Обобщение педагогического опыта работы на тему Проблемное обучение как способ активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики


МБОУ "Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1"
Обобщение педагогического опыта
учителя физики
Муллабаевой Сарии Шарифулловныпо теме:
" Проблемное обучение как способ активизации мыслительной деятельности на уроках физики"
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Условия возникновения проблемы, становления опыта.3
2. Актуальность опыта.3
3. Теоретическая база опыта.3-6
4. Новизна опыта. .7
5. Технология опыта.7-12
6. Результативность опыта.12
7. Адресная направленность опыта.12
8. При каких условиях, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты.12
9. Список литературы13
Тема инновационного педагогического опыта: «Проблемное обучение как способ активизации мыслительной деятельности на уроках физики».
1.Условия возникновения проблемы, становления опыта. Выпускник современной школы, который будет жить в 21 веке, должен обладать определенными качествами личности:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
- самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
- критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологи;
- грамотно работать с информацией: находить необходимую для решения определенной проблемы информацию, анализировать ее, делать необходимые обобщения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем;
- быть коммуникабельными.
Поэтому одной из центральных проблем современной школы является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей.
Особая значимость этой проблемы связана с изменением целей и задач образования. Новое поколение и новые реалии жизни требуют новых методов обучения. Книжно-фронтальная технология: учитель содержание, средства обучения учащийся устарела!
Необходима технология личностно-ориентированного обучения: учащийся его цели развития и обучения учитель.
Таким образом, для развития личности учащегося необходимо, чтобы сам ученик из объекта учебно-воспитательного процесса превратился в субъект, проявляющий свою самостоятельность и активно взаимодействующий с учителем.
Следовательно, налицо противоречие между современными задачами, стоящими перед физическим образованием, и сложившейся практикой обучения физике, не позволяющей решить эти задачи. Для преодоления этих противоречий возникла необходимость создания методики, способствующей активизации мыслительной деятельности школьников
2.Актуальность опыта. Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Поэтому сегодня нужны люди, способные решать проблемы, находить неординарные, творческие решения возникших противоречий. А значит, необходимо уже в школьные годы научить обучающихся самостоятельной работе при решении проблемных ситуаций. Такие уроки способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету.
Наиболее эффективным, действенным способом активизации мышления учащихся является проблемное обучение.
3.Теоретическая база опыта. В основе проблемного обучения – идеи американского психолога, философа и педагога Джона Дьюи, который предлагал все обучение построить как самостоятельное решение проблем.
Проблемное обучение начало развиваться в практике работы школы в 60-70-х гг., после выхода книги польского психолога В.Оконя "Основы проблемного обучения" (1968 г.) и публикаций российских педагогов И.Я.Лернера "Проблемное обучение" (1974 г.), М.И.Махмутова "Организация проблемного обучения в школе" (1977 г.) и др., раскрывших сущность проблемного обучения с позиций педагогики. Вот как определяет проблемное обучение В.Оконь:
"Под проблемным обучением мы разумеем совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем (постепенно к этому приучаются сами ученики), оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний".
И.Я.Лернер видит сущность проблемного обучения в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно- воспитательным целям школы»
Цель проблемного обучения не просто усвоение школьниками знаний, умений и навыков, но и развитие их интеллектуальных, познавательных и творческих способностей.
Основные функции проблемного обучения:
- усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности,
- развитие интеллекта учащихся, то есть их познавательной самостоятельности и творческих способностей,
- формирование диалектического мышления школьников,
- формирование всесторонне развитой личности.
Методы проблемного обучения:
1. Метод монологического изложения.
2. Рассуждающий метод обучения.
3. Диалогический метод изложения.
4. Эвристический метод изложения, эвристические беседы, метод эвристических задач.
5. Исследовательский метод.
6. Метод программированных заданий.
7. Проблемное изложение, проблемные вопросы.
8. Поисковая деятельность.
9. Метод мозговых атак.
Основными понятиями проблемного обучения являются проблемная ситуация, проблема и проблемная задача.
Советские психологи С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский, А.А.Матюшкин и другие показали различие между понятиями "проблемная ситуация" и "проблема".
