Интегрированный урок: повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном. Развитие речи « Слово о русской земле» Работа с текстом.

Интегрированный урок
Предмет: Русский язык и развитие речи
Класс : 4
Тема : повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном. Развитие речи « Слово о русской земле» Работа с текстом.
Тип урока : Обобщение и систематизация знаний.
Учитель начальных классов Глушенкова Татьяна

Цель урока: Обобщить знания учащихся об имени существительном и об имени прилагательном. Работа над языковым анализом текста и выразительным чтением.
Задачи:
-Обучающие: Закреплять знания учащихся об имени существительном и об имени прилагательном; объяснять орфограммы, осуществлять межпредметные связи с уроками чтения и развития речи.
-Развивающие: Развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, память , внимание, любознательность, мышление, расширять словарный запас учащихся.
-Воспитательные: Воспитывать интерес к учёбе, взаимопонимание учитель-ученик, доброжелательное отношение друг к другу; взаимопомощь, уверенность в своих силах; любовь к Родине, бережное отношение к родной природе.

Оборудование
Таблица на доске.
Учебник русского языка. Автор Т. Г. Рамзаева
Карточки с текстом из книги: Романовский С. « Родине»
Иллюстрация к тексту.
Карточки с дифференцированным заданием.
Учебник по чтению « Родное слово» Автор Г.М.Грехнёва

План урока:
Оргмомент
Сообщение темы урока
Минутка чистописания
Словарная работа
Физкультминутка
Обобщение и систематизация ЗУН
- работа с четверостишием на доске
- устный опрос
- работа в тетради
Физкультминутка
-работа над развитием речи
- самостоятельная работа

Подведение итогов
Домашнее задание


Ход урока
Оргмомент
У: - Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Встали все хорошо, настроились на интересную и плодотворную работу.Улыбнулисью
Сообщение темы урока
У: -Послушайте, ребята, стихи и догадайтесь, о чём же сегодня пойдёт речь на уроке?
а ) Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В тапочки, в слона, в конфеты,
Словом, в разные предметы.
б) Художницу нашу знает весь свет,
Раскрасит художница всякий предмет
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какое? Какая? Какие?
(Дети отвечают)
У: - как вы уже правильно заметили, сегодня на уроке мы повторим изученное об имени существительном и имени прилагательном. Будьте внимательны!
Минутка чистописания
У: - Ребята, мы уже с вами знаем, что в стране Русского языка все красиво пишут. И мы с вами продолжим работу над красивым письмом. Запишите в тетради : число, классная работа, буквы, скороговорку.
а) ВВВввв, РРРррр, ДДДддд ит.д.
б) Работа со скороговоркой( темп чтения и работа над дыханием).Обе ладони лежат на столе. Затем, поочерёдно, одна сжимается в кулачок, другая распрямляется.
Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала.
Словарная работа
У: – Ребята, на доске написаны словарные слова, вы должны найти здесь лишнее.
Ш.ссе, .ллея, к.лл.ктив, г.реть, п.сс.жир, тр.ллейбус, к.л.грамм, клас..
Д: - лишнее слово гореть
У:-Почему оно лишнее?
Д: - все слова являются именами существ., а гореть- глагол
У: - Правильно. А что общего в этих словах-существительных?
Д:-Это слова с удвоенными согласными
У: - Прочитайте орфографически, орфоэпически .Вспомните, как переносятся эти слова. Вспомните скороговорку с одним из этих слов.
У: - А теперь запишите эти слова в тетрадь, вставив пропущенные буквы. Проверим, что вы написали. Поменяйтесь тетрадями, проверьте его работу. Если работа выполнена правильно, поставьте + на полях.
Физкультминутка
( дети читают стихотворение и маршируют)
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? И что?
Отвечать оно должно.
У: -Если слово будет отвечать на вопрос кто? – руки вперёд, если встретятся другие слова (части речи )- присесть. Примерные слова : люстра, мальчик, бегать, гроза, окно, зелёный, карась
Систематизация и обобщение ЗУН
Работа с четверостишием на доске.
Учитель читает с доски текст стихотворения:
Он без ру., он без но..
Из з.мли пр. биться смо..
Вас он летом , в самый зной
Л.дяной поит в.дой.
У: -Кто догадался, что это?
Д:- Родник.
У:- А теперь спишите стихотворение , вставляя пропущенные буквы.( дети списывают)
У:- какие орфограммы вспомнили? На полях напишите проверочные слова, сначала назвав их( с каждого варианта отвечают по одному ученику, затем коллективная проверка)
Д:- руки, нога, смогу, земли, лёд, воды.
Устный опрос.
Работа с учебником и таблицей.
У:- А теперь назовите здесь имена существительные.( дети называют). Имена прилагательные ( дети называют)
У:- Давайте вспомним, что такое имя сущ-ое и имя прил-ое. С. 42 упр.358 – вопросы.( Дети отвечают на вопросы, по мере их ответа учитель открывает на доске таблицу)
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Часть речи.
Предмет
Кто? Что?
По падежам и числам
Главный и второстепенный член предложения
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Часть речи
Признак
Какой? Какая? Какое? Какие?
По родам в ед. числе, по падежам, по числам
Второстепенный член предложения

