Формирование культуры здорового образа жизни студентов в условиях здоровье сберегающей системы образования


Формирование культуры здорового образа жизни студентов в условиях здоровье сберегающей системы образования
Преподаватель ГБОУ СПО СК «Будённовский медицинский колледж»
Ивановская А.А.
Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования человека и гражданина, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни (ЗОЖ).
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.Физическое здоровье- это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
Целостность человеческой личности проявляется во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя "душе лениться".
Состояние здоровья молодого поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые запасы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья молодежи.
Здоровье - величайшая социальная ценность. Хорошее здоровье - основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. Студенты – это наиболее динамичная общественная группа, находящаяся в периоде формирования социальной и физиологической зрелости, хорошо адаптирующаяся к комплексу факторов социального и природного окружения и вместе с тем, в силу ряда причин, подверженный высокому риску нарушений в состоянии здоровья. Сохранение и укрепление здоровья студентов является актуальной педагогической проблемой и требует комплексного решения системы взаимосвязанных вопросов. Одним из важнейших направлений решения данной проблемы видится оптимизация влияния среды на личность и организм студента. При этом образовательная среда призвана способствовать не только профессиональному росту будущего специалиста.
Здоровьесберегающая образовательная среда наряду со многими другими факторами обеспечивает формирование здорового образа жизни студентов, что, в свою очередь, невозможно без формирования культуры здоровья студентов. Под культурой здоровья студента специалисты понимают интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и организации здорового образа жизни, накопления опыта применения знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни. Формирование культуры здоровья происходит в процессе образования и воспитания студентов, в том числе самовоспитания. Поэтому необходимо целенаправленное, рациональное управление не только на уровне планирования и организации занятий по физическому воспитанию, но и на уровне целостной жизнедеятельности студентов. Поскольку культурное развитие предполагает становление системы ценностей личности, одной из целей формирования культуры здоровья студентов является развитие у них ценностного отношения к своему здоровью.
Такое целеполагание в воспитании студентов созвучно с современными тенденциями развития образования, в соответствии с которыми здоровье человека рассматривается как одна из наивысших ценностей общества и конкретной личности. При этом включение здоровья в систему ценностей необходимо не в отвлеченном виде, а в виде ценности, достижение которой требует постоянной целенаправленной деятельности, превращения оздоровительной деятельности в потребность, чье формирование должно проходить в комплексе со становлением других потребностей и ценностей личности. Поэтому важно рассмотреть взаимосвязи потребностей личности в целом и других ценностей, формируемых в процессе образования и физического воспитания студентов.
Первые шаги к будущему профессионализму студента начинаются с его обучения профессии. Подчеркивая связь здоровья и будущей профессиональной деятельности, Б.Г. Акчурин отмечает, что физическое здоровье отражает такую степень физического развития студента, его двигательных навыков и умений, которая позволяет наиболее полно реализовывать свои творческие возможности. Физическое здоровье является не просто желательным качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры, необходимым условием построения и развития общественных отношений. Классическое и достаточно емкое определение здоровья как физического, психического и социального благополучия нуждается в коррекции, когда речь заходит о здоровье профессиональном. На первый план в трактовке здоровья в этом случае выходят показатели (элементы) психофизического сопряжения, обеспечивающие взаимодействие биологической составляющей и социально-технической среды. При этом одни авторы обращают внимание на то, что здоровье является "наиболее важным" из аспектов профессионализма, другие, что оно отражается в "психофизической готовности специалиста" и состоит из следующих компонентов: достаточной профессиональной работоспособности; наличия необходимых резервов физических и функциональных возможностей организма для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям производственной и внешней среды, объему и интенсивности труда; способности к полному восстановлению в заданном лимите времени; присутствия мотивации в достижении цели.
Здоровьесберегающая система образования представляется как единая совокупность разнонаправленных здоровьесберегающих технологий и основных ее составляющих (информационной, инструментальной, кадровой, нормативно-законодательной, финансовой, организационно-структурной, функциональной) в целом научно и инструментально обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательно - воспитательного процесса, их социальный, психический, физический и духовный комфорт.