Проблемная ситуация представляет собой затруднение, "препятствие", возникающее перед субъектом в процессе познания. Осознание и принятие ситуации приводят к перерастанию проблемной ситуации в проблему. Именно с этого момента начинается мыслительная деятельность ученика, и, используя имеющиеся знания и умения, он превращает проблему в проблемную задачу.
Проблемная ситуация побуждает начало мышления, активную мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы. Наиболее острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия. Поэтому на уроке организовать проблемную ситуацию можно, лишь вскрывая противоречие предстоящего для изучения материала со сложившейся у учеников системой знаний.
На уроках физики можно для создания проблемных ситуаций использовать три типа противоречий:
1) противоречия между жизненным опытом учащихся и научными знаниями;
2) противоречия между ранее полученными учениками знаниями и новыми;
3) противоречия самой объективной реальности.
Противоречия между жизненным опытом учащихся и научными знаниями являются самыми яркими примерами противоречий, так как собственный жизненный опыт школьников подсказывает им очевидное решение проблемы. Именно поэтому полученный неожиданный результат вызывает у учеников сильный эмоциональный всплеск и желание понять возникшую ситуацию.
Методические приемы создания проблемной ситуации:
- учитель подводит обучающихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает обучающимся рассмотреть явление с различных позиций,
- побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические задания;
- ставит проблемные задачи.
Рассмотрим некоторые способы создания проблемных ситуаций.
1. Ситуация неожиданности создается при ознакомлении учащихся с явлениями, фактами, вызывающими удивление, кажущимися парадоксальными, поражающими своей необычностью.
2. Ситуация конфликта используется при изучении физических теорий и фундаментальных опытов.
3. Ситуация предположения состоит в выдвижении учителем предположений о возможности существования какой-либо новой закономерности с вовлечением учащихся в исследовательский поиск.
4. Ситуация опровержения создается в тех случаях, когда учащимся предлагается доказать несостоятельность какой-либо идеи, доказательства.
5. Ситуация несоответствия возникает в тех случаях, когда жизненный опыт вступает в противоречие с научными данными.
6. Ситуация неопределенности возникает в тех случаях, когда предъявляемое проблемное задание содержит недостаточно данных для получения однозначного решения.
Учебная проблема – форма реализации принципа проблемности в обучении, проявления логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа действия. Это явление субъективное и существует в сознании ученика в идеальной форме, пока оно не станет логически завершенным.
Основными элементами учебной проблемы являются «известное» и «неизвестное» (нужно найти «связь», «отношение» между известным и неизвестным). В условиях задачи обязательно содержатся такие элементы, как «данное» и «требования»
Основные функции учебной проблемы:
•Определение направления умственного поиска, то есть деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы
•Формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний.
Требования к проблеме:
• Доступность пониманию учащихся (проблема должна быть сформулирована в известных учащимся терминах);
• Посильность выдвигаемой проблемы;
• Заинтересованность учащихся формулировкой проблемы (словесное оформление, развлекательность формы);
• Естественность постановки проблемы.
Этапы постановки учебной проблемы:
а) анализ проблемной ситуации;
б) осознание сущности затруднения – видение проблемы;
в) словесная формулировка проблемы
Приемы активизации мыслительной деятельности при постановке учебной проблемы:
- предварительный рассказ о значении изучаемого явления в науке, технике и жизни. Эффективность этого приема обусловлена тем, что он позволяет осуществить связь изучаемого с жизнью;
- использование физического эксперимента для выдвижения учебной проблемы;
- решение физических задач;
- использование хрестоматийного материала.
Методы активизации мышления учащихся при решении учебных проблем: проблемное изложение материала, эвристический (или частично-поисковый) метод и исследовательский метод.
Активизация мышления учащихся при закреплении знаний:
- умение анализировать;
- использование приема сравнения;
-составление учащимися схем и таблиц;
- построение обобщающих ответов.
Этапы осуществления проблемного подхода
• 1этап. Подготовка к восприятию проблемы
• 2 этап. Создание проблемной ситуации
• 3 этап. Формулировка проблемы
• 4 этап. Процесс решения проблемы
• 5 этап. Доказательство правильности решения.
