ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ как фактор активизации познавательной деятельности учащихся.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ как фактор активизации познавательной деятельности учащихся.
(литература в красном блокн.)
Цель проб. об. - усвоение не только рез-ов научного познания, системы знаний (как в трад-ом типе обучения), но и самого пути, прцесса получения этих знаний, формирование познавательной самостоятельности учащихся и развитие их творчесих возможностей. «Проблемное обучение – это не метод как считалось в 20-е гг. а целостный тип обучения. В основе этого типа обучения лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризуется систематической самостоятельной познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем. П.О. – оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности по усвоению системы научных понятий и приемов, способов логического мышления», – так определяет П.О. М.И. Махмутов. (Организация проблемного обучения в школе, М. Просвещение, 1977.)

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ И УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА – основные понятия П.О., диалектически взаимосвязанные, каждая из этих категорий имеет свою самостоятельную структуру.
П.С. – зто интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае когда он не знает как объяснить факт , явление , процесс, что побуждает человека найти новый способ действия.
П.С. есть закономерность продуктивной творческой деятельности.
Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятелтности человека в условиях проблемной ситуации: П.С. – Проблема – Поиск способов решения – Решение проблемы. (см. посл. Лист).
Ак5тивность учащихся и интерес к изучаемому вопросу возникает в П.С., даже если проблему ставит и решает учитель. Но высший уровень активности достигается, когда ученик в возникшей ситуации сам формултрует, выдвигает гипотезы, доказывает их, прверяет правильность решения.
Но каким действиям наджо учить , чтобы систематически формировать навыки познавательной самостоятельности? Надо формировать навыки таких мыслительных операций, как сравнение. Анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация и др.
Организация П.О. предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению взаимосвязанных П.С. и предопределили применение школьниками соответствующих методов обучения.
ВИДЫ ПРОБЛЕМОГО ОБУЧЕНИЯ (выделяют в соответствии с видами творчества).
Теоретическое творчество – теор-е исследование, т.е. поиск и открытие нового для ученика правила, и пр.
Практическое творчество – поиск практических решений, т.е. поиск способа применения известного знания в новой ситуации.
Художественное творчество – художественое отображение действительности на основе творческого воображения, включающее творч. Сочинение, рисование, написание музыки, игры и пр.


Эффективность традиционного обучения измеряется объемом усвоенного материала, а все виды П.О. характеризуются количеством продуктивной познавательной деятельности эффективность П.О. зависит от многих факторов, прежде всего от умения видеть проблему и формулировать ее, выдвигать предположения и гипотезы, обосновывать и доказывать гипотезы, применять на практике найденные решения, от сформированности у ученика способностей применять ренее усвоенное в новой ситуации, находить новые способы решения, что характеризует уровень интеллектуального развития учеников.
СПОСОБОМ УПРАВЛЕНИЯ являются методы преподавания и разные типы учебных проблем.
В зависимости от этого и характера взаимодействия учителя и учеников можно выделить условно 4 уровня П.О.:
Уровень несамостоятельной активности – восприятие учеником объяснения учителем, действия по образцу, упражнения воспроизводящего характера.
Уровень полусамостоятельной активности – применение прежних знаний в новых условиях.
Уровень самостоятельной активности – выполнение работ репродуктивно – поискового характера, конструирование, доказательство гипотез с помощью учителя.
Уровень творческой активности – открытие новогот способа решения, самостоятельные выводы и обобщения, изобретения.

Требования к важнейшим средствам организации П.О.
ВОПРОСЫ.
Вопрос становится проблемным только при следующих условиях:
Он должен иметь логическую связь как с ранее усвоенными понятиями, так и с теми, которые подлежат усвоению.
Содержат в себе познавательную трудность и взаимные границы известного и неизвестного.
Вызывать чувство удивления, неудовлетворенность имеющимися знаниями.

