Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе на основе системно — деятельностного подхода `Понятие о прилагательном. Разряды прилагательных `.




















Технологическая карта
урока русского языка в 6 классе,
учитель Суслова Елена Викторовна, МБОУ «СОШ № 33»
город Бийск, Алтайский край





Темы уроков: «Понятие о прилагательном»; «Разряды имен прилагательных»

Тип урока: комбинированный
1 урок: вводное повторение
2 урок: урок «открытие» нового знания

Цели уроков:

Обучающие:
- вспомнить изученное в 5 классе по теме» Имя прилагательное»: определение имени прилагательного, морфологические признаки и синтаксическую роль имени прилагательного;
- углубление понятия о роли имени прилагательного в речи; формирование умения правильного употребления прилагательных в речи;
- закрепить умения вычленять имя прилагательное среди других частей речи;
- познакомить учащихся с разрядами имен прилагательных по значению;
- формировать умение определять разряд прилагательных.
Развивающие:
развитие речи
- обогащение речи учащихся за счет использования в ней имен прилагательных;
- развитие образного мышления;
- развитие коммуникативных способностей учащихся.

Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к процессу познания;
- интерес к родному языку.

Задача:
- обеспечение осознания и усвоения новых учебных понятий через содержание урока.

Планируемый результат
Предметные
– знать разряды прилагательных, их отличительные признаки;
- уметь различать прилагательные по значению;
- знать практическую значимость прилагательного как части речи.

Метапредметные
познавательные:
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- давать определения понятиям;
- строить рассуждение;
- приводить примеры в качестве доказательства;
- устанавливать причинно – следственные связи.


Регулятивные
- определять и формулировать цель деятельности;
- выдвигать версии решения;
- анализировать и оценивать собственную работу.

Коммуникативные
– высказывать и отстаивать свою точку зрения;
– договариваться, задавать вопросы по теме;
– учитывать различные мнения;
– сравнивать разные точки зрения.

Личностные
– выражать положительное осознанное отношение к учению;
– оценивать собственную учебную деятельность.








1 урок

Этап урока организации учебной деятельности
Деятельность учителя
Детельность обучающихся
Универсальные учебные действия

Этап мотивации к учебной деятельности.
Цель: - мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
- осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности;
- создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.
Учитель настраивает обучающихся на работу через положительные эмоции.
-Здравствуйте, ребята! Садимся! Сегодня я предлагаю вам стать участниками необычного проекта праздничного, где будет чаепитие с вкусностями и отличным настроением. У Ксюши Луковниковой скоро День Рождения.
Вы к уроку готовы? Тогда за работу! Удачи желаю всем вам. На первом уроке мы должны испечь нижний слой бисквитного торта, все ребята должны принять участие в его изготовлении. Работа на уроках будет оценена мной таким образом: «5» - 8 баллов;
«4» - 6 - 7 баллов;
«3» - 4 - 5 баллов;
«2» - 3 балла и менее.
Выкрики и разговоры – штраф 1 балл за нарушение дисциплины.
На втором уроке сделаем верхний слой торта. Нам важно сегодня ответственно подойти к изучению тем уроков по русскому языку. Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски. Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок.
Ученица класса Луковникова Ксения начинает урок с загадки обучающимся:
Его сперва китайцы пили,
Вслед индийцы подхватили
Моду пить напиток этот –
И пошел гулять по свету!
После к немцам корабли
Это зелье привезли
Нынче на Руси народ
Сей напиток шибко пьет.

Ученица задает вопрос ребятам: «О чем идет речь в стихотворении?»
«О чае» - отвечают ребята.
Включение обучающихся в урок. Ребята приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Личностные УУД: осознанное положительной отношение к учению;
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель:
- актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
- актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение.
На слайде презентации стихотворение:
Чай,
И на вкус такой
Он недуги исцеляет,
Он усталость прогоняет,
Силы дарит,
Всем за стол присесть велит!
- Каких слов не хватает в тексте?
- Достаточно ли автор выразительно описывает чай?
Давайте восстановим текст, вставляя прилагательные на место. ( используя предложенные прилагательные на слайде: приятный, горячий, свежие, ароматный).
Фронтальная работа с классом (беседа аналитического характера)
- Ребята, как вы определили, что перед вами прилагательные?
- Какова же роль прилагательных в речи? Для чего мы их используем?
- Что же такое имя прилагательное?
- Что вы уже знаете об имени прилагательном?
Обучающиеся отвечают: «Не хватает прилагательных».
Ребята восстанавливают пропущенные в предложениях имена прилагательные. Дети вписывают слова на интерактивной доске.

Чай горячий, ароматный
И на вкус такой приятный.
Он недуги исцеляет,
Он усталость прогоняет,
Силы свежие дарит,
Всем за стол присесть велит!