Примерная схема организации урока в форме проблемного обучения
•Создание учебной проблемной ситуации.
•Постановка познавательной задачи (или задач), четкая ее формулировка.
•Изучение различных условий, характеризующих поставленную задачу.
•Процесс решения поставленной задачи.
•Исследование получаемого решения задачи, обсуждение его результатов, выявление нового знания.
•Применение нового знания посредством решения специально подобранных учебных задач для его усвоения.
•Обсуждение возможных расширений и обобщений результатов решения задачи в рамках исходной проблемной ситуации.
•Изучение полученного решения задачи и поиск других более экономичных или более изящных способов ее решения.
•Подведение итогов проделанной работы.
4.Новизна опыта.
Новизна работы состоит в:
- использовании активных методов обучения: проектной и исследовательской деятельности, информационных технологий, групповой формы работы; 
- формировании гармонически развитой творческой личности, способной логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к саморазвитию;
- при использовании технологии проблемного обучения существенно меняется роль учителя, а так же и позиция учащихся.Изменения, происходящие в развитии мыслительной деятельности, можно проследить по следующим критериям:
- положительным эмоциональным отношением к деятельности;
- наличием радости познания;
- наличием мотива, идущего от самой деятельности, которая сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься.
5.Технология опыта.
"Чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать"
Рене Декарт
С первых дней изучения физики я стараюсь вовлечь ученика в активную работу на уроке: важно научить видеть физические проблемы, выдвигать гипотезы, высказывать и отстаивать свою точку зрения, привлекать знания из повседневной жизни, работать с учебником и т.д. С этой целью применяю метод проблемного обучения, который предполагает создание проблемной ситуации. Ученик встает на место исследователя, самостоятельно решает проблему, предлагает опыт для ее проверки, а затем проводит этот опыт. Стараюсь сформулировать проблему таким образом, что ученик сам решает задачу на основании уже имеющихся у него знаний.
Рассмотрим на примерах приемы активизации мыслительной деятельности при постановке учебной проблемы:
1.Использование физического эксперимента для выдвижения учебной проблемы. Постановка учебной проблемы с помощью эксперимента позволяет реализовать начальный этап проблемного обучения и приводит к возбуждению творческой активности, желанию разобраться в сути явления. "Познание начинается с удивления" -вот мой девиз, которого я придерживаюсь в своей работе.
Покажу некоторые примеры создания проблемной ситуации на уроках физики.
1). При изучении темы "Строение вещества" в 7 классе провожу опыт с металлическим шариком, который в ненагретом состоянии проходит сквозь кольцо. Если шарик нагреть, то, расширяясь, он уже сквозь кольцо не пройдет. Пытаемся объяснить, что происходит с телом при нагревании. В ходе дискуссии приходим к выводу, что все вещества состоят из отдельных частиц, между которыми имеются промежутки. Если частицы удаляются друг от друга, то объем тела увеличивается и наоборот.
2). Для наглядности, подтверждающей наличие промежутков между частицами, можно показать проблемный опыт: 1/2 стакана гороха смешаем с 1/2 стакана манной крупы. В результате объем смеси получится меньше стакана.
3). Для доказательства движения молекул ставлю следующий опыт: распыляю духи в кабинете. Учащиеся самостоятельно пытаются дать ответ на вопрос: " Почему мы чувствуем запах?" После обсуждений ученики формулируют ответ: "Распространение запаха происходит из-за того, что молекулы движутся".
4). В 8 классе при изучении темы "Сопротивление проводников" класс делится на три группы. Каждая группа получает одно задание:
- выяснить, как зависит сопротивление проводника от его длины.
- выяснить, как зависит сопротивление проводника от площади поперечного сечения.
- выяснить, зависит ли сопротивление от материала проводника.
Никаких объяснений к работе при этом не дается. Подавляющее большинство учащихся с работой успешно справляются.
5). Перед изучением явления электромагнитной индукции учащиеся 9 класса знают условия существования электрического тока в цепи (наличие источника тока). При демонстрации движения магнита относительно катушки, замкнутой на гальванометр, создается проблемная ситуация: ток возникает в катушке без источника тока.