2 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ, применяемые для активизации умственной деятельности должны иметь свойство обобщения: 1) проблемным содержанием задачи, 2)методическим способом постановки задачи перед учащимися, 3) личностным отношением ученика к задаче.
3.УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ. Как указывает опыт, наиболее эффективным средством активизации является не отдельные задания, а их система.
РАБОТА С КНИГОЙ, УЧЕБНИКОМ. Л.Доблаев выделяет 5 типов текстовых П.С. и приемы их решения на основе характера связи субъекта с предикатом. (Психологические основы работы с книгой. М. 1970.):
Субъект и его предикат раскрываются в тексте не сразу, а постепенно. Осознавая субъект, который идет впереди предиката, ученик еще не знает, в чем заключается предикат. И наоборот. Этот факт переживается как чувство удивления. Особо отчетливо эти чувства проявляются, когда субъект является новым и неожиданным , а предикат многогранным.
Субъект или предикат изложен неполно, а то и вовсе отсутствует. Недостаток прежних знаний вызывает чувство затруднения.
В тексте встречаются ограничения субъекта или предиката. Признаками ограниченности являются слова «некоторый», «только», «иногда» и пр.
Расширение субъекта или предиката. При изложении таких субъектов применяется слово «также». Для понимания субъекта с расширением мысли о предикате необходимо использовать некоторые мыслительные операции, сопоставлять и пр.
Из двух тесно связанных между собой субъектов один противоречит другому. Необходимо выяснить, в чем именно это противоречие.


СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ П.С.
Побуждение учащихся к теоретическому объяснению фактов. Это вызывает поисковую деятельность.
Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении практических заданий. П.С. возникает при попытке учащихся самостоятельно достигнуть практической цели.
Постановка ученических Пр. заданий на объяснение явлений или поиск новых путей или применения.
Анализ фактов порождающих противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
Выдвижение предположений и их опытная проверка.
Побуждение учащихся к сравнению фактов, в результате которых возникает П.С.
Побуждение к предварительному обобщению новых фактов. Сравнение в данном случае выявляет особые свойства новых фактов, необъясняемые признаки.
Ознакомление уч – ся с фактами, носящими как буд-то необъяснимый характер
Организация межпредметных связей.
Варьирование задачи, переформулиповка вопроса.


ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ (У.П.).

Постановка вопроса действительно создает проблемную ситуацию и способствует самостоятельной постановке проблемы учащимися.
Проблема действительно связана с предлагаемым ученику для усвоения учебным материалом и формулировка не уведет ученика в сторону.
Прежних знаний и умений у ученика достаточно, чтобы он смог приступить к самостоятельному решению.
Учитель готов управлять деятельностью ученика.
Учебный материал правильно разбит на части, основные действия ученика заранее предусмотрены. Заготовлен дидактический материал.

