Конспект урока по русскому языку 7 класс «Мягкий знак на конце наречий после шипящих»


Аттестуемый педагог (ФИО) Охрименко Татьяна Владимировна
Предмет Русский язык Класс 7
Тема урока Ь после шипящих на конце наречий
Цель: Познакомить с орфограммой «Ь после шипящих на конце наречий».
Задачи:
Образовательные: изучить орфографическое правило об употреблении Ь после шипящих на конце наречий, находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их, выработать стойкие навыки написания Ь после шипящих на конце наречий, повторить употребление Ь после шипящих в разных частях речи
Развивающие: развитие внимания, восприятия, умения осуществлять основные мыслительные операции, устной и письменной речи, орфографической зоркости, умения анализировать и делать выводы.
Воспитательные: воспитание интереса к изучаемому предмету, формирование активности участия в процессе обучения, умения давать самооценку и взаимооценку, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, внимания к родному языку.
Оборудование:доска, интерактивная доска; учебник, индивидуальные карточки - задания
Этапы работы Содержание этапа
(заполняется педагогом) Оценка эксперта (по базовым педагогическим компетенциям и уровню владения учебным материалом)
1. Организационный момент, включающий:
постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог) Цель: Подготовиться к работе на уроке.
Здравствуйте, ребята! Садитесь! Я рада видеть вас на нашем уроке. Проверьте, все ли готово к уроку. У вас на парте лежат карточки с заданиями, которые вы будете выполнять в течение урока.
Сегодняшний урок будет состоять из нескольких частей: проверка домашнего задания, знакомство с новым материалом, закрепления изученного на уроке.
Цель: Подготовка учащихся к началу работы на уроке.
Задачи:
- определение отсутствующих
- проверка готовности учащихся к уроку
- проверка готовности доски, наглядного и дидактического материала.
Методы организации работы учащихся: словесный2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса. Цель: Проверка домашнего задания.
Какую часть речи мы изучаем на уроках русского языка?
Что такое наречие? Каковы его морфологические признаки?
Индивидуальное задание.
Сейчас один из вас пойдет к доске и заполнит таблицу, вписав в нее наречия из домашнего упражнения в зависимости от их написания.
Слитное написание Раздельное написание
Выполнение задания одним из учеников. Проверка учащимися и учителем. Выставление оценки.
Остальные работают на месте с карточкой №1. Вы должны правильно записать слова, раскрыв скобки. По окончании работы, вы обмениваетесь карточками и по критериям выставляете своему товарищу оценку за работу.
Дети поднимают руку, закончив выполнение обоих заданий. Учитель собирает работы, по ходу урока проверяет.
Спишите предложения и раскройте скобки. Какие правила надо вспомнить, чтобы не допустить ошибки?
Солнце светит (по)зимнему. (По)зимнему небу плывут облака.
Цель: Установление правильности выполнения домашнего задания учащимися.
Задачи:
- выявление уровня знаний учащихся по теме: наречие
- определение ошибок в знаниях, их причины и ликвидация.
Методы решения задач:
- словесный (ответить на вопросы)
- упражнения (выполнение задания на доске)
Критерии достижения целей:
- полный ответ
- наличие ошибок в ответе
Возможные действия:
- помощь учителя
- работа с учебником
Работа в малой группе (сильные учащиеся проверяют самостоятельно, слабые при проверке пользуются учебником)
Методы мотивирования:
- метод поощрения (похвала учителем ребёнка)
- метод взаимной проверки
- создание ситуаций успеха (индивидуальный подбор заданий разного уровня сложности)
Критерии:
Оценка «5»
- правильность выполнения задания
- самостоятельный ответ без наводящих вопросов учителя
- демонстрация усвоения ранее изученных тем
Оценка «4»
- наличие одного-двух недочётов при ответе, которые легко исправлены по замечанию учителя
Оценка «3»
- имелись затруднения, или допущены ошибки в определении понятий. 3. Объяснение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала; Цель: познакомить с правилом написания Ь после шипящих на конце наречий, повторить правила написания Ь после шипящих с другими частями речи.
Создание проблемной ситуации.
Всем вам хорошо известен герой мультфильма Домовенок Кузя. Он написал письмо в домоуправление. Сегодня он пришел к вам на урок с такой просьбой: проверить его письмо, как бы ошибок не было. Все-таки документ.
(на доске записан текст заявления)
Заявление.
Заявляю, что как только ночзаполноч, приходит в мой дом всякая молодеж. Ноги все сплош грязные от лужь. А ты тут ходиш, моеш, вытираеш, убираеш. В общем, жить мне так невмоч. Точ-в-точ от усталости упаду навзнич, никакой врачь не поможет. Так, что прошу поставить на мой дом домовенофон, а то я хоть и хорошь, но уйду отсюда проч.
Домовой Кузьма.
Как вы думаете, можно в таком виде отправить в домоуправление?
Марина Охрименко пойдет к доске, исправит встретившиеся ошибки с указанием частей речи, а все остальные в этот время заполнят таблицу карточки №2, вписав слова с шипящими на конце в нужную графу таблицу.
Части речи Ь Без Ь
Сущ. Прил. глагол наречие Слайд 2. Таблица Когда же пишется Ь в изученных частях речи? (составление связного высказывания на лингвистическую тему)
-Есть ли еще слова с шипящими на конце?
- К какой части речи они относятся?
- Знаем ли мы, как пишутся наречия с шипящей на конце? Получается, что мы не можем помочь Кузе? Как же быть?
Слайд 3- Какова будет цель нашего урока? Какие задачи мы должны для себя поставить?
- С какой целью мы изучаем данный материал, где мы можем применить полученные знания?
Слайд 4«Запомни!»
Сформулируйте на основе данного текста правило. Проверьте правильность формулировки по учебнику.
Слайд 5 Стихотворение-помощник.
Предположим нам надо решить: нужен или нет Ь на конце слова ПРОЧ.
Как мы будем рассуждать?
Определить часть речи
Если наречие: исключение остальные
Без Ь ЬСлово учителя. Данное правило занимает особое место в нашей орфографии: во-первых, написание является традиционным, не имея поддержки в фактах современного русского языка;
во-вторых, рассматриваемое правило охватывает всего несколько слов, которые нетрудно перечислить.
Например, такие слова: (слова на карточках прикрепляются на магнитную доску)
Определите лексическое значение этих слов:
НАВЗНИЧЬ –на спину вверх лицом
НАСТЕЖЬ – широко распахнуть до конца
НАОТМАШЬ – размахнуться, отведя руку за спину
ВСКАЧЬ – нестись галопом
Первичное закрепление. Запишите словосочетания с этими наречиями, обозначьте изученную орфограмму.
Вернемся к заявлению Кузи. Какие слова можно отнести к изученной орфограмме? Допишите их в таблицу. Как пишутся эти слова?
Методы изложения нового материала:
- проблемная ситуация
- демонстрация (показ презентации)
Методы организации деятельности учащихся:
- частичнопоисковый (исправление ошибок в исходном тексте)
 
