Урок литературы в 5 кл. по УНТ на тему: Сказка- ложь, да в ней намёк

Урок литературы в 5 классе на тему: «Устное народное творчество». (КВН)

Тематическое планирование темы: «Устное народное творчество» (6 часов).

1.
Фольклорные жанры.

2.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

3.
Сказки как вид народной прозы. Сказители.

4.
Сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.

5.
Сказка «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо». Волшебная сказка героического содержания.

6.
КВН «Сказка-ложь, да в ней намек»


Форма урока: урок – обобщение.

Цели:
проверить качество усвоения учащимися программного материала по литературе;
развивать фантазию и творческую интуицию учащихся;
способствовать приобретению учащимися актерского опыта;
формировать у учащихся читательского вкуса, любви к чтению и литературе как учебному предмету;
формировать умение коллективного обсуждения и индивидуального принятия решения в экстремальной ситуации.

Ход урока

Вступительное слово учителя: Дорогие ребята! Мы закончили изучать раздел литературы «Устное народное творчество». Наш сегодняшний урок литературы пройдет в форме игры-соревнования.
Вас ожидают следующие конкурсы:

1)
Представление команд

2)
Разминка: блиц-вопросы по сказкам «Царевна-лягушка» и «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо»

3)
Конкурс капитанов «Найди пару»

4)
Конкурс «Отгадай загадку»

5)
Жанры фольклора

6)
Лавка древности

7)
Творческий конкурс (фломастеры, цветные карандаши, бумага)


Представление команд (2 команды по очереди представляют свою команду (макс. 3 б.)


Разминка (блиц-турнир): каждая команда по очереди выбирает себе вопрос по той или иной сказке (макс. – 5 б.)

«Царевна-лягушка»
«Иван – крестьянский сын»»

1)
«Пустил стрелу старший брат – упала она против девичьего терема». Что в старину называли теремом? (дом в Древней Руси, здесь: часть дома, где жила боярская дочь)
1)
Снаряжаясь в путь –дорогу, братья взяли с собой котомки с хлебом-солью и мечи булатные. Какие это мечи? (старинные, из очень твердой стали)

2)
Долго Иван-царевич не мог найти своей стрелы.. Сколько дней ходил он по лесам и по горам в ее поисках? (2 дня, на третий в болоте нашел квакушку)
2)
Что значит ходить в дозор? (сторожить, охранять)

3)
Что сказал царь-батюшка сыновьям, когда увидел испеченный хлеб? (старшему приказал отнести псам, среднему есть от большой нужды, младшему только в праздник большой есть)
3)
Мы знаем, что Чудо-Юдо имело 12 голов, 12-огнем-пламенем пышут. А какой был конь у Чудо-Юда? Опишите. (12 крыльев, шерсть у коня медная, хвост и грива железные).

4)
В каком родстве состояли Кащей Бессмертный и Василиса Премудрая? (отец и дочь)
4)
«Иван снял свой кушак и на ковер бросил. Вспыхнул кушак пламенем – ничего не осталось на месте». Что такое кушак? (Пояс широкий, матерчатый)

5)
С какими животными встретился Иван-царевич на своем пути к Василисе Премудрой? (медведь, селезень, заяц, щука-рыба)
5)
Как закрыли кузнецу от змеихи? (на 12 железных дверей, на 12 кованых замков).


Конкурс капитанов «Найти пару» (14 б. + 1 доп. за быстроту) (на 14 карточках написана одна половина пословицы; на других 14 – вторая половина. Ваша задача собрать 14 пословиц вместе, то есть найти пару. Кто сделает первый 1 б. дополнительно).
Смотри приложение № 1.

Отгадай загадку.
Вам предлагаются загадки на разные темы; среди них есть сложные, на которые в случае верного ответа вы можете заработать ни 1 балл, а 2 балла. Выбирайте тему и отгадывайте.
пища,
питье

одежда

посуда
грамота,
книги

1, 2, 3, 4
1, 2
1, 2
1, 2






Смотри приложение № 2.

Фольклорные жанры

Задание: учитель читает произведения из детского фольклора, а ребята должны определить, что это за жанр.


Смотри приложение № 3.



Лавка древностей (На столе предметы старины с номерами. Вы должны внимательно их рассмотреть; выяснить, что это за предмет и как им пользовались в старину (записать на бумаге)
лапти
федосеевские игрушки
крынка
набируха (лукошко для сбора ягод и грибов)
кукла-скрутка (оберег)
гладкая доска для половиков (валёк)
подкова


Творческий конкурс (сочиним сказочку). Дети будут выступают в роли сочинителей сказки, оформителей, сказителей. За 10 мин дети сочинять сказку на школьную тему и суметь ее оформить.



Подведение итогов.
















Приложение № 1



Грамоте учиться –
всегда пригодиться.

Не спеши языком –
торопись делом.

Сам пропадай,
а товарища выручай.

Ученье свет,
а неученье тьма.

По одежке встречают,
а по уму провожают.

Труд человека кормит,
а лень портит.

Птица красна пением,
а человек умением.

Не сиди сложа руки,
так и не будет скуки.

Хочешь много знать,
надо мало спать.

Глаза страшатся,
а руки делают.


































Приложение № 2


Пища, питье

Что на сковороду наливают
Да вчетверо сгибают?
(блины)

В воде родится,
А воды биться?
(соль)

Не солено, не варено,
А едят.
(молоко)

В доме еда,
А дверь заперта.
(яйцо)

Одежда

С одного бока – лес,
А с другого – поле.
(тулуп или шуба)

Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомца встречу –
Соскочу, привечу.
(шапка)
















Посуда

Медный бес
На стол залез.
(самовар)

На голове пуговка,
В носу решето,
Одна рука,
Да и та на спине.
(чайник)


Грамота, книги

Умный Ивашка –
Всю жизнь в одной рубашке.
(карандаш)


Хорошо видит,
А слепой.
(неграмотный)
Приложение № 3



Текст
Ответы

1)
Баю-баюшки баю
Живет мужик на краю;
Он не беден, не богат,
Полна горница ребят.


Колыбельные песни

2)
Ах, поет, поет,
Соловушка!
Ах, поет, поет,
Молоденький!


Потешки

3)
А у нас не так, как у вас!
У вас собака лает,
Борона лежит,
А дурак на нее глядит.
А у нас наоборот:
Собака лежит,
А борона на хвосте сидит да посмеивается!
У вас: свинья в клети стоит,
А курица на насесте сидит,
Петух за курицей ухаживает.



Небылицы

4)
Дождик, дождик, пуще,
Дам, тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка
Дам и хлеба каравай –
Сколько хочешь понуждай.


Заклички

5)
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышел зайчик погулять,
Но охотник не пришел,
Зайчик поле перешел,
Даже усом не повел,
В огород потом забрел!
Что нам делать,
Как нам быть?
Нужно зайку изловить!
Снова будемте считать:
Раз, два, три, четыре, пять!



Считалки

6)
Федя-бредя
Съел медведя,
Упал в яму,
Кричал маму!


Дразнилки

7)
От топота копыт
Пыль по полю летит.


Скороговорки

8)
Тиши, мыши:
кот на крыше,
кошку за уши ведет;
кошка драна,
хвост облез,
кто промолвит,
тот и съест!

Молчанки








































13PAGE 15


13PAGE 14415




15