Урок по литературному чтению на тему УНТ Былина Добрыня и Змея (3 класс)


Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по учебнику Ефросининой Л.А., Омороковой М.И.
Тема урока: УНТ (фольклор)
Былина «Добрыня и Змея»
Цель. Расширение и уточнение знаний о былине как жанре фольклора
Задачи урока:
Расширить представление о былине и ее особенностях, актуализировать знания о жанре «фольклор»,
воспитывать чувство гордости за свой народ и историю
развивать внимание
Ход урока

Этапы урока
Содержание этапа
Примечания

1.Организация начала урока.

2.Повторение изученного
(мотивационный).





























3.Изучение нового материала (работа с информацией)


























4. Закрепление
(аналитический)




















5. Контроль









6.Домашнее задание





7. Итог (рефлексия)




- Прочитайте предложения на доске. Постарайтесь их закончить.
-Почему вы не можете ответить?
-А к концу урока сможете закончить эти предложения? Почему?

- На доске название раздела, который мы начинаем изучать. Прочитайте и скажите, как по-другому можно назвать фольклор? (УНТ)
Работа со схемой «Живой цветок»
-Сейчас вы будете работать в парах. Ваша задача - заполнить схему «Живой цветок». Вы должны вспомнить жанры фольклора и внести в схему только те, которые можете подтвердить знанием произведения. Сначала вам необходимо договориться, кто будет начинать первым. Затем первый ученик называет жанр, произведение, второй ученик соглашается или вносит свои поправки. После этого участники меняются ролями.

Проводится проверка самостоятельной работы (фронтально с подтверждением ответа знанием хотя бы одного произведения данного жанра).Учитель на доске фиксирует ответы детей. Последним рассматривается жанр «былина».
-Что вы знаете о былинах? Почему они так называются? Какие герои былин вам знакомы? Кто читал былины?

Обобщение знаний о былинах: чтение статьи «Читаем былины» по учебнику.

Слушание былины «Добрыня и змея».

Беседа по выявлению первичного восприятия:
-Подумайте, о чём рассказывает былина?
Легко ли читается?
Какие незнакомые слова встретились? (словарь в учебнике)
Кто главный герой былины?
Какие ещё герои встретились?

Самостоятельная работа с текстом произведения. Задания по вариантам:
1-й вариант
(сильный уровень)
2-й вариант
(средний уровень)
3-й вариант
(низкий уровень)

Найти и прочитать описание поединков Добрыни
Найти эпизод: проводы Добрыни
Прочитать начало былины под руководством учителя


Проверка самостоятельной работы. Учащиеся 3-го варианта по очереди читают вслух начало былины, затем чтение продолжают учащиеся 2-го и 3-го варианта.
Все следят по тексту.

Работа в тетради: выполнение заданий к тексту разной сложности.
Из пяти предложенных заданий учитель выбирает подходящее для каждого ученика. Однако, учащиеся могут по желанию выбрать себе то задание, которое им кажется посильным.
Все задания предполагает «погружение» в текст произведения, перечитывание и поиск ответа. По завершении работы проверяется выполнение каждого задания.
1).Подчеркни в отрывке слова, которые говорят, как князь Владимир относился к Добрыне.
Отвечая, дети объясняют, почему они подчеркнули именно эти слова.
2).Какими показаны в былине Добрыня и Змея?
Учащиеся перечитывают текст былины и находят определения (эпитеты), записывая их в два столбика.
3). Дополни план:
1. Добрыня на Пучай-реке
2. Первая встреча со Змеёй
3.
?
4.
?


- Что называют фольклором?
-Что такое былина?
-Какие отличительные особенности имеет былина?
-Кто является положительными героями былин и какими качествами они наделены?
-Как нужно читать былины?
-Какие чувства возникают при чтении этого жанра?

Подготовить выразительное чтение отрывка «Наказы матушки Добрыне». Для успешного выполнения задания воспользуйтесь памяткой в учебнике на стр.8.
По желанию – выполнить оставшиеся задания в рабочей тетради.

-Возвращаясь к началу урока, вспомним, на какие вопросы должен был ответить каждый из вас.
Ученики дополняют предложения: Я узнал на этом уроке о том что(былины повествуют о подвигах героев, живших в далёком прошлом; народ почитал и уважал своих героев; при чтении был надо использовать определённыё тон, темп; и т.д.
Я научился на этом уроке (читать былины неторопливо, напевно; отличать былину от других жанров; и т.д.)
Я смогу самостоятельно(найти былину и прочитать её; выполнить задания в тетради; и т.д.)





Я узнал на этом уроке
Я научился на этом уроке
Я смогу самостоятельно




фольклор
















Может быть задействована интерактивная доска.







С.5



С. 5-7





наказ
пуд
Змея лютая



































«встретил с поклоном, с великой благодарностью, назвал Добрынюшкой, наградил золотой казной и платьем праздничным»

Добрыня (какой?)
стройный
ловкий
застенчивый
Змея (какая?)
огромная
жадная
лютая




Литература

Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы. – М.: Вентана- Граф, 2001. – 160с.
Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: Рабочая тетрадь по литературному чтению для 3 класса.– М.: Вентана- Граф, 2001.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 3 классе: Методическое пособие. – М.: Вентана- Граф, 2004. – 256с.
Проектирование основной образовательной программы начального общего образования Методические рекомендации. Составители: З. В. Крецан, В. Г. Черемисина, М. П. Гераськина. – Кемерово, 2011.






15