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя по теме:

- По вопросу и общему грамматическому значению.
- Они выполняют «рисующую» функцию. Прилагательные выделяют предмет из ряда одинаковых; рисуют картину, помогают оценить предмет, выразить к нему свое отношение.
Познавательные УУД:
воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи, умение давать определения понятиям;
Предметные УУД:
знание теоретического материала по теме;
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности.


3. Постановка учебной задачи.
Создание проблемной ситуации. Ребята, сегодня вы сами будете добывать знания. Но сначала мы должны определить тему и задачи нашего урока.
- В тетради записываем число, тему урока «Понятие о прилагательном».
На основе таблицы «Понятие об имени прилагательном», теоретического материала учебника составьте кластер по теме «Имя прилагательное» (на слайде презентации 3 словосочетания: черный чай, снегуркины подарки, хороша музыка).

Обучающиеся формулируют самостоятельно тему урока и по опорным фразам определяют задачи первого урока - повторить изученное об имени прилагательном;
- учиться в речи выявлять имя прилагательное.

Работа в парах: один обучающийся задает вопрос другому, другой обучающийся отвечает на него: Что такое имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? (на примерах показывают) Изменяются ли прилагательные по падежам, числам и родам?
Какие формы есть у прилагательного? (на примерах показывают) Представляют свой кластер. Какова синтаксическая роль прилагательных? (приводят примеры).
Познавательные УУД:
извлечение информации из источников, установление причинно – следственной связи между действиями и явлениями.
Регулятивные УУД:
Самостоятельное формулирование темы урока, задач. Обучающиеся представляют свой кластер. Концентрируют свое внимание на задании. Размышляют и анализируют. Делают вывод по этому виду работы.

Построение проекта выхода из затруднений.
Цель: мотивировать обучающихся к деятельности;
- координировать деятельность обучающихся;
- контролировать выполнение задания.
Выборочное письмо.
Выполняем задание:
выписываем из текста прилагательные со словами, от которых они зависят, определяем род, число, падеж прилагательных, выявляем синтаксическую роль прилагательных.

Текст задания:
Почему и отчего
К нам пришло веселье?
Ведь еще не новый год и не новоселье.
День веселый до упада,
День сладких тортов, шоколада,
День варенья, День печенья.
Скоро Ксюшин День Рожденья!

Проверка:
новый год – м.р., ед.ч., Им. пад., определение;
День веселый – м.р., ед.ч., Им. пад., сказуемое;
Сладких тортов – мн. Ч., Р.п., определение;
Ксюшин День Рожденья – м. р., ед.ч., Им. пад., определение.
Вопрос учителя всему классу:
- От чего зависит род, число, падеж прилагательного?

Ребята выполняют задание в тетради индивидуально. Осуществляют взаимопроверку, выставляют оценки друг другу, затем осуществляют проверку с эталона.





















- Прилагательное зависит в предложении от существительного или местоимения. Род, число, падеж прилагательного будут такими же, как и у существительного (местоимения), от которого зависит прилагательное.
Регулятивные УУД: корректировка действий на основе ошибок, планирование своих действий.
Личностные УУД: выражение осознанного отношения к учебной деятельности.

Дидактическая игра на внимание.
Цель: сменить вид деятельности. Снять эмоциональное и физическое напряжение обучающихся.
Игра «Давайте поиграем!» - Я буду называть однокоренные слова. Если вы услышите среди них имена прилагательные, то хлопните в ладоши. Не забывайте про вопросы. Всем ли понятно условие игры? Зима, зимний, зимостойкий, зимовать, зимовка, зимоустойчивый.
-Какие из названных прилагательных являются синонимами?
- Какие это слова по своему составу? Докажем это.
Запишем их в тетрадь и на доску, сделаем морфемный разбор слов.

Обучающиеся участвуют в игре (зимний, зимостойкий, зимоустойчивый – прилагательные; синонимы – зимостойкий, зимоустойчивый; по своему составу эти слова сложные.)










Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками
Учитель организует работу по закреплению материала. Упражнение занимательного характера. – Представьте, что Ваша мама больше всего любит полевые цветы. Вам нужно купить ей букет на День Рожденья. Как Вы будете описывать продавцу цветы, которые бы хотели подарить маме? Для ответа можно использовать словарик – подсказку.