РЕШЕНИЕ У.П. начинается с правильной и четкой формулировки. Сформулировав проблему ученик начинает поиск решения. Поняв, что известный алгоритм не дает успеха, ученик начинает поиск нового способа.
Логика решения учебной проблемы указывает на необходимость составления плана решения, а может быть либо аналитическим, либо эвристическим.
Начальным этапом эвристического решения является выдвижение первоначальной идеи, предположения. Часто только одно из предположений может содержать гипотезу, т.е. обоснованное предположение. Гипотеза – неотъемлемый элемент П.О., она определяет направление познавательной деятельности ученика в П.С.. Развитие гипотезы может идти: 1) путем выведения дедуктивного из уже известных теорий, идей, заколнов, принципов и правил. 2) Путем индуктивного построения на основе фактов, явлений полученных в результате наблюдений.
Доказательство гипотезы происходит путем выведения из нее следствий, которые проверяются на фактах или сопоставляются с другими понятиями и законами. Уч-ся должны уметь анализировать учебный материал, находить в нем нужные факты и приемы для доказательства. (Вильский Д.В. Методы научного познания в школьном обучении. Казань, 1975.)
РУКОВОДЯЩАЯ роль учителя при решении У.П. заключается:
сообщать необходимые факты для анализа;
направлять мысль на анализ, сравнение и выводы;
ведет от неправильных догадок, предположений к правильным, обоснованию гипотезы и подтверждению ее фактами.
Прочие решения У.П. заканчиваются проверкой правильности решения на практике. Для того чтобы способ решения данной проблемы был ясен, осознан уч-ся, запоминался как алгоритм , необходим анализ пройденного пути.
СИСТЕМА МЕТОДОВ П.О.
Особенность методов П.О. заключается в том, что
как средство решения противоречий они функционируют только в системе и в диалектическом единстве формы и содержания, правила действия и способа действия. В этой системе различают общие методы (совокупность правил организации методов обучения) и группу бинарных методов (способы управления учителем учебно-познавательным процессом).
Номенклатура общих методов отражает разные виды деятельности учителя, который или
излагает и объясняет материал или
организует самостоятельную работу учащихся.
В целом можно сказать о шести видах организации П.О.:
монологическом;2. рассуждающем; 3. диалогическом; 4. эвристическом; 5. исследовательском; 6. методе программированных знаний.
1. Проблемное изложение учителя.
В основе такого изложения лежит сис-ки создаваемая П.С. и решение У.П. Можно выделить три вида проблемного изложения, каждое из которых отличается от других приемами преподавания; уровнем проблемности и познавательной самостоятельности уч-ся.
Метод монологического изложения. При этом методе активизация мыслительной деятельности уч-ся достигается за счет а) создания пробл. ситуации путем постановки информационных и проблемных вопросов; б)привлечения дополнительного материала с элементами новизны; в) эмоциональности изложения и возбуждения интереса с помощью наглядности и Т.С.О. Применяется этот метод при нехватке времени, высоком уровне сложности материала, при отсутствии у уч-ся навыков П.О.
Метод рассуждающего изложения.1-й вариант – на материале истории данной науки уч-ся показывается логика раскрытия ученым сущности понятий. Учитель демонстрирует логику исследования вопроса ученым. Для активизации мыслительной деятельности учитель а)создает П.С. обнажая противоречивость данной науки; б) показывает логику движения мысли ученого;эмоционально излагает, возбуждает интерес уч-ся к жизни ученого, к науке.
2-й вариант – путем логического анализа
· известных фактов реконструируется путь поиска и открытия. Для этого уч-ль а) создает пробл. ситуацию; б)анализирует ситуацию и ставит проблему; в) выдвигает предположение и обосновывает гипотезу; г) доказывает гипотезу, показывая уч-ам образец пробл. изучения новых знаний.
3)Метод диалогического изложения. Уч-ль сам ставит проблему и решает ее, но с помощью уч-ся, их деят-сти, создается частично – поисковый и репродуктивный метод Основные формы преподавания – поисковая беседа, рассказ уч-ля, наблюдение и обобщение фактов.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2.Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности уч-ся.