2. Предварительный рассказ о значении изучаемого явления в науке, технике, жизни.
Эффективность этого приема обусловлена тем, что он позволяет осуществить связь изучаемого с жизнью.
3. Предварительное решение задач - средство постановки учебной проблемы.
Постановка учебной проблемы с помощью задач не только стимулирует у учащихся повышенный интерес к новому материалу, но дает возможность закрепить имеющиеся знания и осуществить связь полученных ранее знаний с новыми.
При решении задач на движение использую нестандартные задачи:
1). Баба Яга летела в ступе со скоростью 20 м/с в течение 5 мин. Какое расстояние она преодолела за это время?
2). Высота выброса лавы действующего вулкана Этна на Сицилии составляет около
2000 м. Время выброса лавы составляет приблизительно 4 с. С какой скоростью лава вылетает из жерла вулкана ?3). Можно ли догнать гепарда на автомобиле, если гепард пробегает 200 м за 8 с, а автомобиль за 1мин проезжает 1200 м?
Для постановки учебной проблемы широко использую вопросы-задачи, составленные из отрывков произведений художественной литературы.
1). Например, при изучении явления инерции зачитываю отрывок из произведения
Л. Кэрролла "Алиса в Зазеркалье": "Стоило Коню остановиться... как Рыцарь тут же летел вперед. А когда Конь снова трогался с места... Рыцарь тотчас падал назад". Объясните явление.
2). Знакомя учащихся с диффузией в 7 классе  зачитываю отрывок из рассказа
Л. Н.Толстого «Черемуха»: «Черемуха эта росла не кустом, а деревом…кудрявая и вся обсыпанная яркими, белыми, душистыми цветами. Издалека слышен был ее запах».
3). А.С.Пушкин, "Евгений Онегин"
Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.
Почему при дыхании на холодное стекло оно становится «отуманенным»?
4).  При изучении аэростатики можно зачитать отрывок из рассказа А.П.Чехова "Степь": "Егорушка…разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и …опять нырнул…опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побывать в прохладе, понесла его наверх". О какой силе идет речь в этом отрывке? и т.п.
Отрывки из литературных произведений, в которых отражены те или иные физические явления служат своеобразными условиями для сформулированных к ним физических вопросов и задач.
4. Использование хрестоматийного материала для возбуждения интереса у учеников к учебной проблеме.
Приведу примеры.
1). Для поддержания движения по инерции сила не нужна, может помочь выдержка из "Механики" Аристотеля: "Движущееся тело останавливается, если сила, его толкающая, прекращает свое действие" - и поставить вопрос: прав ли был Аристотель?
2). На вопрос о том, каким путем Ньютон пришел к своим открытиям можно зачитать его ответ: "...всегда думал о них. Предмет исследования постоянно передо мной
3). Э. Резерфорд писал: «…Ко мне позвонил крайне возбужденный Гейгер и заявил: «Нам удалось наблюдать несколько альфа-частиц, рассеянных назад…» Это было самым невероятным событием моей жизни. Оно было столь же невероятным, как если бы 15-дюймовый снаряд, выпущенный в кусок папиросной бумаги, отскочил от нее и ударил бы в стрелявшего». Что подразумевал Резерфорд под «папиросной бумагой»? Какое было сделано открытие? и т.п.
Пример организации урока в форме проблемного обучения.
Тема: “Действие жидкости и газа на погруженное тело” (7 класс).
Ход урока
Мотивационный этап.
Цель: вовлечение учащихся в активную деятельность по изучению нового материала.
Учитель: эпиграфом к уроку является высказывание немецкого философа Эммануила Канта: без сомнения, все наше знание начинается с опыта. Как вы его понимаете? Правильно, молодцы. Сегодня мы с вами на уроке будем добывать знания опытным путём. Процесс научного творчества состоит из звеньев:
исходные факты
гипотеза
эксперимент
обобщение результатов.
Создание проблемной ситуации и постановка цели урока
Цель: формирование познавательного интереса через создание проблемной ситуации.
Использование физического эксперимента для выдвижения учебной проблемы.
Учитель демонстрирует сосуд, в котором находятся два шарика: пластилиновый и пенопластовый.
