Реализация системно-деятельного подхода через технологию проблемного обучения в процессе преподавания химии.

И. А. Литвинова,
МБОУ СОШ № 26, учитель химии, ст. Челбасская

Реализация системно-деятельного подхода через технологию
проблемного обучения в процессе преподавания химии.
Одним из перспективных направлений развития современного химического образования является организация обучения в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта общего и среднего (полного) образования второго поколения.
Основная цель образования, в соответствии с требованиями ФГОС, состоит в развитии личности школьников посредством формирования у них универсальных учебных действий, создания условий для развития творческих способностей и приобретения опыта деятельности. Ребенок должен научиться самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Вместо простой задачи передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. (1(.
Основную сложность в преподавании химии вызывает уменьшение объема времени, выделяемого на изучение химии в новом региональном базисном плане (2 часа в неделю в 8 -11 классах на базовом уровне), что, безусловно, не позволяет в полном объеме отрабатывать тренировочные задания и решать задачи. В то же время, в условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объема ее содержания, снижается интерес обучающихся к предмету. С другой стороны, ежегодно обучающиеся выбирают химию для сдачи ЕГЭ и поступления в профильные ВУЗы.
Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира? Учить химии только традиционными методами, т.е. формировать химическую грамотность и  обучать расчетам путем максимального включения теоретических знаний, становится невозможно. В условиях реализации ФГОС стоит необходимость в изменении применяемых педагогических технологий.
Основными становятся технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся, т.е. соответствующие системно-деятельностному  методу обучения, базирующемуся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Концепция УУД также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение обучающимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки (2(.
Химия, как теоретическая и экспериментальная наука, имеет существенное влияние на развитие научного, творческого мышления учащихся и одним из наиболее удачных приемов подачи материала на этих уроках является проблемное обучение. Проблемное обучение состоит из нескольких уровней: проблемная задача, проблемный вопрос, проблемная ситуация и проблемный урок. Основными элементами учебной проблемной задачи являются «известное» и «неизвестное» для ученика.
Проблемный вопрос может входить в структуру проблемной задачи и выполнять функцию ее требования, выступать как самостоятельная форма мысли, требующая ответа. Проблемный вопрос отличается от информационного тем, что он ориентирован на противоречивую ситуацию и побуждает к поиску неизвестного, нового знания. Способы создания проблемной ситуации различны. Создавать и решать проблемные ситуации можно с помощью различных методов: с привлечением наглядных и технических средств обучения, с использованием химического эксперимента. Демонстрационные и лабораторные опыты в процессе проблемного обучения могут служить как материалом для создания проблемных ситуаций, так и использоваться для их решения.
Использование методов проблемного обучения следует начинать уже на первом году обучения химии. С первых уроков учащиеся знакомятся с основными химическими понятиями и законами, расширяют знания о строении веществ и их свойствах. Таким образом, оперируя основными положениями «Атомно-молекулярного учения», учащиеся достаточно активно участвуют в решении проблемных вопросов и задач при изучении основных законов химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества и других.
Например, на уроке химии в 8 классе «Закон сохранения массы веществ» проблемная задача ставится в форме демонстрационного опыта: в замкнутой системе взвешиваются вещества, вступающие в реакцию, растворы сульфата меди (II) (CuSO4) и гидроксида калия (m1) (KOH) и образующиеся в результате реакции вещества, гидроксид меди (II) (Cu(OH)2) и раствор сульфата калия (m2) (K2SO4); по одному из признаков протекания реакций учащиеся убеждаются в том, что химическая реакция прошла - выпал осадок голубого цвета. Результаты взвешивания веществ до и после реакции подтверждают закон сохранения массы веществ. Учащиеся стоят перед решением проблемной задачи: почему m1=m2? Благодаря актуализации ранее полученных знаний о строении веществ, учащиеся сравнительно легко приходят к следующему выводу: m1=m2, так как атомы и их количество в результате химических превращений не изменяются, а только соединяются по-другому с образованием новых веществ.
Исходя из основополагающего принципа личностно-ориентированного образования – принципа «развивающей помощи», при освоении проблемного обучения учителем и учениками, предпочтительнее начинать с проблемного изложения. Проблемное изложение - промежуточный метод, переходный от объяснительно-иллюстративного типа к собственно проблемному обучению. Эффективен этот метод и в том случае, если учащиеся не обладают достаточным объемом знаний, например, при изучении новой учебной темы или в классе большинство учащихся не владеют умениями проблемного анализа (умением устанавливать причинно-следственные и ассоциативные связи). Учитель сам формулирует проблему, выдвигает проблемную задачу, излагает сложные пути ее решения, как бы ведет поиск и выдает результат.
На уроках по изучению свойств оксидов, оснований, кислот и солей целесообразней ставить проблему перед учащимися в ходе выполнения исследовательских, лабораторных задач с последующим обобщением знаний по этим темам. Так, например, на уроке «Соли аммония» (9 класс) предлагаются задания по ознакомлению со свойствами солей аммония:
1. Изучите внешний вид и растворимость солей аммония в воде - NH4Cl (1 вариант), (NH4)2SO4 (2 вариант). При обсуждении результатов опытов делается вывод об общих физических свойствах солей аммония.
2. Составьте уравнения диссоциации этих солей. На основании анализа уравнений диссоциации, следует вывод о схожем механизме с другими солями и возможности проявления общих с ними свойств.
3. К растворам солей добавьте 3 - 4 капли раствора гидроксида натрия, встряхните и определите запах. Обсуждение результатов опытов позволяет сделать выводы: об общем признаке протекания реакций между солями аммония и щелочами (появление запаха аммиака); о возможном использовании данной реакции для качественного определения катионов аммония.
4. Составьте молекулярное и ионные уравнения данной реакции.
Со временем, по мере приобретения учениками опыта решения проблем, овладения предметным материалом, их умение видеть связи растет. На этом этапе учитель может применять следующий метод проблемного обучения: частично-поисковый или эвристический, метод. Он состоит в том, что учитель организует участие школьников в выполнении отдельных этапов поиска, конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска, а учащиеся осуществляют его самостоятельно, актуализируя наличные знания, мотивируя свои действия. Беседа поискового характера является подготовительной ступенью к самостоятельной работе и следующему способу организации проблемного обучения исследовательской деятельности.
Изучение органической химии учит отыскивать причинно-следственные связи в явлениях и рассматривать их не как случайные, а как вызываемые действием определённых факторов. На первый план выдвигаются проблемы, обуславливаемые логикой развития самого учебного процесса, поскольку интерес учащихся в старших классах к теоретическим вопросам становится явно выраженным. Уже из содержания первых уроков возникает ведущая познавательная проблема: почему органических веществ значительно больше, чем неорганических, и чем объясняется огромное значение их в нашей жизни. Более конкретные проблемы возникают при переходе к теории химического строения веществ и изучению основных классов органических соединений. Так, например, при изучении непредельных углеводородов ряда этилена (10 класс) возникает целая цепь проблемных ситуаций:
анализ молекулярного состава этилена приводит к противоречию с валентностью элементов – СII2НI4, но углерод в органических соединениях всегда четырёхвалентен;
двойная связь между атомами углерода требует более глубокого рассмотрения электронного строения - SP2 гибридизация, каждый атом углерода участвует в образовании трёх
·-связей и одной
·-связи;
возникает понятие о
· - связи – образуют p-негибридные электронные облака, менее прочная, чем
·- связь;
установление особого характера химической связи требует выяснение влияния её на свойства веществ – характерны реакции присоединения по месту разрыва
·- связи.
При изучении кислород - и азотсодержащих органических соединений учащиеся знакомятся с новыми для них понятиями органической химии «функциональная группа», «бифункциональные соединения» и другими. Углубляются понятия о гомологии, о взаимном влиянии атомов в молекулах, об изомерии, генетической связи между различными классами соединений, о полимерах. У учащихся к этому времени накоплен определённый опыт. Они владеют многими теоретическими понятиями курса, поэтому возникает больше возможностей на уроках ставить проблемы, которые побуждают, активно мыслить. Например, урок «Строение и свойства глюкозы» (10 класс) можно провести в форме эвристической беседы с выдвижением гипотез и проверкой их демонстрационным и лабораторным экспериментами. Перед учащимися ставится задача – установление и доказательство состава и химического строения глюкозы (С6Н12О6). Для решения этого вопроса учащимся необходимо вспомнить кислородсодержащие функциональных групп и экспериментальным путём установить, какие функциональные группы и в каком количестве имеются в молекуле данного вещества. Ярко-синее окрашивание, которое даёт раствор глюкозы в реакции со свежеосаждённым гидроксидом меди (II), является доказательством того, что в молекуле имеется несколько гидроксильных групп. Реакция «серебряного зеркала», которую даёт раствор глюкозы, свидетельствует о наличии в молекуле альдегидной группы. После чего делается вывод, что глюкоза является бифункциональным соединением – альдегидоспиртом.
Исследовательский метод, предполагает организацию поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Учащиеся самостоятельно и последовательно проходят все этапы исследования: выдвигают и обсуждают гипотезы, ищут способы их проверки. Это могут быть и наблюдения, и опыты, и даже моделирование, и статистические методы, логические рассуждения, и собственные выводы. Проблемно-исследовательская деятельность создает условия для изменения позиции ученика из пассивной в активную. Она усиливает у обучающихся познавательный интерес к предмету, способствует получению более глубоких знаний, развивает умения творчески мыслить. Уроки по химии становятся эмоционально насыщенными и практически значимыми для учеников: они творят, они делают открытия, они испытывают удовлетворение от сделанной работы, т. е. от учебы(4(.

Список использованной литературы
Муштавинская И. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. Методическое пособие. – М. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2013. – С.96-97
Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – С. 27-28
Мясникова Л. Ю. Методическая разработка по химии по теме:  «Использование методов проблемного обучения на уроках химии»
Е. Киселева. Экспериментальная химия в системе проблемно-развивающего обучения. 8-11 классы. ФГОС – М:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2015. – С. 31-33

•ђ Заголовок 1иђ Заголовок 215