Конспект урока по русскому языку « Мягкий знак после шипящих на конце наречий.


Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Цели урока: 1) познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака после
шипящих на конце наречий, сформировать умение правильно писа слова с данной орфограммой; повторить правописание мягкого знака
после шипящих в других частях речи (существительных прилагательных, глаголах);
2) продолжить работу по развитию лингвистической речеведческой компетентности учащихся, образного и логического мышления, их познавательной активности и творческих способностей, обогатить активный словарь учащихся;
3) воспитывать любовь к родному языку, показывая его богатство и выразительность, прививая интерес к его познанию.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Положительный эмоциональный настрой
2. Запись числа, классной работы.
а) Давайте вспомним, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?
МОРФОЛОГИЯ.
- Что изучает морфология? (Слова как части речи).
- Какую часть речи в этом разделе мы изучаем?
Наречие
- Точнее, заканчиваем изучать, ведь сегодня последняя тема, связанная с этой частью речи. Вы её сами сформулируете, но чуть позже.
III. Подводящий к теме диалог.
На доске записана загадка:
На лугу живет скрипач(?),
Носит фрак и ходит вскач(?)
Отгадайте загадку. (Кузнечик)
-Какие слова в загадке рифмуются? (Скрипач и вскачь).
- Чем они похожи (что у них общего)? (На конце – шипящие «ч»).
- В каком ещё слове загадки есть орфограмма, связанная с шипящим? (Живёт: жи-ши пиши с буквой И).
- А что обозначают (?) в словах «скрипач(?)» и «вскач(?)» ?- Можете ли вы точно определить, нужен или не нужен Ь в слове «скрипач(?)» ?-Что это за часть речи? От чего зависит правописание Ь после шипящих на конце существительных?
Какого склонения существительное «скрипач»?
Сделайте вывод.
- Спишите в тетрадь первую строчку загадки, обозначив эту орфограмму. (Один ученик – у доски)
- А как писать «вскач(?)» ? Что это за часть речи? Докажите.
Что обозначает? На какой вопрос отвечает?
Изменяется или не изменяется?) - Спишите вторую строчку загадки, предположив, нужен или не нужен Ь в слове «вскач(?)». Не бойтесь ошибиться, ведь мы ещё только учимся.
- Мнения разделились.
- Сформулируйте вопрос сегодняшнего урока (чего мы не знаем, чтобы точно сказать, как писать слово «вскач(?)»? ) и выразите его в теме урока. (Уточнить: на конце наречий + после шипящих)
- Запишите тему урока в тетрадь. (Тема записывается и на доске.)
- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цели. Для этого используйте опорные слова:
Знать: правило… (написания Ь после шипящих на конце наречий)
Уметь: правильно… (писать наречия с шипящими на конце)
Повторить: правописание…(Ь после шипящих в других частях речи).
IV. «Открытие» нового знания.
1. Чтение правила на с.134
- Есть ли из этого правила исключения? Найдите их в последнем предложении. (Уж, замуж, невтерпёж).
2. Запись правила в опорный конспект

V. Закрепление знаний.
1. Упражнение 251 выполним на доске и в тетрадях комментировано,используя алгоритм в упр. 250
2. Работа у доски
Открывается настежь, сплошь усыпано, выйти замуж (искл.), уйти прочь, ударить наотмашь, упасть навзничь.
Словарная работа.
– Значения каких наречий вам не понятно? Где можно найти толкования непонятных слов?
(Используя «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой,выясняем значения непонятных слов:
Настежь – распахнуть совсем, до конца.
Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком.
Замуж (выйти) – стать чьей-то женой.
Прочь – в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой.
Наотмашь – сильно размахнувшись.
Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.)- А как сказать, если упал вниз лицом? (Ничком, ниц (книжн.)).
4. Составьте с двумя любыми словосочетаниями из упражнения 251 предложения и запишите их в тетрадь (работа выполняется самостоятельно, потом – устная выборочная проверка).
5. Работа в тетрадях комментировано
1. С грамотой вскач(?), без грамоты хоть плач(?).
2. Тот хорош(?), у кого поспеет рож(?).
3. Ласковым словом и камень растопиш(?).
4. Повинную голову меч(?) не сечёт.
5. Воду в ступе толоч(?) – вода и буде
т- Что объединяет эти 5 предложений? (Это пословицы) Все ли они вам понятны?
Мягкий знак после шипящей
Пишется
Не пишется
В левую сторону ь знак пишу, а в правый - ь знак не пишу

VII. Домашнее задание.
Упр. 249, учить правила в опорном конспекте
VIII. Подведение итогов урока.
1. Обратимся к целям, которые мы поставили в начале урока:
Знать: правило… узнали? (Третий раз звучит правило)
Уметь: правильно… научились?
Повторить: правописание… повторили?
2. –Оцените сами урок: понравилось вам или нет?
3. Оценивание учителем работы учеников на уроке.