Статья на тему: Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении русского языка в условиях модернизации образования

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении русского языка в условиях модернизации образования
Г.Нефтекамск
Учитель первой квалификационной категории Хайдаршина Эльвира Рифовна


Практика решения жизненных проблем – это не только лучшее средство повышения творческих способностей учеников, но и возможность найти «свою» нишу в этом сложном мире. Потребность общества в инициативных, творчески мыслящих, самостоятельных, способных к успешной социализации и активно адаптирующихся к изменяющимся условиям молодых людей на сегодняшний день очень актуальна. Задача учителя – подготовить к жизни такого выпускника, научить его учиться, стимулировать глубоко спрятанную тенденцию к личностному росту, поощрять его исследовательскую активность, создавать условия для совершенствования учения, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем и задач. Эти же задачи ставят перед педагогом новые образовательные стандарты. Реализовать поставленные задачи возможно при условии использования в профессиональной деятельности современных технологий, к которым, безусловно, относится проблемное обучение.
Психолого-педагогические основы проблемного обучения уже многосторонне освещены и, тем не менее, продолжают быть предметом различных исследований.
Всем известно, что каждый педагог сталкивается с проблемой неодинакового усвоения разными учениками одного и того же (по объёму и содержанию) учебного материала при достаточном уровне развития интеллектуальных способностей. Одну из причин мы видим в различном уровне сформированности учебной мотивации.
Поэтому особое внимание активизации учебно-познавательной деятельности учащихся следует уделять с первых дней обучения в школе, когда дети овладевают фундаментальными знаниями, умениями и навыками в области математики, окружающего мира, литературного образования, языковой подготовки.
В этот момент перед любым учителем встаёт проблема: как пробудить у детей интерес к занятиям, заставить быть сосредоточенными, внимательными.
Одной из главных задач начальной школы является развитие грамотного человека в области русского языка, то есть в области всех четырёх видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма. Важность знаний и умений в области русского языка обусловлена и тем, что от их усвоения будет зависеть общее развитие ребёнка, его кругозор, успешность обучения по другим предметам. Поэтому на начальном этапе очень важно сформировать у младших школьников интерес, мотивацию к изучению русского языка. И в этом большая роль отводится учителю. Он должен на каждом уроке активизировать познавательную деятельность учащихся, используя среди прочих методов проблемное обучение.
Современные исследования показывают, что в начальных классах, где проводятся проблемные уроки, качество знаний на 15- 18% выше, чем в традиционном обучении. Тем не менее, следует принять во внимание предупреждение советского дидакта И.Я. Ленера: «Основная масса знаний и умений передаётся учащимся не проблемным путём. Но применять усвоенные знания и умения ученик должен научиться творчески, и их применение, поэтому неизбежно строится проблемно». (1, с. 27)
По словам С.В. Кульневича, проблемное обучение – такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой ученики усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а так же исследовательскую активность, формируют творческие умения. (1, с.17)
Среди главных целей проблемного обучения специалисты выделяют:
- развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
- усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
- воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Психологическая наука указывает следующие этапы продуктивной познавательной деятельности человека:1) проблемная ситуация; 2) проблема; 3) поиск приёмов её решения; 4) решение проблемы. Следовательно, проблемная ситуация – центральное звено в проблемном обучении. (1, с.34)
По словам С.Л.Рубинштейна, «начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи».
Проблемная ситуация характеризует определённое психическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения задания, которое помогает ему осознать противоречие между необходимостью выполнить задание и возможностью осуществить это с помощью имеющихся знаний; осознание противоречия пробуждает у ребёнка потребность в открытии (усвоении) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. (2, с.26)
Для решения проблемы, то есть проверки истинности гипотезы, учитель может осуществлять определённые действия: дать дополнительную информацию, указать ученикам, где информацию получить, организовать опыт, практическую работу и многое другое.
Рассматривая проблемное обучение, нельзя не остановиться на проблемном вопросе. Проблемный вопрос – это самостоятельная форма мысли и проблематизированное высказывание. Проблемный вопрос - это: 1) предложение или обращение, требующее ответа или объяснения; 2) проблема, задача, требующая решения. (3, с. 167)
Одним из показателей, свидетельствующем об активном участии обучаемых в проектировании учебных проблемных ситуаций, является содержание и характер их вопросов. То содержание, которое не вызывает никаких вопросов, не интересует учащихся. Поэтому так важно, чтобы учитель овладел искусством задавать проблемные вопросы.
Говоря о проблемном обучении, следует рассмотреть и проблемную задачу. Проблемная задача – это проблема с указанием параметров условия решения.
·Проблемная задача состоит из трёх компонентов: условия, проблемного вопроса и искомого. (3, с. 169)
