если это происходит на уроках иностранного языка, то это хорошее осуществление процесса изучения языка;  3. Заинтересованность. Чтобы выполнение проектных работ не было для учеников обузой, только бы отделаться, очень важно заинтересовать учащихся темой, дать дополнительный, познавательный материал;  4. Личностный фактор. В процессе подготовки проектных работ у ребят есть возможность рассказать о себе, о своей жизни, увлечениях, а может быть и о проблемах;  5. Адаптация знаний. Проектные работы должны соответствовать подготовленности и обученности детей.  Самая главная особенность проектной работы состоит в том, что основная деятельность выходит за пределы класса. 

2. Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

3. Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
Christmas, New Year, Birthday party, St. Valentine's Day - рассказывать о этих праздниках и обыгрывать некоторые элементы этих праздников могут стать традицией.
4. Учебное кино и видео на уроках английского языка. Овладеть коммуникативной компетенцией на языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа –носителя языка. В этих целях большое значение имеют видеофильмы. Не надо ставить цели понять все, достаточно слушать живую речь в ситуациях.
5. Урок-интервью или урок-встреча. Самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. Урок-интервью – это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством клише и пользуются ими в автоматическом режиме.
Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний, а также расширяет кругозор.


6. Уроки - игры. Игра-это лишь оболочка, форма. Содержанием и назначением ее должно быть учение, в нашем случае- овладение видами речевой деятельности. На таких уроках создается неформальная обстановка, игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. Особенностями этих уроков является то, что учебной целью будет игровая задача, а урок подчиняется правилам игры. Обязательное условие - увлеченность и интерес к содержанию со стороны школьников.

7. Уроки - сказки опираются на фантазию детей и развивают ее. Сама форма сказки близка и понятна детям, особенно младшего и среднего возраста, но и старшеклассники с интересом откликаются на такой урок. Уже во 2 классе можно инсценировать сказки «Репка», «Волк и семеро козлят», в среднем звене - «Белоснежку», «Бременских музыкантов». Самое главное - роли есть для всех: и для отличников, и для тех, у кого возникают трудности при изучении языка.


Можно еще много перечислять интересные формы работы с учащимися, но нужно подчеркнуть, что учителю сегодня повезло: ему дали свободу для творчества. Большие возможности сегодня нам дает Интернет. Можно купить много интересных журналов и газет. У учителей много возможностей посещать содержательные, поучительные семинары, стать соискателем различных грантов, выехать за рубеж. Есть возможность реализовать себя во всевозможных творческих конкурсах, олимпиадах, проектах. Нужно помнить: лишь увлечённый делом учитель может увлечь других и, что наше отношение к своему преподавательскому делу передаётся детям. Мы должны учить их добывать знания, воспитывать и развивать интерес и творчество каждым своим уроком.