Доклад на тему Реализация системно-деятельностного подхода на уроках немецкого языка


Доклад на тему:
«Реализация системно-деятельностного подхода
на уроках немецкого языка»

Общеизвестно, что вне деятельности в педагогике невозможно решить ни одной задачи обучения, воспитания и развития. Вследствие этого можно предположить, что именно по этой причине, в основу методики обучения иностранному языку положен системно-деятельностный подход.
Он ориентирован не столько на усвоение знаний, сколько на формирование навыков и умений, развитие творческой деятельности. Именно этот подход позволяет избежать разрыва между теоретическими знаниями и применением их на практике.
Под системно-деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся, при котором они являются не пассивными «приемниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Необходимо, чтобы учащийся сам активно учился. Задача учителя – подобрать необходимую технологию обучения, руководствуясь при этом поставленными целями. Деятельность учителя при этом меняется: он является не «транслятором» знаний, а организует деятельность совместно с учащимся.


Системно-деятельностный подход отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели (на слайде):
Данный подход порождает много различных способов организации процесса обучения. Но, в особой степени реализации этого подхода на уроках немецкого языка способствует использование проектной деятельности. Основная идея данной технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, в которых каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей работы.
В курсе немецкого языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для учащихся (человек и его окружение).
На мой взгляд, основная идея в обучении иностранному языку заключается в переносе акцента с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность, требующую для своего оформления владения определёнными языковыми средствами.
Как уже отмечалось, в основе проектов лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом разнообразных предметных связей, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями (на слайде).
Итак, проект представляет собой самостоятельно планируемую учащимися работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, анкетирования, выпуска журнала и т.п.). Таким образом, он позволяет реализовать межпредметные связи в обучении иностранному языку.
Во-вторых, работа над проектом – творческий процесс. Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения проблемы, личностно-значимой для них. Следовательно, у школьников развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком.
В-третьих, в ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творческий интерес и не является пассивным исполнителем воли учителя.
Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения учащимися языка (по принципу «надо знать») и активизирует их взаимодействие для достижения практического результата обучения языку.
В-четвёртых, проект в принципиальном плане меняет функциональные обязанности ученика и учителя. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения иностранным языкам и конкретного урока; второй – выступает в роли консультанта, помощника, участника игры.
Можно выделить следующие типы проектов (на слайде):
В реальной практике на уроках немецкого языка чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих. Каждый тип проектов имеет тот или иной тип координации, сроки исполнения, этапность, количество участников.
Работа с проектом имеет следующие этапы (на слайде):
Считаю, что рабочая атмосфера, благоприятные условия для общения вырабатывают у учащихся устойчивую положительную мотивацию к урокам немецкого языка. Я стараюсь создать в классе такую атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки, которая помогает детям ощутить собственную значимость, уникальность, способствует укреплению дружбы и т. д.
Таким образом, создавая на уроке немецкого языка условия познания и осмысления самого себя через средства иностранного языка, я добиваюсь активной деятельности учащихся.
А теперь, позвольте мне представить вашему вниманию один из проектов, созданный моими учениками посредством совместной деятельности. Одним словом, рассмотрим, как же реализуется системно-деятельностный подход на практике?
Мы подготовили совместно с учащимися нескольких проектов (на слайде):
Таким образом, можно утверждать, что проектная методика имеет широкий спектр учебных возможностей и придаёт процессу обучения системно-деятельностный характер, даёт возможность использовать современные подходы к воспитанию, активизирует педагогическую поддержку.
Функция учителя при системно-деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения (на слайде). Как образно замечал Лев Семёнович Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».








13PAGE 15


13PAGE 14115