- Что произойдет с шариками, если в сосуд налить воду?
- Действует ли сила на второе тело?
- Как можно объяснить это явление?
- Как действует жидкость или газ на погруженное в них тело?
Ответ на вопрос поможет понять, как и почему плавают корабли, как обеспечить полет воздушных шаров
Впервые такую задачу поставил и решил древнегреческий ученый Архимед. Ребята, выскажите предположение, чем же мы сегодня на уроке будем заниматься?
Учащиеся выдвигают предположение: изучать действие жидкости или газа на погруженное в них тело. Учащиеся вместе с учителем формулируют тему и цели урока.
Изучение нового материала
Цель: Формирование умения опытным путѐм установить причину возникновения выталкивающей силы.
Учитель: Для подтверждения существования выталкивающей силы проведём опыт: на динамометр подвешиваем тело и находим его вес в воздухе. При опускании тела в воду пружина динамометра сокращается.
- Какие выводы вы сделали? Учащиеся обращают внимание, что вес тела, погруженного в воду уменьшается.
- Какая же сила заставляет тело подниматься вверх?
- За счет чего уменьшается вес груза в воде? Ученики делают вывод: вес тела в воде меньше веса тела в воздухе. Следовательно, опыт подтверждает, что на тело, находящееся в жидкости, действует сила, выталкивающая это тело из жидкости. Учитель вводит понятие выталкивающей силы.
- Действует ли выталкивающая сила в газах? Учитель демонстрирует подъем шарика, заполненного гелием.
Учащиеся делают вывод: на любое тело, погруженное в жидкость или газ действует выталкивающая сила. Выталкивающая сила всегда направлена вверх. Для объяснения данного факта рассматриваем силы, которые действуют со стороны жидкости на погруженное тело.
Формулируется проблемный вопрос: "От чего зависит выталкивающая сила для тела, погруженного в жидкость или газ?"
Ученики выдвигают гипотезы:
от объема погруженного тела; массы тела; размеров тела; плотности жидкости; глубины погружения тела; формы тела.
Планирование решение проблемы: Формулируют этапы исследования:
- Определить зависимость выталкивающей силы от объема V;
- Определить зависимость выталкивающей силы от массы тела m;
- Определить зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости ρ;
- Определить зависимость выталкивающей силы от глубины погружения h;
- Определить зависимость выталкивающей силы от формы тела.
Для этого разделимся на группы, у каждой группы своя задача.
Задание первой группе
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры, нить.
1. Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела. Занесите полученные результаты в таблицу.
2. Сравните плотность тела и архимедовы силы, действующие на тела.
3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.

тела Плотность тела
ρ, кг/м3 Вес тела в воздухе
Р1, Н Вес тела в воде
Р2, Н Архимедова сила
F =Р1-Р2
Алюминиевый Медный Задание второй группе
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела разного объема из пластилина, нить.
1. Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела. Занесите полученные результаты в таблицу.
2. Сравните эти силы.
3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.

тела Объем тела
V, м3 Вес тела в воздухе
Р1, Н Вес тела в воде
Р2, Н Архимедова сила
F = Р1-Р2
1. Большой 2. Маленький
Задание третьей группе
Оборудование: сосуды с водой и маслом, динамометр, нить, алюминиевый цилиндр.
1. Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде и масле. Занесите полученные результаты в таблицу.
2. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности жидкости.

опыта Плотность жидкости
ρ, кг/м3 Вес тела в воздухе
Р1, Н Вес тела в жидкости
Р2, Н Архимедова сила
F = Р1-Р2
1. 2. Задание четвертой группе
Оборудование: медный цилиндр, мензурка с водой, нить, динамометр.
1. Определите архимедовы силы, действующие на тело на глубине h1 и на глубине h2, большей, чем h1. Занесите полученные результаты в таблицу.
2. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от глубины погружения тела.

опыта Глубина погружения
h, см Вес тела в воздухе
Р1, Н Вес тела в воде
Р2, Н Архимедова сила
F = Р1-Р2
1. 2. Задание пятой группе
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, нить, кусочек пластилина.
