Повторение об имени существительном и имени прилагательном

Тема: Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном
Цели:
обобщить теоретические знания об имени существительном и имени прилагательном,
воспитывать любовь к своему родному городу, бережное отношение к природе, интерес к поэзии, аккуратность,
изучать краеведческий материал, раскрыть красоту малой родины.
Оборудование:
карточки для индивидуальной работы,
сигнальные карточки,
таблицы «Имя существительное», «Имя прилагательное».

Ход урока
Организационный момент и сообщение целей урока
Поэтическая минутка. Учитель читает стихотворение Людмилы Бариевой «Хорош наш город!».
В лучах заката или на рассвете
Хорош наш город, что ни говори.
Здесь счастливы и взрослые, и дети
Под мирным небом молодой зари.
Так сочно наше солнце, чудны краски,
Природа согревает и манит.
И черпаем мы силы в нашем Майском,
Ведь в нём огонь добра всегда горит.
Бушует здесь и Терек величавый,
И Черек разливается весной,
Порой чарует Эльбрус нас двуглавый,
Лесную сказку дарит нам с тобой.
И чистотой нам души наполняет,
Больших наград не требуя взамен.
А город наш растёт и расцветает
И ждёт с надеждой лучших перемен!
Учитель: Как вы думаете, о чём я хочу с вами сегодня поговорить?
Дети: О нашей малой родине – Майском.
Уч: Вы правы. А помогут мне учителя нашей школы и поэты города Майского.
Сегодня мы повторим, что знаем об имени существительном и имени прилагательном, о красоте нашего дома, а домом мы называем край, в котором живём, о любви к малой родине. О красоте нам помогут рассказать наши друзья - имена существительные и имена прилагательные.
Чистописание
Массаж рук.
Пальчик вышел погулять,
Ключ забыл с собою взять.
(Хлопки в ладоши.)
Что он делает теперь?
Просто он стучится в дверь.
(Постукивание по ладони подушечками пальцев.)
Работа в тетради.
Письмо окончаний прилагательных.
-ая, -яя, -ое, -ее, -ой, -ий, -ый, -ые, -ие.
III. Работа по теме урока
1) Первое задание от завуча по воспитательной работе Ольги Михайловны Гридиной. Слушайте внимательно.
«Уважаемые ребята! Я живу в Майском и очень люблю этот город, уважаю его жителей. У вас на карточке записаны слова. Мне бы очень хотелось, чтобы они никогда не звучали в нашем городе.
Запишите рядом с этими «запрещёнными» словами слова-антонимы, и пусть записанные слова как можно чаще звучат в нашем городе».
злость - (доброта)
вражда -(дружба)
жадность - (щедрость)
ненависть - (любовь)
Проверяем выполненное задание. Вывод: какой частью речи являются эти слова? Что такое имя существительное?
2) Упражнение «Допишите слово».
1. Река – рыба, небо - (птица).
2. Заяц – морковь, обезьяна - (банан).
3. Земляника – ягода, свёкла - (овощ).
4. Чёрный – белый, летний - (зимний).
5. Большой – маленький, твёрдый - (мягкий).
6. Унылый – грустный, страшный - (ужасный).
На какие две группы можно разделить слова, которые вы записали?
3) Упражнение «Угадай предмет».
По перечисленным признакам определите, что за предмет я загадала. Бывает речная, морская, озёрная, сказочная, исполняет желания.
Правильно, это рыба. Вы уже знаете, что недалеко от нашей школы находится Майский рыбзавод, где разводят ценные сорта.
Вывод: с помощью какой части речи вы смогли определить о чём идёт речь? Что такое имя прилагательное?
IV. Физкультминутка
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И ещё
Через левое плечо!
V. Работа по теме
Новое задание от учителя русского языка и литературы Лидии Викторовны Перовой.
«Уважаемые ребята! Слушая стихотворение нашего земляка Алексея Дербаба о моём любимом городе, вы должны услышать и записать только имена прилагательные».
Мой город Майский
Мой город назван именем весны,
Где майским днём светлеет всё вокруг,
Цветут сады небесной красоты,
И поле с лесом зеленеют вдруг.
Наш Майский, город очень молодой,
Ему минуло только полстолетья,
Но дорог и любим для нас с тобой
В рассвете и в годину лихолетья.
Ты наша Родина, родительский очаг,
Что дорог нам, как пристань кораблю,
И где бы ни был я, в неведомых краях,
Я помню город свой, который так люблю.
Стоит он между двух красивых рек,
Что с гор Кавказских с шумом вниз текут, -
То бурный Терек и седой Черек
Своей водой дар Каспию несут.
Горжусь я церковью, которой сотня лет,
Что стала символом станицы городской,
Своей молитвою спасает нас от бед
И помогает в этой жизни не простой.
Хотелось мне, чтоб город расцветал
И был прекрасным, как сады весной,
А наш народ светлей душою стал,
И тьма ушла с весеннею водой.
Следующее задание от учителя ОБЖ Джумаева Хамзета Давидовича. Наверное многие из вас не знают о том, что Хамзет Давидович сочиняет стихи и пишет рассказы. А для вас он подготовил сказки детей вашего возраста, но в них пропущены слова, которые нужно вставить.
«Кто любит и надеется»
«В одном небольшом (городе) под названием Майский жила (девочка). Это была самая обыкновенная (девочка). Училась в самой обыкновенной (школе), жила в самой обыкновенной (семье), но при этом была необыкновенно капризной и себялюбивой. Она часто обижала (людей), которые ее любили и о ней заботились. Каждый раз, когда (мама) приходила поцеловать ее перед сном, она отмахивалась, грубила и отворачивалась. Когда (подруги) звали ее погулять, она заносчиво отвечала: «Вот еще! Буду я с вами водиться!»
И вот однажды ей приснился волшебный (сон)»
«Конфеты доброты»
«Давным-давно в городе Майском жили очень (весёлые) и (добрые) люди. Все дома в городе были необычайно красивы, деревья и цветы радовали жителей своей красотой. Там делали конфеты с начинкой доброты. Жители города очень любили эти (волшебные) конфеты.
А за городом на (высокой) горе у озера в (мрачном) замке жил (злой) колдун. Через своё (волшебное) зеркало он смотрел на город, на его (добрых) жителей и очень злился»
Подходит к концу наш урок. Мне хочется пожелать вам всегда любить свой родной город, относиться к нему, как к родному дому, уважать и понимать язык тех людей, которые живут с вами рядом. И я думаю, что грамотное употребление разных частей речи поможет вам в этом.
Без существительных невозможно высказать свою мысль, прилагательные украшают, уточняют нашу речь. Глаголы обозначают действие, которое происходит. А стихотворение, которое вы сейчас услышите, поможет вам не путать части речи:
Имя прилагательное, Мы с тобой дружны. Признаки предметов Называешь ты. Солнечное лето, Праздничная ель, Вкусные конфеты, Машенькин портфель.
Давно живет существительное в мире этом, Дает названия предметам: Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья.
VI. Итог урока. Выставление оценок









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515




15