Словарик – подсказка:
аромат – весенний, изысканный, горький, острый, душистый, легкий, мягкий, неуловимый, приятный, резкий, свежий, сильный, сладкий, тонкий;
василек – белый, кудрявый, нежный, свежий, синий, степной, красивый;
барвинок – голубой, весенний, мелкий, синий;
мак – красный, молодой, нежный, розовый;
терен – густой, колючий, осенний, темный, черный.
Обучающиеся выполняют упражнение занимательного характера. Они закрепляют знания в устной, игровой форме, работают со словарем.
Ребята чувствуют ситуацию успеха, мотивирующую их к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Познавательные УУД:
уметь строить рассуждения;
Коммуникативные УУД: выступление перед аудиторией

Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Цель: установить степень усвоения обучающимися изученного материала
Пре
·длагает обучающимся тестовую работу с последующей проверкой. На слайде тестовые вопросы.
Ребята записывают в тетради буквы – ответы и проверяют полученный результат.
Регулятивные УУД:
Корректировка действий на основе ошибок, планирование своих действий;
Личностные УУД: выражение осознанного отношения к учебной деятельности.


Рефлексия деятельности.
Цель: подвести итог первого урока праздничного проекта
- Вот на нашем чаепитии появился нижний слой бисквитного торта, в его изготовлении вы все приняли участие (к доске прикрепляет первую часть торта), чтобы торт был готов нам нужно испечь еще второй слой и поставить свечи.)
Учитель оценивает работу детей на первом уроке.
- Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока? Продолжите фразу: Я понял, что
Обучающиеся соотносят цель и результаты урока. Ребята делают вывод о том, что без прилагательных обойтись невозможно. Имя прилагательное – такая часть речи, без которой наша речь станет бедной, невыразительной. Оно выполняет «рисующую» функцию языка, помогает выделить предмет из ряда однородных, оценить его и выразить свое отношение.
Регулятивные УУД: анализирование собственной деятельности, оценивание уровня владения учебным действием; личностные УУД: оценивание собственной деятельности.

2 урок




Мотивация к учебной деятельности
Цель: мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке; осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности.

- Применим наши знания на практике. Чтобы выполнить задания, мы должны немного потренироваться.
А теперь наоборот. Задание называется: «Подари предмету признак». Арбуз (зеленый, сладкий, сахарный и т.д.)
Ученица К. Луковникова загадывает загадки. – По данным словам – признакам предмета (прилаг.) отгадайте слова – предметы:
Он. Чуть шершавый господин, Солнышка как будто сын.
Яркий, сочный, ароматный, а на вкус такой приятный. (Апельсин)
Оно. Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно, золотисто,
Будто медом налилось,
Видно семечки насквозь. (Яблоко).


Актуализация знаний и пробное учебное действие
Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение.
На слайде три пословицы:
- Старый друг новых двух.
- пример заразителен.
- Все со временем становится явным.
Каких слов не хватает в тексте? Давайте восстановим текст, вставляя прилагательные на место. – Что вы уже знаете об имени прилагательном.
Восстанавливают пропущенные в предложениях (пословицах) имена прилагательные.
Предметные УУД: знание теоретического материала по теме Регулятивные УУД: определять цель деятельности.
Познавательные: воспроизведение по памяти информации. Необходимой для решения учебной задачи.

3. Постановка учебной задачи
Создание проблемной ситуации - Мы продолжаем добывать знания. Мы должны определить тему второго урока и задачи. Мы с вами называем прилагательные, характеризуя предметы. А все ли мы знаем про прилагательные, сейчас увидим.
На слайде прилагательные: красивый, хрустальный, мамин, зимний, веселый, бисквитный, Сашин, тяжелый.
Прочитайте, распределите имена прилагательные по значению в три группы. А в какие, вы должны догадаться сами. С какими трудностями вы столкнулись? Можем ли мы уже сейчас назвать отличительные признаки 3 групп прилагательных? – Попробуйте теперь сформулировать тему урока. Что мы будем изучать? Что мы должны узнать сегодня на уроке?
Обучающиеся самостоятельно формулируют тему и задачи урока. Мы будем изучать разряды прилагательных. Мы должны узнать признаки каждого разряда и научиться определять разряд прилагательных.














Познавательные УУД: установление причинно – следственных связей между действиями и явлениями. Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование темы урока, задач.

4. Построение проекта выхода из затруднений.
Цель: мотивировать обучающихся к деятельности; координировать деятельность обучающихся;
контролировать выполнение задания.

Используя алгоритм определения разрядов (слайд), теоретический материал учебника, начертите и заполните таблицу в тетради. Назовите признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных.
Учитель организует работу по исследованию проблемной ситуации. Попробуйте все имена прилагательные поставить в краткую форму, образуйте сравнительную форму с помощью суффиксов –е, - ее. ( 1 столбик – цвет, размер, качества человека; 2 столбик – место , время, материал; 3 столбик – принадлежность предмета кому – либо).
Обучающиеся работают по исследованию проблемной ситуации.
Познавательные УУД: извлечение информации из источников, умение строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства своей точки зрения. Регулятивные УУД: составление плана действий, выдвижение версии решения проблемы.
Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения.

