Открытый урок по русскому языку в 4 «В» классе «Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном»

Открытый урок по русскому языку в 4 «В» классе «Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном»

Учитель: Свинарчук Галина Валерьевна.

Дата: 10.12.2014г.

Тема: «Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном»

Цель: сопоставить прилагательное с существительным, выявить сходства и различия данных частей речи;

Задачи:
1) Усвоить сходства и различия между частями речи, формировать умение правильно и точно использовать имена существительные и прилагательные в устной и письменной речи.
2) Развивать речь, память и мышление, совершенствовать коммуникативные навыки, развивать творческое и логическое мышление, память, внимание, воображение.
3) Воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать интерес к предмету через использование на уроке различных видов деятельности.

Тип урока: обобщающий урок (систематизация изученного материала).

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый

Оборудование: проектор, оценочные листы, формат А4, фломастеры,иллюстрация зимы, волка,зайца,лисы,названия частей речи.

Ход урока.

1.Организационный момент.
Ребята! У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости, давайте улыбнемся, друг другу и поздороваемся с гостями. Садитесь. Отгадайте загадку.
Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня ...
(зима)
2. Каллиграфическая минутка.
Дети записывают число,прописывают согласные и гласные буквы слова «зима»,дают краткий звуко-буквенный анализ слова.
-Найдите и подчеркните наиболее удавшуюся букву.
3. Словарная работа.
- Ребята, зима нам приготовила подарки. Давайте подумаем,вставим нужные буквы и распределим слова в два столбика. (Ауратный,мроз,ин..й,инт...ресный,хрошй)
- Что объединяет слова в первом столбике? А во втором? Докажите.
- Можно ли их объединить? Почему? Слайд1
4. Объявление темы и цели урока.
Сформулируйте тему нашего урока
Тема урока: повторение об имени прилагательном и существительном.? Слайд2

- Что мы будем повторять и вспоминать?
- Сегодня на уроке, вы будете сами оценивать свою работу.(Знакомлю детей с оценочными листами)
5.Активизация знаний
Работа в группах:
1группа: составляет кластер об имени существительном, 2 группа – составляет кластер об имени прилагательном, 3 группа – заполняет диаграмму Венна (раздаю детям каждой группы карточки, из которых они должны выбрать только то, что им подходит). После окончания один ученик от группы защищает свою работу.
-Оцените свою работу в группе.
Закройте глаза, а теперь откройте.
Мы попали в зимний лес
Полный сказок и чудес.
-1. Посмотрите,вьюга перепутала слова в предложениях. Составьте из слов предложения,определите,какие буквы пропали.

пуш..стым , сне.., землю, белым,одеялом, укрыл.
кружатся, ле..кие, воздухе, в, пуш..нки
ч..десным, любуемся, лесом, зимним, мы
Дети составляют по одному предложению,вставляют пропущенные буквы и записывают его, определяют число имен прилагательных и имен существительных.
Получившийся текст. Слайд3

Пушистый снег укрыл землю белым одеялом. В воздухе кружатся легкие пушинки. Мы любуемся чудесным зимним лесом.
- Сделайте синтаксический разбор: 1 предложение-1ряд, 2 предложение -2ряд, 3 предложение-3 ряд.
Организую проверку с проговариванием.
-Какие орфограммы обнаружили,объясните их правописание?
- Каким членом предложения является существительное? Прилагательное?

Физминутка № 1

2.* Работа в группах: (раздаю карточки с лисой, зайцем и волком)
- Ребята, в нашем зимнем лесу есть очень много зверей, я вам дам существительное, которое обозначает название зверька, а вы сейчас посоветуйтесь в группе и с помощью имен прилагательных составите описание этого зверька, а мы все вместе попробуем его отгадать.
- Запишите по одному словосочетанию про каждого зверька, определите род прил.и сущ. - Для чего имя прилагательное служит в нашей речи? (чтобы она была точной и выразительной)
- Что нужно делать для того, чтобы зверям и птицам было легче перезимовать?
- Молодцы! И с этим заданием вы прекрасно справились.
- Зимой очень часто дует сильный, холодный ветер, поэтому выполним задание.

4.«Проделки ветра»
- Распределите имена прилагательные по родам. 1 ряд выписывает- ж.р., 2 ряд выписывает – ср.р., 3 ряд выписывает – м.р. Слайд3

Сильный, морозная, большой,снежные, дальняя, зимнее, высокое, маленькие,светлое.
- Как вы определили род прилагательного? (По окончанию)
- А почему никто не выбрал прилагательные маленькие,снежные? Слайд4



3. Переходим к следующему заданию на полянке «Поиграй-ка». (работа в паре)
- Даны словосочетания «существительное + существительное». Необходимо заменить и записать данные словосочетания словосочетаниями «прилагательное + существительное». Слайд5
Стужа зимой, утро летом, платок из шелка, статуя из бронзы, тигр в полоску.
Ответы: зимняя стужа, летнее утро, шёлковый платок, бронзовая статуя,полосатый тигр.
Просклоняйте словосочетание 1вариант-м.р.,2вариант-ср.р.
Слайд6

Зрительный тренажер

- А что нужно сделать для того, чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного? (Определить число, род и падеж имени существительного и вспомнить какое окончание нужно писать в этом слове?)

5.Следующее задание от волка «Принимайся за дело»
- Перед вами словосочетания, необходимо вставить пропущенные окончания.
О зимн холоде, по гладк.. льду, из снежн.. пуха, за лёгк.. туманом, на высок.. дереве.
Слайд7

6.«Проверь себя»
Провожу небольшой тест и организую самопроверку.
1. Выбери верное утверждение:
а) Имя прилагательное – это часть слова;
б) Имя прилагательное – это член предложения;
в) Имя прилагательное – это часть речи.
2. Имена прилагательные связаны:
а) Имена прилагательные связаны в роде и числе с именем существительным;
б) Имена прилагательные связаны в роде и числе с глаголом.
в ) Имена прилагательные связаны в роде и числе с местоимением.
3. Выбери верное утверждение:
а) Имена прилагательные мужского рода в Р.п. имеют окончания - ого, - его;
б) Имена прилагательные женского рода в Р.п. имеют окончания - ым, - им;
в) Имена прилагательные среднего рода в Р.п. имеют окончание -ой, - ей;
4. Имена существительные являются в предложении:
а) определением
б) подлежащим
в) местоимением
5. Найди верное словосочетание:
А)зимней сказки (П.п.)
Б)весёлую зиму(В.п.)
В)морозным утром (Д.п.)
Ключ для проверки
1-в
2-а
3-а
4-б
5-б

6.Итог урока.
-Что для вас было интересным на уроке?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Что помогло справиться с трудностями?
-Оцените свою работу на уроке в оценочном листе.
Наш закончили урок-
Спасибо за внимание,
Будем рады новой встрече,
Всем Вам до свидания

- Молодцы! Вы прекрасно поработали на уроке.

7.Домашнее задание. Подготовить описание 3 предметов, не называя их. Записать в тетрадь.




15