«ФГОС глазами учителя: изменения в деятельности участников образовательного процесса»

«ФГОС глазами учителя: изменения в деятельности участников образовательного процесса»
Зуева Ирина Олеговна,
учитель начальных классов
Образовательные стандарты, вошедшие в систему нормативно-правового обеспечения развития школьного образования на основе Закона Российской Федерации об образовании, рассматриваются сегодня как средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного развития, связанного с изменяющимися сегодня запросами личности и семьи, ожиданиями общества и требованиями государства в сфере образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Такие требования предполагают серьезное обновление содержания образования, процедуры оценки результатов и, конечно, изменения в деятельности всех участников образовательного процесса.
- Изменения происходят в деятельности педагога;
- Изменения в деятельности обучающихся;
- Изменения во взаимодействиях между педагогами;
- Изменения во взаимодействии педагогов с родителями обучающихся .
Изменения в деятельности педагога в связи с введением ФГОС.
В ФГОС говорится о смене образовательной парадигмы. Цель образования - не только передача суммы знаний, а развитие личности учащихся средствами предмета на основе усвоения способов деятельности.
Цель школы – не только знания, а умение их добывать и ими пользоваться.
Новый стандарт нацелен не только на предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.), но и предполагает важность метапредметных результатов (способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также личностных результатов (системы ценностных ориентаций, интересов, мотивации и т.п.).
Исходя из этого, главная цель учителя на уроке: организовать деятельность детей по поиску и обработки информации, по обобщению способов действия, по постановке учебной задачи , по составлению плана урока в целом и т.д.
Для формирования основных задач своей педагогической деятельности, чтобы повысить интерес ребенка к учебе, опираюсь на главную цель Образовательной системы «Школа 2100», - помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в Жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких, что соответствует требованиям ФГОС НОО.
Урок в Образовательной системе «Школа 2100» предполагает использование определённых образовательных технологий, которые близки и понятны мне:
Технологию проблемно – диалогического обучения;
Технологию продуктивного чтения;
Технологию оценивания.
Технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет учащимся самостоятельно открывать знания.
Проблемно - диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В сложном прилагательном « проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два этапа: постановка учебной проблемы и поиск решения.
Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально – организованного учителем диалога.
Попробуем сравнить основные этапы традиционного урока (ТУ) и урока с проблемным диалогом (ПДО)
Чем они похожи? Оба урока преследуют одну цель – усвоение новых знаний. На этом их сходство и заканчивается.
В чем же их отличие? На ТУ д/з проверяет учитель, а на ПДО учащиеся самостоятельно применяют свои знания на этапе актуализации. На ТУ учитель сам объявляет и объясняет тему урока, а на ПДО учитель создает проблемную ситуацию и учащиеся самостоятельно формулируют проблему (как вопрос или как тему урока), потом ищут самостоятельно или под руководством учителя решение проблемы. На ТУ учащиеся закрепляют знания, полученные на уроке, а на ПДО учащиеся сначала выражают материал в доступной и понятной им форме и только потом применяют знания на практике.
Таким образом, на традиционном уроке при введении знаний ребята слушали учителя, следили за его мыслью, а на этапе воспроизведения запоминали готовое определение (правило). Учебная деятельность -репродуктивная. На проблемном уроке при введении материала школьники думали, анализировали, рассуждали, а на этапе воспроизведения делали вывод своими словами. Такая учебная деятельность - творческая.
- На каком уроке ребятам не было скучно?
-На каком из уроков ребята больше думали, говорили?
- На каком уроке учащиеся обретают творческие способности?
-Где отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу?
- На каком уроке лучше усваивается материал: на том, где получили готовенькое и выучили или на том, где открыли сами и выразили по своему? Разумеется ответ один – на проблемном уроке.
В конечном счете, проблемный урок обеспечивает тройной эффект: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей и воспитание активной личности. На традиционном уроке тоже развиваются и мышление, и речь, но вяло, творческие способности вообще не проявляются, а личность складывается пассивная.