Критерии определения уровня внимания:
- высокий (дети активны)
- средний (дети отвлекаются)
- низкий (дети не заинтересованы)
Методы мотивирования:
- метод поощрения (похвала учителем ребёнка)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 4. Закрепление учебного материала, предполагающее:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. Цель: Отработать умения по распознаваниюнаречий с шипящей на конце.
Слайд №6 Распределительный диктант.
Слова записать в зависимости от наличия в них Ь после шипящей. Слайд №7 (проверка)
Слайд №8 Лексическая работа (на карточке №3 вписать слова с шипящей на конце) Слайд №9 (проверка)
Слайд №4 Самостоятельная работа с дифференцированными заданиями (учащиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания). Работа с карточкой №4.
Цель: Установление осознанности учащимися нового материала.
Задачи:
- проверка полноты, глубин и осознанности усвоения новых знаний.
- установить выявленные пробелы
Методы достижения поставленной цели:
- самостоятельная работа
Критерии степени усвоения нового материала:
- знание изученной орфограммы
- умение находить в тексте наречия с шипящей на конце
- умение находить в гербарии
Методы реагирования:
- повторное объяснение учителем
- помощь одноклассника
5. Задание на дом, включающее:
постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. Цель: используя полученные знания на уроке, составить сочинение – миниатюру «Зима в моей деревне» или параграф 44 учебника, №265
Цель: Дальнейшее развитие знаний и подготовка к последующему обучению.
Критерии:
- прочитать параграф 44, написать сочинение-миниатюру или выполнить №265
- выучить основные понятия

Рефлексия
У Домовенка Кузи, как вы знаете, был сундук со сказками. Что вы можете ценного положить в ваш сундук знаний? Запишите кратко на оборотной стороне сундука.
Обмен мнениями.
Итог, оценки.
За урок учащиеся могут получить по 2 оценки (ответ д/з, работа на уроке, выполнение самостоятельной /р)