В классификации И.И. Малкина (Рациональная организация самостоятельных работ уч-ся) вычленяются 4 типа и 13 видов сам-х работ.
С/р репродуктивного хар-ра, т.е. оперирование уже известными знаниями: воспроизводящие, тренировочные, обзорные, проверочные.
С/р познавательно-поискового типа, т.е. приобретение новых знаний: логическо-поисковые, конкретизации.
С/р познавательно-практического типа – расширение связи обучения с жизнью, с производством: эксперементально-поисковые, конструктивно-технические, теоретико-практические (самостоятельное составление и решение примеров и задач. Графиков и т.д.). общественно – практические.
С/р творческого типа: опираясь на богатство связей и понятий, способов действий, силой воображения и активного мышления создается нечто новое, оригинальное; художественно – образное (сочинение, стихи, рисунок , путешествие в глубь веков); научно – творческие (поиск и защита способа решения задач повышенной трудности и т.д.); конструктивно – технические.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4)Метод эвристических заданий. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы с решением проблемных задач и заданий. Открытие нового закона или правила совершается не уч-ем. А уч-ся под руководством уч-ля. Это сочетание диалогического изложения уч-го материала с сис-ой постановкой проблемных и не проблемных задач: а) включение отдельных задач в изложение новых знаний; б) применение учеб.. заданий в сочетании с вопросами для анализа и обобщения; в) применение познавательных задач для поиска (док – во выводов, создание П.С.); г) организация дискиссии вокруг проблемной познавательной задачи.
Метод исследовательских знаний. Организуется учителем путем постановки перед уч-ся теор-х и пркт-х исслед-х заданий, с высоким уровнем проблемности. При исследовательском методе уч – к
Решает кие операции самостоятельно. Ход рассуждений уч-ка и правильность выводов определяет уч – ль в процессе собеседования. По содержанию это могут быть различные опыты, самостоятельное изучение истор – х документов, научной литературы, самостоятельный сбор и анализ фактов.
Метод программированных знаний. Организация обучения при которой уч-ся с помощью дидактических средств может самостоятельно приобретать знания и навыки действия (напр. Обработка статистики). Метод предстаывляет собой постановку уч-ем сис – мы программированных знаний, часть которых требует репродуктивной. А часть продуктивной деятельности уч-ся. В практике орган-ии П.О. применяются 2 вида сочетания трад-х приемов с прогр-ым обучением: а) применение элементов программирования в некоторых видах с/р и пробл. изложении знаний; б) применение сис-мы прогр-х знаний по определенным темам или разделам как способа организации познавательной деят – ти.
Общие методы не м.б. конкретным средством решения дидактических задач, т.к. являются обобщенным способом организации обучения. Конкретным способом организации процесса обучения явл. Бинарные методы.
5 БИНАРНЫХМЕТОДОВ преподавания и 5 соответствующих им методов учения.
МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДЫ УЧЕНИЯ

1. сообщающий – система приемов, обеспечивающих сообщение учителем фактов и выводов без достаточного объяснения, обобщения и систематизации. Уч-ль пользуется приповторении,сформированнымиумениями и навыками, при объяснении нового материала: а) вместе с фактами сообщаются правила. Законы без достат . объяснения; б) большой фактический материал.
1. сочетание приемов. Характеризующих учебную деятельность по образцу. Ученик пользуется при повторении и формировании новых навыков. Механическое усвоение знаний.

2.объяснительный – сис– ма приемов, включаюих сообщение и обобщение учителем фактов, их описание и объяснение. Раскрытие сущности нового понятия путем сочетания слова и нпглядности.
2. такие приемы, как слушание и осмысление,восприятие, блюдение,тстематизация фактов, решение типовых задач. Сознательное усвоение знаний.

3.инструктивный метод используется для для организации практической деятельности.
3.практические,физические действия уч – ся.

4. объяснительно – побуждающий – сочетание приемов объяснения и побуждения уч-ка к самост. Действиям поискового хар – ра.Частично материал объясняется, частично дается ученикам в виде проблемных вопросов, заданий. Применяется при объяснении нового материала.
4. частично – поисковый – слушание и поисковая деят – ть по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения. Приемы: лушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск и решение проблем.

5.Побуждающий – деят – ть уч – ля порождает активную умственную деят –ть уч-ся. Приемы постановки уч – м проблемных вопросов, задач перед уч-ся, приемов создания эмоционального настроя и возбуждения интереса к знаниям.
Поисковый – уч- к самостоятельно раскрывает сущность излагаемого понятия.




СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ как способ реализации бинарных методов.

Дидактическим приемом следует считать (стр. 13)

.

Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса.
В качестве основы систематизации брали разные признаки урока: по методам обучения; по способу организации учебной деятельности учителя; по способу проведения; по дидактической цели.
На основе принципа проблемности они делятся на проблемные и непроблемные. С точки зрения внутренней специфики пробл. Следует считать урок, на котором уч – ль преднамеренно создает П.С. и организует поисковую деятельность уч-ся по постановке У.П. и их решению или сам ставит проблемы и решает их, показывая ученику логику движения мысли в П.С. (по Махмудову.)
Дидактическим показателеа пробл. Урока является его синтетичность. Сущность такого урока заключается в том,что повторение пройденного сливается с введением нового материала, происхадит непрерывное повторение ЗУН в новых связных сочетаниях ( опора на них).
По дидактическим целям уроки делятся:
уроки нового материала.
уроки совершенствования ЗУН.
Уроки- контрольные.