Работа в тетради
У : - Запишите родственные слова: род, родник, родничок, родня, родной, родить, народ. Выделите проверочные слова.
Д:- род, народ
У:- к слову родник подберите синонимы
Д:- ключ, источник
У:- составьте три предложения со словами: родник- употребив его в Им.падеже, ключ- употребив его в Р. падеже, источник-в Д. падеже.
Д:- 1.Холодный родник бьёт из-под земли.
2. Из ключа сочилась прозрачная вода.
3. Туристы подошли близко к старому источнику.
У:- что нужно сделать для того, чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного? Отчего зависит род, число, падеж имени прилагательного?
У:- Давайте устно сделаем морфологический разбор прилагательного в словосочетании холодный родник
Д:- м.р., ед.ч., Им. П.
Физкультминутка для глаз
Сидя за столом « пробежать» глазами по траекториям . Повторить 3 раза и т.д. ( На листе ватмана изображаются какие-либо фигуры, толщиной 1 см)


·
· ©
·
Зажмурить глаза, расслабить. Повторить 10 раз.
Быстро поморгать.
5) Работа над развитием речи
А) У:- Ребята, на уроке нам встречалось слово родник. Кто может сказать, что обозначает это слово?
Д:- В словаре Ожегова слово «родник» обозначает Водный источник, текущий из земли, ключ.
У:- Перед вами карточки. Прочитаем текст. (1 ученик)
Текст:
Беречь природу. А как её беречь- природу-то?
Так, как берегли наши предки: не брать у природы лишнего. В
В поэме « Слово о погибели Русской земли» есть строчки, которые не всем понятны. Поэт славил «источники местночтимые». Что это такое?
Это родники. На Руси они пользовались почитанием, были местночтимыми. За родниками смотрели, ухаживали, очищали от мусора.. Над ними нередко устанавливались навесы, а рядом оставляли ковшик-черпачок, вырезанный из липы или сплетённый – сшитый из бересты.
- Пейте досыта, люди добрые!
Родниковая вода - самая чистая и целебная.
- Пейте, звери и птицы ! Всем хватит.
- Пейте, деревья и трава! Что бы мы делали без вас?
Из-за родников – живунов реки были рыбными и полноводными, а леса рослыми и густыми. Там , где родники погибали, земля сиротела.
Ответим на вопросы:
-Как на Руси называли родники?
Д:- Живуны.
У:- Как вы понимаете это слово?
-Как наши предки берегли родники?
-А мы чем можем помочь? ( Ответы детей)
Б) У:- Ребята, а сейчас мы прочитаем в учебнике по чтению отрывок из древнерусского памятника « Слово о погибели Русской земли» . Этим певучим строкам более 700 лет.( Учитель читает)
У:- О чём этот отрывок?
Д:- О том, как красива Русская земля.
У:- А чем она красива?
Д:-Природа Древней Руси была богаче нашей. Поэт пишет о дубравах частых, о зверях различных и птицах бесчисленных.
У:- Что такое дубравы? (Ответы детей . Использование словаря )
- Да, дубравы росли по берегам лесных рек, и такие, что из одного дуба русичи выдалбливали корабль и перевозили на нём людей и грузы. Сейчас таких дубрав не осталось. Почему?( ответы детей)
- Значит, надо беречь родную природу! ( Чтение выразительно. 1-2 ученика)
У:- Рассмотрим иллюстрацию к этому рассказу. Что восхищает и поражает в ней? Какими строчками из отрывка можно её подписать?
Д:- О, светло светлая и красно украшенная Земля Русская!
6) Самостоятельная работа
У:- В конце нашего урока я предлагаю вам выполнить задание на карточках.
1 уровень:
Сделать морфологический разбор прилагательного в словосочетании родниковая вода
2 уровень
Подбери к существительному подходящее по смыслу прилагательное. Укажи род.
мёд, солнце, песня, утро, загадка, мост.
3 уровень
Найти в тексте существительные и прилагательные.
- Из-за родников реки были рыбными и полноводными, а леса рослыми и густыми. Там, где родники погибали, земля сиротела.
6.Подведение итогов
У:- Ребята, наш урок подошёл к концу. Скажите, пожалуйста, что мы сегодня повторяли на уроке? Что узнали нового?
- Ответьте, что общего между словами : Русь, Родина, родительница, родник.
- В чём сходство и различие имени существительного и имени прилагательного?
-(Учитель оценивает работу учащихся на уроке)
7.Домашнеее задание
У:- Ребята, прочитайте ещё раз текст по карточке. Рассмотрите иллюстрацию. Составьте небольшой рассказ по иллюстрации, который бы назывался так: « Родничок» или « Родниковая вода».









15