Дидактическими целями решения проблемных задач являются:
- привлечь внимание учащихся к учебному материалу, возбудить у них познавательный интерес;
- активизировать умственную деятельность учащихся, поставив их перед посильными познавательными затруднениями;
- показать, что посредством имеющихся у детей знаний, умений и навыков невозможно удовлетворить возникшую познавательную потребность, помочь школьникам увидеть основную проблему и определить наиболее рациональные пути её решения.
Проблемные задачи выполняют тройную функцию:
- они являются начальным звеном процесса усвоения новых знаний;
- обеспечивают успешные условия усвоения;
- представляют собой основное средство контроля для выявления результатов обучения детей.
Продуктивным оказывается показ младшим школьникам алгоритма решения проблемных задач учителем. В этом случае план решения задачи должен быть оформлен на доске, и учитель в ходе своего монолога привлекает к доске внимание учеников, чётко соотнося каждый элемент монолога с его обозначением на доске.
Используя проблемное обучение в начальной школе, следует помнить о возрасте, уровне знаний и жизненного опыта учащихся.
Какие же элементы проблемного обучения используются учителями-практиками в процессе изучения русского языка в начальной школе? Ответить на этот вопрос позволил анализ современных учебников по русскому языку для младших классов, который показал, что авторы учебных пособий предусмотрели применение педагогом проблемного обучения на разных этапах урока русского языка: в процессе актуализации знаний, умений, изучения нового материала, закрепления изученного, обобщения.
Рассмотрим некоторые примеры.
При знакомстве с правописанием безударной гласной в корне (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., авторы учебника «Русский язык»), предлагают такое задание:
- Прочитай слова:
Травы, трава, травинка, травка.
- Спиши эти слова.
- Что в них общего? Какие эти слова? Выдели корень.
- Прочитай вслух слова.
- Одинаково ли звучит гласный в корне?
- Как написаны корни? Какой вывод можно сделать?
Далее дети приходят к выводу о том, что в русском языке гласные звуки под ударением слышатся ясно, чётко, а в безударных слогах – нет. Следовательно, в однокоренных словах гласные в корне и под ударением, и без ударения пишутся одинаково. (4, с. 127)
Проблемный характер носит задание на стр.140 учебника Рамзаевой Т.Г. при знакомстве с понятием «Имя прилагательное»:
Прочитай и определи, о ком идёт речь.
У него уши, У него длинные уши, короткий хвост.
Хвост, шерсть. Летом шерсть серая, а зимой белая.
- Какие слова в правом столбике помогают догадаться, о ком говорится в тексте?
- Что называют эти слова?
- На какие вопросы они отвечают? Ставь вопрос от слова, называющего предмет: уши к а к и е? длинные, хвост
Спиши предложение. Подчеркни волнистой линией слова, которые называют признаки предметов.
Итогом выполнения упражнения является вывод о грамматических признаках имён прилагательных, их роли в речи. (5, с 140)
Автор учебника «Русский язык» Желтовская Л.Я. при изучении темы «Однородные члены предложения, соединённые союзами и, а, но» использует упражнение «Подберите союз».
На доске записаны предложения с пропущенными союзами. Дети подходят к доске и вписывают пропущенные союзы.
Держи голову в холоде, ноги в тепле.
Ветер по морю гуляет кораблик подгоняет.
Терпенье труд – всё перетрут.
Не красна изба углами, красна пирогами.
Мы хотели пойти на речку, раздумали.
Белка песенки поёт орешки всё грызёт.
- На какие две группы можно разделить эти предложения?
- Перед каким союзом запятая не ставится?
- Перед какими союзами запятая ставится?
После такой работы дети делают вывод, что в предложениях с однородными членами перед союзом и запятая не ставится, а перед союзами а, но ставится.
В учебнике «Русский язык» Иванов С.В. при знакомстве с правописанием парных согласных в корне слова предлагает детям понаблюдать, как обозначаются согласные звуки в корнях слов:
[рыба] – рыба, [шуба] – шуба, [тропы] – тропы, [сказат’] – сказать, [рыпка] – рыбка, [шупка] – шубка, [тропка] – тропка, [скаска] – сказка.
- Что тебе удалось заметить?
- Обрати внимание на различие в произношении звуков и написании согласных букв во вторых словах некоторых пар.
- Как ты думаешь, с чем связано изменение в произношении корня?
Благодаря данному упражнению дети обязательно перед записью делают проверку, изменяя слово так, чтобы «опасный» звук оказывался перед гласным. (6, с 90)
Безусловно, использование проблемных ситуаций, проблемных вопросов, проблемных задач на любом уроке заставляет детей размышлять, получать не готовые знания, а «добывать» их самостоятельно, что, в конечном итоге, активизирует познавательную деятельность младших школьников.


Список литературы
1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П., Современный урок. Часть 3. Практическое пособие для учителей, методистов, слушателей ИПК. – Ростов н/Д:Издательство «Учитель», 2006. -228с.
2. Ильицкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. – М.:1985. – с.26
3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педвузов и пед. колледжей/Под ред. Пидкасистого П.И. – М.:пед. общество России, 11998.- 640с.
4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2 класса (1-4)//Серия «Свободный ум». – М.:1996. – 160с.
5. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы. – М.:Дрофа, 2002. – 208с.
6. ИвановС.В., Евдокимова Р.М. Русский язык. Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы. – М.: Граф, 2002. – 160с.














13PAGE 15


13PAGE 14515




15