Схема связи типа урока с его видом.. Урок – изучение нового материала. Важнейшие виды урока.

Проблемный. Непроблемный.
Урок – лекция.
Урок- беседа.
Урок- рассказ.
Урок- решение познавательных задач.
Лабораторная работа.
Ученическое теоретическое исследование.
Учен-е практическое исследование.
Урок-дискуссия.
Киноурок с анализом и обсуждением и т.д.

Уроки совершенствования ЗУН, Важнейшие виды урока.

Проблемный. Непроблемный.

Обзорная лекция.
Лабораторная и практическая работа
На применение знаний.
Обобщающая письменная, с/р.
Решение типовых задач.
Коллективный анализ рез-в работы.
Диспут.
Анализ граф-х и статист-х матер-ов.
Семинары, конференции.

Контрольный урок.

Проблемный. Непроблемный.
Письменная к/р.
Устный опрос.
Письменный отчет.
Зачетная работа.
Смешанный урок.
Уже есть попытки охарактеризовать прблемные уроки в зависимости от типа П.С.
Типы проблемных уроков ( по Артемьевой Г.В. Проблемное обучение в курсе обществоведения. М.93).
Уроки версионного характера – пробл. Задачи создаются на основе познавательных задач, содержащих противоречивые т. зр. По существующему материалу: проблема решается в ходе дискуссии.
Урок сравнительно-обобщающего характера – на статистических материалах не заключающих однозначных выводов. П.С. сравнительно-обобщающего вида: проблемы решаются в ходе самого анализа и письменного отчета (или устного).
Урок с включением морально – этической проблемы – дается предварительное задание в ходе пробл. изложения. Учащиеся сталкиваются с различными точками зрения на морально-этические вопросы; проблемы решаются путем индивидуального анализа жизненного опыта и псих-х аргументов в ходе дискуссии.
Урок сознательного применения диалектических методов к анализу конкретных явлений (повт.-обощ. Урок). – Учитель дает задания на тексты; проблема возникает на основе противоречия м/у необходимостью применить общие законы развития к объяснению конкретных явлений и уровнем умений уч-ся обобщать и конкретизировать; путь решения под руководством уч – ля; коллективный анализ результатов выполнения работ.


Структура проблемного урока.
Структура отражает и основные этапы учения и этапы организации урока.
актуализация прежних знаний уч-ся;
усвоение новых знаний и способов действий;
формирование умений и навыков.
Внутрянняя часть, хар-яя деят – ть уч – ся, представлена элементами:
возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы.
Выдвижение предположений и обоснование гипотезы.
Доказательство гипотезы.
Поверка правильности решения и проблемы.



1) 2) 3) 4) схема.



актуализация прошлых знаний, т. е. Активизировать работу памяти и подготовить аппарат ЗУН для восприятия и усвоения нового; возбуждение интереса к проблеме, создание змоц-го настроя, оценивание готовности отдельных учеников к восприятию нового. В процессе актуализации или в результате ее састо встречаются П.С. и ставятся проблемы.
Усвоение новых понятий и срособов действия – важнейший элемент структуры урока, раскрывается сущность новых понятий, усваиваются новые знания и способы умственной деят – сти.
Элементы структуры: уч-ль создает П.С., происходит постановка проблемы и поиск путей решения.
Формирование новых умений и навыков – многократное повторение умственных и практических действий.
Элементы структуры: проверка на практике правильности решения познав. Задачи, У.С.
Последовательность элементов структуры пробл. урока может меняться.








13PAGE 15


13PAGE 14615