Конспект урока по психологии Темперамент.

Тема: Темперамент.

Цель: повышение психологической грамотности учащихся.
Задачи:
познакомить учащихся с понятием «темперамент»
научить учащихся определять тип темперамента
воспитывать толерантное отношение к людям разных типов темперамента
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Оборудование: ноутбук, проектор, текст.

Ход урока.
Приветствие учителя.
Актуализация знаний учащихся.
Вопрос учителя – «Знакомы ли вы с понятием «темперамент», что вам известно об этом?»
Предоставление нового материала.

Индивидуально – своеобразная, природно – обусловленная совокупность динамических проявлений психики называется темпераментом.
Темперамент – это врожденное свойство личности.

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415


Одно из объяснений темперамента даёт Иван Петрович Павлов, основываясь на свойствах нервной системы.
Павлов выделил три свойства:
- Динамичность (подвижность), т.е. скорость смены процессов возбуждения и торможения
- Сила, как способность нервной системы выдерживать сильные раздражители
- Уравновешенность, как равные положения двух составляющих вегетативной нервной системы парасимпатического отдела (успокаивает, тормозит) и симпатического отдела (активирует, возбуждает)

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделяет 4 типа темперамента.

Типы темперамента:
Холерик – быстрый, энергичный, открытый, целеустремленный, порывистый, неуравновешанный, с бурными эмоциональными вспышками, с резкими сменами настроения, со стремительными движениями.
Сангвиник – сильный, быстрый, уравновешанный, открытый, подвижный, легко переживает неудачи, частая смена впечатлений, выразительность мимики и движений.
Флегматик – медлительный, уравновешанный, закрытый, невозмутимый, устойчивый в стремлениях и настроении, постоянство и глубина чувств, равномерность действий и речи, слабое внешнее выражение душевных состояний.
Меланхолик – слабый, медленный, неуравновешанный, закрытый, чувствительный, впечатлительный, склонный к глубоким переживаниям, легко ранимый, движения сдержанные, речь приглушенная.

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415


Диагностика типа темперамента (по Айзенку).
Обсуждение результатов диагностики.


13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415


Рассмотрим на конкретных примерах разницу в поведении людей.
Женская ситуация: она вяжет, а нитки запутались. Как вы думаете, как будут действовать женщины разных типов темперамента?
Холерик: разрубает узлы как Александр Македонский.
Сангвиник: попробует распутать их, и может быть распутает.
Меланхолик: плачет, опускает руки.
Флегматик: безразличен, может просидеть так целый день.
Мужская ситуация: на ваш новый красивый костюм что-то пролили. Предположите дальнейшие действия мужчин разных типов темперамента.
Меланхолик: рыдает, осматривая костюм.
Сангвиник: хохочет.
Холерик: ругается и стучит ногами.
Флегматик: невозмутимо шагает дальше.

Попробуйте определить темперамент у Буратино, Артемона, Пьеро.

Многие исследователи часто задавались вопросом: какой же темперамент лучше?
Ответы давались разные, но все ученые приходили к мнению, что люди выдающихся способностей могут обладать различными типами темперамента. Суворов, Наполеон и Герцен были сангвиниками. Петр первый и Пушкин – холериками, Крылов и Кутузов – флегматиками, Чайковский и Гоголь – меланхоликами. Значит, уровень способностей не зависит от темперамента.

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Обсуждение образов темпераментов:
Холерик – танк, пороховая бочка, девиз «Вперед любой ценой», весна.
Сангвиник – артист, «мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь», лето
Флегматик – камень, скала, правило: «старый друг лучше новых двух», бухгалтер, программист, осень.
Меланхолик – орешек, свеча, жемчужина в раковине, художник, писатель, зима.

Разыгрывание ситуаций.
Для холерика – ждет человека перед театром, чтобы пойти на спектакль, а тот опаздывает.
Для сангвиника – стоит в длинной очереди в магазине.
Для флегматика – проходит мимо дома и на него выливают ведро воды.
Для меланхолика – перед экзаменом в коридоре.

4 .Рефлексия.
- что было интересно на занятии?
- что понравилось?
- что не понравилось?
- ваше настроение.

Root Entry