В центре здоровьесберегающей системы образования находятся педагогические здоровьесберегающие технологии (ПЗТ) - они ведущие. Остальные технологии неотъемлемы, важны, но носят сопряженный характер: образовательные технологии здоровье сбережения (ОТЗ); технологии здоровьесберегающей социальной среды (ТЗССО); физкультурно-образовательные технологии (Ф-ОТ); медико-гигиенические технологии (М-ГТ); технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ); экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ); технологии психологического сопровождения системы образования (TTICCO); организационно-управленческие здоровьесберегающие технологии (О - УТЗСО).
В совокупности сопряженных здоровьесберегающих технологий особое место занимают образовательные в сфере здоровья, физической культуры, культуры здорового образа жизни. Именно они обеспечивают самостоятельность и свободу в данном феномене и деятельности в нем:
- рефлексивность - способность выходить за пределы собственного «Я», осмысливать, изучать, анализировать в контексте своего здоровья и в плане возможностей, способностей, социальной и личностной значимости, самоуважения, самоутверждения и стремления повысить его уровень;
- коллизивностъ - способность обнаруживать, идентифицировать и анализировать скрытие (неявные, имплицидные) причины и факторы состояния здоровья и культуры здорового образа жизни как в личностном, так и социальном плане; понимать внешние проявления событий посредством познания их внутренних источников, связей, механизмов развития, сути, смысла и на основе всего осуществлять прогноз;
- мотивирование - способность придавать личностный смысл собственной оздоровительной деятельности, отношениям с людьми (способствует выработке личностных жизненных целей и ценностных ориентации как систем стремлений);
- опосредование - вывод сознания на уровень перевода внешних воздействий во внутренние импульсы поведения;
- ориентирование - умение выбирать оздоровительные системы для построения индивидуального мировоззрения, плана и программы деятельности;
- автономность - способность личности независимо от внешних социальных воздействий, культуры, среды организовывать и строить свое здоровье;
- смыслотворчество - определение и порождение системы личностных смыслов в здоровье и деятельности по его поддержанию;
- самоактуализацию - высший уровень проявления духовного и творческого потенциала личности, стремление к самостоятельности, автономности и полному выявлению своих личностных возможностей, переход от состояния возможностей в состояние действительности;
- самореализацию - стремление к признанию своего «Я» в культуре здорового образа жизни окружающими, самостоятельное создание условий для его полного проявления.
Суть здоровьесберегающих педагогических технологий как функциональных систем организационных способов творческого управления учебно-познавательной и практической деятельности учащихся определяется совокупностью известных на сегодняшний день педагогических концепций гуманистической направленности.
Концепция «поиска истины» Сократа. Основные ценности предложенного им подхода к педагогической деятельности - душа, личность, свобода, выбор, самоопределение.
Концепция самоактуализации А. Маслоу. В педагогике актуализировать означает извлекать, востребовать спрятанные (заложенные в сознании) от природы духовно-нравственные ценности, делать их значимыми для личности. Согласно А. Маслоу, тенденция к самоактуализации составляет сущность, ядро личности, это есть стремление человека постоянно воплощать, реализовывать, опромедчивать себя, свои способности, свою сущность. Но реализовывать, воплощать себя человек может только в деятельности. Потребность в самореализации и потребность в деятельности являются единым для личности. Развитие человека в этой связи представляется как восхождение по лестнице потребностей, имеющей уровни. Самый высокий - потребность в самоактуализации, самореализации и творчестве. Актуализироваться - значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности.
Обобщенная концепция генетической нравственности. Ставит вопрос о смысле, цели, ценности жизни, о совести, сознании, стыде и дает на них ответы, но эти ответы - не абсолютная истина, а один из наиболее продуманных, субъективных вариантов ее понимания, ориентир для дополнения миллионами других пониманий. Сегодня на смену необходимости ломать и подгонять развивающегося человека средствами воспитания к некой совершенной модели личности приходит необходимость плавного и осторожного развития человеческого измерения. В связи с этим личность может рассматриваться как взаимодействие двух программ - генетической и социальной.
Совесть - совместная весть, совместное знание, общий опыт. По В. Далю - «нравственное сознание, нравственное чувство или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращение от лжи и зла; невольная любовь к добру и истине; прирожденная правда в различной стадии развития».