Рассмотрим пример из урока обучение грамоте, постановка учебной проблемы:
Посмотрите на знакомые нам схемы-«человечки» в «Букваре» на с. 80, которые держатся за руки. Что мы можем про них сказать?
(Эти буквы обозначают глухие согласные звуки [т], [т’], [к], [к’], [с], [c’], [п], [п’].)
– Дайте характеристику этим звукам. Нарисуйте им башмачки и шляпки.
– А почему один «человечек» стоит в стороне и держит восклицательный знак?
– Какой вопрос возникает?
– На это вопрос нам надо ответить на сегодняшнем уроке.
– Давайте составим план.
Составление плана урока.
План (примерный)
Знакомство с новой буквой. В чём её особенность?
Письмо букв, слогов и слов.
Чтение слогов и слов.
Работа с предложением.
Запись текста.
Работа с текстом.
– Что мы сейчас сделали? (Спланировали свою работу.)
ПДО вызывает интерес у школьников к новому материалу, бескорыстную познавательную мотивацию, достигается подлинное понимание материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.
Данная технология является - результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся.
Можно отметить и высокий уровень мотивации учеников, полную хорошую адаптацию к школе, потому что эта технология еще и здоровьесберегающая, т.к. позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и интереса.
Данную технологию я использую на всех уроках, начиная с 1 класса,т. к. она носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
Работа в ОС « ШКОЛА 2100» позволяет мне продуктивно работать при введении ФГОС НОО, т. к. используемые мной технологии развивают все универсальные учебные действия: регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные.
Алгоритм подготовки проблемно-диалогического урока:
1. Определить место урока в системе (программа) и тип урока.
2. Чтение материала в учебнике (содержательный план).
3. Определение целей по линиям развития.
4. Определение уровней минимума (стандарт) и максимума (предложение «Школа 2100»).
5. Разработка проблемной ситуации.
6. Выбор вопросов для актуализации знаний.
7. Составление предполагаемого диалога (побуждающего, подводящего).
8. Выбор формы работы (индивидуальная, в паре, в группе).
9. Подбор заданий для этапа применения знаний (система упражнений по уровням и по развитию УУД).
10. Обсуждение вопросов для рефлексии.
11. Подготовка домашнего задания (возможна дифференциация по уровням).
Помощью для учителя является наличие технологии на развороте учеб
·ника, что даёт возможность чётко работать по названной структуре, удобно объяснять родителям; сами дети со временем присваивают себе алгоритм работы и используют его при самостоятельной деятельности.
(Примеры фрагменты уроков окр. мира и рус. языка)
Технология продуктивного чтения. Такие приемы работы с текстом, как диалог с автором и комментированное чтение позволяют прочитать скрытый авторский смысл. Ученики на каждом уроке встречаются с различными видами информации, которые помогают им проникнуть в ту или иную науку, сферу окружающего мира. Прежде необходимо научить вычитывать, находить важное, осмыслить и добиться точности понимания текста.
Третья технология оценки учебных достижений учащихся создает комфортные условия на уроках, так как включает каждого ученика в процесс оценки собственной деятельности (самооценка).
Данная технология помогает ребятам анализировать результат своей работы, оценивать, что получается хорошо, что требует особого внимания.
Очень важную роль отвожу самому началу урока. Организационный этап достаточно короткий, но именно на данном этапе высказываю добрые пожелания детям, формирую положительную эмоциональную направленность. Создаю доброжелательную обстановку следующими методами:  начинаю урок с эпиграфа, стихов, девиза («С малой удачи начинается большой успех»);  предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; «отправляемся в экспедицию», и достигнуть цели тут помогут не только  уже приобретенные знания, но и взаимовыручка и поддержка на уроке, командный дух.
Основной целью этапа мотивации (самоопределения) является создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. На данном этапе есть возможность использовать различные методы обучения:  словесные, наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов). Огромный потенциал несут на себе проблемные вопросы.
Этап открытия нового знания является самым главным в структуре урока. Поэтому его организую так, чтобы не только передать ученикам определенный объем знаний, но и помочь им  в развитии творческих возможностей, продуктивного мышления ребенка.
При первичном закреплении можно организовать самостоятельную работу, а затем коллективную проверку. На этом же этапе можно использовать метод незаконченных предложений, метод «тонких» и «толстых» вопросов. Это позволяет активизировать деятельность учащихся на данном этапе урока.

