Конспект по русскрму языку для 7 класса по теме «Мягкий знак на конце наречий после шипящих»


Мягкий знак на конце наречий после шипящих
7 класс
Шакенова З. К.
Акмолинская область
г. Степногорск
сш № 8
Тип урока: комбинированный.
Цели: познакомить с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; воспитывать любовь к родному языку; развивать умения использовать полученные знания в устной и письменной речи, быстро отвечать на вопросы, использовать ранее полученные знания при усвоении нового материала.
Материалы и оборудование: таблицы и наглядные пособия; учебник.
Предварительная подготовка: к уроку учащимся дается задание - повторить правила написания мягкого знака после шипящих на конце существительных и глаголов, определение наречия, его функции.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Повторение
На предыдущих занятиях мы с вами изучали такую часть речи, как наречие.
- Вспомните, каковы особенности наречий. (Ответ. Наречие служит для обозначения признаков действия. Наречия присоединяются к глаголам, а также к причастиям и деепричастиям. Также наречия сочетаются с существительным,
прилагательными и другими наречиями. Наречия являются неизменяемыми частями речи. Они отвечают на вопросы: где? куда? откуда? почему? зачем? как? с какой целью? В предложении наречиями чаще всего выражаются обстоятельства, однако иногда наречия бывают определениями и сказуемыми.)- Приведите примеры. (Учащиеся дают ответы.)
Сегодня нам предстоит выяснить, в каких случаях на конце наречий после шипящих пишется мягкий знак.
- Вспомним, когда мягкий знак пишется после шипящих на конце других частей речи. (Ответ. Мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных 3-госклонения (рожь, пустошь) и глаголов во всех формах (стеречь, бережешь).) - А когда после шипящих на конце слова мягкий знак не пишется? (Ответ. У существительных не 3-го склонения (плющ, плащ) и у кратких прилагательных (горяч, колюч) на конце мягкий знак после шипящих не пишется.) IV. Изучение нового материала
(На доске укреплены попарно связанные лентой карточки, на которых изображены буквы «ш» и «ь», «ч» и «ь». Буквы «ж» и «ь» изображены в виде отвернувшихся друг от друга человечков.) Правило написания мягкого знака на конце наречий после шипящих очень просто – мягкий знак всегда пишется после букв ш и ч. После буквы ж мягкий знак пишется только в одном слове – настежь. В других случаях (уж, замуж, невтерпеж) мягкий знак не пишется.
Заполним таблицу, иллюстрирующую написание мягкого знака на конце слов после шипящих.
Часть речи Ь пишется Ь не пишется
Существительное На конце сущ. 3-го скл.; дичь, дочь, ночь, пустошь, рожь, дрожь, ложь, вещь.На конце сущ. не 3-го скл.; меч, грач, сторож, плащ, плющ, Китеж, лихач, гараж.Прилагательное --------------------- В кр. прил.: горюч, горяч, колюч, летуч, пахуч.
Глагол Во всех формах: точишь, сечь, прячь, лечь, беречь, бережешь, метишь, гонишь.--------------------
Наречие После ш и ч : вскачь, навзничь, сплошь, прочь, наотмашь. После ж : уж, замуж, невтерпеж, (искл. – настежь)
Упр. 1
Сгруппируйте слова в зависимости от того, какими частями речи они являются. Обратите внимание на правописание окончаний.
Съеш(ь) (глаг.), среди туч() (сущ. не 3-го скл.), леч(ь) (глаг.), сторож() (сущ. не 3-го скл.), гараж() (сущ. не 3-го скл.), запряч(ь) (глаг.), хвощ() (сущ. не 3-го скл.), сплощ(ь) (нареч.), вош(ь) (сущ. 3-го скл.), дремуч() (кр. прил.), спряч(ь) (глаг.), с плеч()(сущ. не 3-го скл.), ландыш() (сущ. не 3-го скл.), упряж(ь) (сущ. 3-го скл.), плач() (сущ. не 3-го скл.), пахуч() (кр. прил.), лиш(ь) (частица), видиш(ь) (глаг.), навзнич(ь) (нареч.), стриж() (сущ. не 3-го скл.), реч(ь) (сущ. 3-го скл.), свеч() (сущ. не 3-го скл.).
Упр. 2
Перепишите, вставляя нужные буквы. Укажите части речи, которые оканчиваются на шипящие с мягким знаком или без него.
Тарас Бульба с сыновьями отправился в Запорожскую Се(чь) (сущ.). Нарядная упря(жь) (сущ.) сразу привлекла внимания прохожих. За стеной послышался не громкий пла(ч) (сущ.) ребенка. Дверь в доме была распахнута насте(жь) (нареч.). Девушка вышла заму(ж) (нареч.) и покинула родительский дом. Куст шиповника был спло(шь) (нареч.) усеян крупными кипенно-белыми цветами. Спустившись с горы, путники пустили коней вска(чь) (нареч.). У(ж) (сущ.) выполз из норы и свернулся клубочком на пеньке, пригретом солнечными лучами. У(ж) (нареч.) полно(чь) (сущ.) наступила, а му(ж) (сущ.) все не возвращался домой. Ли(шь) (частица) забрезжил рассвет, как за насте(жь) (нареч.) раскрытыми окнами полил дождь. Он вошел в дом и сбросил с пле(ч) (сущ.) засыпанный снегом пла(щ) (сущ.).
Упр. 3
Перепишите, вставляя мягкий знак там, где требуется.
Опечалился Иван-царевич() и отвечает:
- Как же я тебя замуж() возьму? Меня люди засмеют!
(Русская народная сказка «Царевна-лягушка»)

Барон. Ты здесь! Ты, ты мне смел!..
Ты мог отцу такое слово молвить!..
Я лгу! И перед нашим государем!..
Мне, мне… иль уж() не рыцарь я?
Альбер. Вы лжец().
Барон. И гром еще не грянул, боже правый!
Так подыми ж, и меч() нас рассуди!
А. С. Пушкин
Но меркнет день – настала ноч(ь)
Пришла – и, с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает проч(ь)
И бездна нам обнажена
Со своими страхами и мглами,
И нет преград меж() ей и нами –
Вот отчего нам ноч(ь) страшна!
Ф. И. Тютчев

Еще земли печален вид,
А воздух уж() весною дышит,
И мертвый в поле стебель колышет,
И елей ветви шевелит.
Ф. И. Тютчев

Подведение итогов
На занятии мы повторили правила употребления мягкого знака после шипящих на конце различных частей речи. Познакомились с правилом написания мягкого знака на после шипящих на конце наречий. Заполнили таблицу, иллюстрирующую употребление мягкого знака на конце слов после шипящих. Закрепили знания в ходе выполнения письменных упражнений.
Домашнее задание
Выполнить письменно упражнения из учебника (на выбор учителя).