Цели реализации здоровьесберегающих и зоровьеформирующих технологий:
-разработка и реализация представлений о сущности здоровья;
-разработка и построение диагностической и мониторинговой моделей оценки и прогнозирования уровня здоровья;
-формирование «психологии» здоровья, мотивации к коррекции образа жизни индивида с целью укрепления здоровья;
-реализация индивидуальных оздоровительных программ;
-овладение методиками и методами современных здоровьесберегающих  и здоровьеформирующих технологий, умений использования их при самостоятельных занятиях;
-познание индивидуальных особенностей организма;
-приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной сфере;
-создание информационного поля по проблеме: «Здоровьесберегающее сопровождение учебно-воспитательного процесса»
-создание условий для повышения профессионального уровня в овладении знаниями как теоретическими, так и практическими в области охраны детства, здоровьесберегающего сопровождения, внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательную систему образовательного учреждения
 -формирование умений по адаптированию некоторых здоровьесберегающих   образовательных технологий к условиям своего предмета и конкретной аудитории.
Функции здоровьесберегающей технологии:
- формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства.
- информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
- диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля;
- рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.  
- интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.    
Формирование культуры здорового образа жизни студентов «Будённовского медицинского колледжа»
В ГБОУ СПО Ставропольского края «Будённовский медицинский колледж» функционирует студенческий научный кружок «Формирование здорового образа жизни». Созданный с целью формирования у студентов колледжа потребностей и устойчивых навыков здорового образа жизни, ответственного отношения к собственному здоровью как важнейшей ценности, данной им природой, основными задачами СНК является:
Совершенствование физического и духовного развития студентов.
Формирование позитивного и ответственного отношения к собственному здоровью и образу жизни.
Развитие самооценки и стремление к адекватным формам самоактуализации.
Выработка отрицательного отношения к вредным привычкам, обучение методам избавления от них; формирование представления о последствиях влияния вредных привычек на организм студента.
Укрепление физического, психического и социального здоровья.
Основные направления работы СНК:
1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний студентов о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.
Через   информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а следовательно, и на образ жизни человека. При этом информация должна учитывать состав целевой группы, заинтересованность аудитории.
2.  «Обучение здоровью».
Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни.
3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств.
4. Побуждение к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.
Речь идёт о борьбе с гиподинамией всеми доступными способами, включая уроки физкультуры, физкультпаузы, утреннюю гимнастику, пешие прогулки и походы и другие формы, доступные для массового использования. 
Здоровье студентов рассматриваем в виде ценности, достижение которой требует превращения оздоровительной деятельности в потребность, формирование которого должно проходить в комплексе со становлением других потребностей и ценностей личности. Одной из наиболее распространенных теорий формирования потребностей является теория иерархий А. Маслоу. Смысл иерархического построения заключается в том, что для человека приоритетны потребности более низких уровней, по мере удовлетворения которых происходит формирование потребностей более высоких уровней. В сфере формирования культуры здоровья студентов процесс удовлетворения базовых по отношению к ценностям потребностей выстраивать по мере возрастания их значимости для личности. Формирование перечисленных потребностей выступает одним из обязательных условий дальнейшего развития культуры личности.
В рамках работы было проведено анкетирование 118 студентов 1 курса «Исследование ЗОЖ студента», позволяющая выявить начальный уровень сформированности знаний о здоровом образе жизни.
Анализ данных показывает, что большая часть студентов 70 – 75 % знают в основном только о двух из пяти основных условий формирования здорового образа жизни: физическое развитие и отсутствии вредных привычек. На вопрос, в каком возрасте вы впервые обратили внимание на образ жизни людей и когда впервые задумались о своем образе жизни, анализ полученных данных показывает, что студенты начинают обращать внимание на образ жизни людей с 6 лет, а к 14 годам на образ жизни людей обратили внимание 74 % . Мысли о своем образе жизни начинают появляться у ребенка к 6 годам, а к 14 годам об этом задумывались более 62 %. Следовательно, к этому времени уже должна вестись целенаправленная работа и родителей, и педагогов, и всех социальных институтов общества по формированию в сознании подростков здорового образа жизни. И начинаться эта работа должна задолго до поступления ребенка в школу, по сути, эта работа должна начинаться с момента его рождения.
Анализ полученных данных свидетельствует о следующем:
в вопросе отношения к людям ориентированным на здоровый образ жизни настораживает безразличное отношение 22 % анкетированных студентов;в вопросе чего не хватает для ведения здорового образа жизни, на первое место поставили не хватку времени и наибольшая нехватка времени у 75 % студентов, что может указывать на нерациональное использование своего времени или отсутствие строго определенного режима дня;
в вопросе часто ли задумываетесь о здоровом образе жизни, 10 % студентов никогда не задумываются об этом, что является негативным показателем.