5. Реализация проекта. Открытие нового знания.
Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками; учить видеть предмет как часть целого.
Учитель заслушивает обучающихся (проверка правильности выполнения задания).
Обучающиеся представляют свой результат работы. Они работают с учебником, с алгоритмом определения разрядов прилагательных.
Регулятивные УУД: планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: построение рассуждения, умение давать определение понятиям.
Коммуникативные УУД: выдвижение аргументов в защиту собственного мнения, выступление перед аудиторией.

6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками
Учитель организует работу по закреплению материала:
Устное упражнение занимательного характера «Светофор».
- Если прилагательное качественное – поднимаем красную карточку.
- Прилагательное относительное – желтая карточка.
- Прилагательное притяжательное – зеленая карточка.
- Подними карточку определенного цвета.
Верблюжья колючка, проворные ткачи, лебяжий пух, радужная парча, тетин совет, молочный кисель, храбрая дружина, волчий хвост, деревянный стол, серебряный поднос.
2. Игра «Подарок»
- Какой праздник без подарков? Я буду показывать предмет, а вы должны описать его, употребив для этого качественное, относительное, притяжательное прилагательные. Притяжательное прилагательное образуйте от своего имени. Например, ручка – синяя, пластмассовая, Катина. (После того, как ребенок описал предмет, правильно подобрав прилагательные, предмет ему дарится).
Ребята закрепляют полученные самостоятельные знания в устной игровой форме, выражают и отстаивают свое мнение.
Предметные УУД: различать прилагательные по значению. Познавательные УУД: строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства, уметь давать определения понятиям. Коммуникативные УУД: выступление перед аудиторией.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Цель: установить степень усвоения обучающимися изученного материала
Учитель предлагает обучающимся самостоятельную работу с последующей самопроверкой: определить разряд прилагательных, выписанных из отрывков художественных произведений.

Смеркалось; на столе блистая
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал.

Час дружеских бесед у чайного стола
Хозяйке молодой и честь и похвала!
По православному не не манер немецкий,
Не жидкий как вода или напиток детский,
Но Русью веющий, но сочный, но густой,
Душистый льется чай янтарной струей.

Учитель осуществляет фронтальный опрос.
Проверка:
Вечерний (отн.), китайский (отн.), легкий (кач.), Ольгиной (притяж.), темною (кач.), душистый ( кач.), дорогой (кач.), чугунный (отн.), единственная (кач.), чайного (отн.), молодой (кач.), православному (отн.), немецкий (отн.), жидкий (кач.), детский (отн.), сочный (кач.), густой (кач.), янтарной (кач.).
Ребята выполняют индивидуально самостоятельную работу с последующей самопроверкой.
Регулятивные УУД: корректировка действий на основе ошибок, планирование своих действий.
Личностные УУД: выражение осознанного отношения к учебной деятельности;
Предметные УУД: знание разрядов прилагательных и их признаков.

8.Рефлексия учебной деятельности
Цель: подвести итоги двух уроков
- Вот на нашем чаепитии появился верхний слой бисквитного торта, и в его изготовлении вы все приняли участие. (прикрепляет к доске вторую часть торта). Какой же праздник без сюрприза. Раскрою сюрприз нашего торта: изготовление нижнего слоя торта – это «3», верхнего – «4». А так как участвовали всегда все, то у всех заслуженная «4». Наиболее активным сегодня можно поставить «5».
Фронтальный опрос
Какие разряды прилагательных по значению выделяются в русском языке? Дайте характеристику каждому разряду прилагательных.
Могут ли изменяться при употреблении значения прилагательных?
Привести примеры изменения прилагательных по значению.
Назовите суффиксы притяжательных прилагательных в русском языке.
Учитель организует рефлексию.
Вопросы:
Какую цель ставили?
Удалось достичь поставленной цели?
Каким способом?
Что вызвало особые затруднения?
Где можно применить новые знания?
За что можно себя похвалить?
На что обратить внимание во время выполнения домашнего задания?
- Давайте поздравим Ксюшу Луковникову с предстоящим Днем Рождения. Прошу всех ребят за стол!
Обучающиеся отвечают на вопросы. Соотнося цель и результаты уроков, степень их соответствия, осуществляют оценку урока.
Личностные УУД: оценивание собственной деятельности.
Регулятивные УУД: анализирование собственной деятельности, оценивание уровня владения учебным действием.

9. Домашнее задание дифференцированное
Выбираем себе домашнее задание
1 группа – создать синквейн о прилагательном или составить рассказ о праздновании Дня Рождения, используя как можно больше прилагательных;
2 группа – упр. 356, 357 (учебник).











15