На этапе рефлексии происходит подведение  итогов урока,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  

В конце урока ученики сами оценивают свою работу, приводят аргументы.

Изменения в деятельности обучающихся
В связи с тем, что уроки учитель проводит используя, различные технологии, соответственно и меняется деятельность учащихся, как было сказано выше, дети самостоятельно ищут решение поставленных задач, планируют свою деятельность, ищут и обрабатывают информацию, обобщают способы действия. Учителем формируется адекватная самооценка детей. Дети учатся самоконтролю и самооценке.
Очень важно ученика научить учиться. Образование, прежде всего формирование готовности к самостоятельному познанию, становится ключом к успешному развитию. Поэтому в первые же дни 1-го класса необходимо выстроить систему обучения ребенка самостоятельной работе (индивидуальную, парную, групповую). Для этого на каждом уроке необходимо уделить несколько минут (2–5) для выполнения самостоятельной работы, постепенно увеличивая это время. Любая самостоятельная работа должна быть подготовлена и проверена. В развороте любого учебника можно найти: столбик слогов, картинку, знаки, которые подойдут для обучения детей самостоятельности. Самостоятельная работа должна быть доступна каждому ребенку, дифференцирована. Каждая работа должна включать этап проверки.
Начиная с 1 класса необходимо проводить групповую, парную, индивидуальную работу. Групповая работа активизирует процесс обучения школьников, создает широкую базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения школьниками такими сложными умениями, как постановка целей, контроль, оценка. Велик развивающий потенциал групповой работы, при которой ученик становится важным участником общего дела – ведь от его труда зависит результат всей группы. В этих условиях школьник эффективно овладевает учебной деятельностью и накапливает предпосылки к переходу на следующую ступень в своем развитии – организации индивидуальной самостоятельной учебной деятельности.
 При групповой работе на уроке значительно возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников. Причем помогающий тоже получает пользу, так как закрепляет свои знания. Учитель при организации групповой работы на уроке должен четко продумать, каким будет результат работы каждой группы: отчет, статья, график, таблица, схема, выполненные вместе. Это может быть и устный ответ, представленный одним из участников группы.
Работа в группах  способствует развитию не только познавательных исследовательских способностей, а также коммуникативных способностей, умению слушать и слышать своих одноклассников. Чтобы учащимся было более комфортно работать в группах, или чтобы постепенно приучить учеников к взаимодействию в группе можно сначала организовывать работы в малых группах.
Опыт показывает, что работа в малых группах дает возможность экономить время, потому что исчезает потребность выслушивать каждого ученика в большой группе или в целом классе. В малых группах ребенок чувствует себя безопасно, лучше раскрывается, может выбрать свои собственный ритм работы, развить навыки разговорной речи.

Изменения во взаимодействии педагогов с родителями обучающихся.
Родители обучающихся должны стать активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в них участие, осуществляется совместная проектная деятельность учитель – родитель – ученик.
Расширилось информационное взаимодействие родитель-учитель, не только по телефону, в ходе родительского собрания или при личной встречи, но и взаимодействие в информационном пространстве Интернета( сайт школы, электронная почта).

Изменения во взаимодействии между педагогами.

Изменения в работе педагогов первых классов, повлекло за собой более тесный контакт между учителями с целью обмена опытом, для получения необходимых консультаций.
Я работаю в тесном контакте с психологом школы, учителями-предметниками, медсестрой, социальным педагогом.
Мы проводим тестирования и анкетирование детей, начиная с предшкольной подготовки. Предметом исследования является готовность к школьному обучению (выявление проблемных областей), составляем карту здоровья первоклассников, проводим тесты по адаптации учащихся к школьной жизни, измерение самооценки младших школьников проводим в начале и конце года, диагностические исследования особенностей развития познавательной сферы.
Я считаю, что системная диагностика является фактором управления качества обучения только при условии, если оно обеспечивает объективную информацию о состоянии и результатах педагогического процесса. Прогнозируя ход педагогического процесса в своей работе, планирую коррекцию трудностей учащихся, анализирую результаты педагогического мониторинга, используя различные методы, приёмы и средства обучения и воспитания.
И в заключении хочется сказать, я глубоко уверена в том, что каждый урок должен приносить детям не только знания, но и радость познания и общения, должен помогать вырабатывать чувство уверенности в себе, укреплять веру в успех.





15