ответом на последний вопрос эти 10 % студентов объясняют отсутствием побудительных мотивов, а именно что никто и ничто не способствует появлению у них мыслей о здоровом образе жизни, а также не знание литературных или иных источников информации.
вместе с тем, значительная часть студентов отмечает, что способствует появлению мыслей о здоровом образе жизни занятия спортом, внешний вид физически развитых людей, возможные последствия вредных привычек, личный пример родственников, друзей, некоторые телевизионные передачи, а также личный опыт и мысли о будущей жизни.
Обсуждение на заседаниях кружка проблем здорового образа жизни облегчается тем, что студенты владеют медицинскими знаниями в области анатомии и физиологии человека, валеологии, информационных технологий, что позволяет более глубоко осмыслить столь значимую направленность на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа. В данном процессе просматриваются межпредметная и интеграционная связи при освоении основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС третьего поколения, что способствует формированию профессиональных компетенций, будущим специалистам.
В здоровьесберегающей системе главным является развитие способностей у студентов к овладению методами познания феноменологии здоровья человека, дающими возможность самостоятельно, творчески их использовать для сохранения и укреплении здоровья, а также для самоопределения личности. Следовательно, сохранению и укреплению здоровья помогает умение применять здоровьесберегающие технологии, что прослеживается в самом начале обучения в колледже.
Владея профессиональными компетенциями, знаниями о составляющих здорового образа жизни, студенты передают свой опыт при организации санитарно просветительской работы по темам «Личная гигиена», «Основы рационального питания», «Режим труда и отдыха», «Профилактика вредных привычек» в отделениях больниц в ходе учебной и производственной практики. Положительное одобрение, заинтересованность пациентов стационара различных возрастных групп стимулирует студентов к пропаганде здорового образа жизни, поиска новых путей и методов информационного просвещения.
Одним из значимых результатов работы является проведение студентами профориентационной работы в образовательных учреждениях города и района. Пропаганда здорового образа жизни проводится с возрастным учётом школьников. Так в начальном звене оповещаются и обсуждаются вопросы о режиме труда и отдыха, личной гигиене, правильном питании; среднем звене, к вышеперечисленным вопросам добавляются вопросы о профилактике вредных привычек, алкоголизма и его последствиях. При работе со старшеклассниками организуются «круглые столы», систематизирующие знания о культуре, здоровом образе жизни, планировании в системе сохранения и укрепления здоровья. Благодаря данному направлению работы студенты закрепляют собственный опыт культуры здоровья, интегрирую его в человеческое общество.
Студенты СНК «Формирование здорового образа жизни» принимают активное участие в спортивных мероприятиях колледжа, способствующих повышению физического уровня здоровья.
На сегодняшний день практически каждый человек имеет массу дел и обязанностей. Порою ему не хватает времени даже на свои дела. В результате, с горою мелочных технических проблем человек просто забывает главные истины и цели, запутывается. Забывает о своем здоровье. А спроси у него: “Что же такое здоровье?” Да ничего он вам на это не ответит. Забудет он про этот самый вопрос. А вспомнит вас …. только где-нибудь в кардио - или онкодиспансере. Но, скорее всего, будет поздно… И начнет он рассказывать вам то же самое, что было изложено выше… Но вот вопрос: нужны ли ему теᴨȇрь все его материальные ценности? Наверное нет… Так вот, давайте еще раз продумаем свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления своего здоровья.
Итак, в общественном сознании прочно утверждается мнение, что здоровый образ жизни общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собою базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни, который, в свою очередь, не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем современной России.Список литературы
1. Белов В.И. Коррекция состояния здоровья взрослого населения средствами комплексной физической тренировки : дис. ... д-ра пед. наук. М., 1996.
2. Бондин В.И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования // Теория и практика физической культуры. 2004. №10. С. 15—18.
3. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. №1. С. 27—32.
4. Жбанков О.В. Методология формирования информационного пространства процесса физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 1998. №6. С. 25—40.
5. Кожанов В.В. Саморазвитие культуры здоровья студента в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2006. №2. С. 12—14.
6. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.
7. Соколенко Е.И. Ценностное отношение к здоровью как педагогическая проблема // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2006. №4. С. 153—157.