1. Кусочку пластилина придайте сначала форму шара, потом форму куба.
2. Поочередно опуская каждую фигурку в воду, с помощью динамометра определите архимедову силу, действующую на нее. Занесите полученные результаты в таблицу.
3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.
№ тела Форма тела Вес тела в воздухе
Р1, Н Вес тела в воде
Р2, Н Архимедова сила
F = Р1-Р2
1. Шар 2. Куб Практический этап. Решение проблемы: 1) практическое проведение всех этапов исследования с использованием физического эксперимента; 2) запись результатов каждого этапа в выбранной форме: в результате эксперимента установлено, что:
- выталкивающая сила зависит от объема тела – чем больше объем, тем больше выталкивающая сила;
- выталкивающая сила не зависит от массы тела;
- выталкивающая сила зависит от плотности жидкости, чем больше плотность жидкости, тем больше выталкивающая сила;
- выталкивающая сила не зависит от глубины погружения тела;
- выталкивающая сила не зависит от формы тела.
Анализ решения проблемы: Сравнивая результаты эксперимента с гипотезами, обнаружено, что гипотезы о зависимости выталкивающей силы от массы и формы тела, а также от глубины погружения, не верны. Гипотезы о зависимости выталкивающей силы от объема тела и плотности жидкости справедливы. Результаты исследования реальны, подтверждаются жизненным опытом.
Закрепление изученного материала
Цель: использовать полученные знания о выталкивающей силе в повседневной жизни, приводить примеры, подтверждающие существование выталкивающей силы.
Все цели нашего исследования достигнуты. В организации нашего исследования мы использовали все этапы научного творчества, показали себя хорошими и наблюдательными экспериментаторами,  способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и  самостоятельно проводить научное исследование.
Найдем практическое применение изученному материалу.
Какие известные вам из жизни явления указывают на существование выталкивающей силы?
1. Под водой мы можем легко поднять камень, который не можем поднять в воздухе.
2.Вспомним стихотворение Агнии Барто, знакомое вам с детства:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плач
Не утонет в речке мяч.
Почему?
3. Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу не может сдвинуть его с места. Почему? 4.Одинаковая ли выталкивающая сила действует на водолаза при погружении на разную глубину? 
5. Какое озеро находится в нашей Оренбургской области, в котором нельзя утонуть? Почему?
Это знаменитое озеро Разлив в г.Соль-Илецк. Ежегодно со всей страны тысячи людей приезжают поправить свое здоровье. В нем добывают пищевую соль. Утонуть в такой соленой воде невозможно.
6.Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности).
Проблемное обучение используется в моей практике с 2011 года. За этот период наблюдается устойчивая положительная динамика качества знаний учащихся с 60 % до 65 %.
Положительными моментами проблемного обучения я считаю следующее:
- новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем;
- в ходе решения проблемы учащиеся преодолевают все трудности, они стремятся к знаниям, учебный труд для них посилен и приносит удовлетворение;
- ребята успешно продвигаются в развитии;
- устанавливаются отношения сотрудничества между учениками и учителем;
- результаты обучения относительно высокие и устойчивые, учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
При обучении физике в школе у учителя имеются огромные возможности для решения одной из основных задач обучения на современном этапе - развития творческого мышления учащихся, что содержание и структура школьного курса физики создают условия для активизации мышления на всех этапах преподавания и практически при изучении каждой темы курса.
7.Адресная направленность опыта. Учителям, работающим по технологии проблемного обучения учащихся .8.При каких условиях, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты. Данная технология дает устойчивые положительные результаты в развитии учащихся только в том случае, если его применяют систематически и оно охватывает основные виды учебной деятельности учащихся.
Список литературы:
1.      Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении  М. Педагогика 1972.
2.       Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. — Ростов -на -Дону, 2004.
3.       Малафеев Р.И. Проблемное обучение в средней школе: Из опыта работы. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980. - 127 с.
4.      Зверева Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики: Из опыта работы. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980. - 112 с.
5.      Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1983. - 160 с.
6.      Тихомирова С.А. Дидактический материал по физике: Физика в худож. лит.:
7-11 кл. - М.: Просвещение, 1996.- 95 с.