Конспект урока ОБЖ в 10 классе по теме: Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 96
План – конспект урока
по основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе
Тема урока: Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Учитель: Волков Андрей Валерьевич

г. Краснодар 2014
Цель урока: Познакомить учащихся со способами инженерной защиты населения при
чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.
Учебные вопросы.
1. Предназначение и классификация средств инженерной защиты.
2. Убежища и противорадиационные укрытия.
3. Укрытия простейшего типа.
4. Размещение и правила поведения людей в убежище.
Ход урока:
Теоретическая часть. Инженерная защита населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, осуществляется заблаговременно в мирное время и включает в себя накопление фонда защитных сооружений в городах, населенных пунктах и на объектах.
Защитные сооружения должны обеспечивать защиту населения от ионизирующих излучений, радиоактивных, отравляющих и химически опасных веществ, вирусов, продуктов горения, а также от обрушения зданий и сооружений. Защитными сооружениями могут служить подвальные и заглубленные сооружения, горные выработки, метрополитен.
Защитные сооружения могут быть построены как заблаговременно, так и по особому указанию. Заблаговременно строят, как правило, отдельно стоящие или встроенные в подвальную часть здания сооружения, рассчитанные на длительный срок эксплуатации. Необходимо отметить, что укрытие населения в защитных сооружениях является наиболее надежным способом защиты от современных видов оружия.
К убежищам относятся сооружения, обеспечивающие наиболее надежную защиту людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва - ударной волны, светового излучения, проникающей радиации (включая и нейтронный поток), радиоактивного заражения. Убежища защищают также от ОВ и бактериальных средств, от высоких температур и вредных газов в зонах пожаров, от обвалов и обломков разрушений при взрывах.
Люди могут находиться в убежищах длительное время (рис. 4). Даже в заваленных убежищах безопасность обеспечивается в течение нескольких суток.
План убежища:
1 — защитно-герметические двери; 2 — шлюзовые камеры; 3 — помещение санитарного узла;
4 — основное помещение для размещения людей; 5 — галерея и оголовок аварийного входа;
б — фильтровентиляционная камера; 7 — медицинская комната;
8 - кладовая для продуктов (помещения 7 и 8 могут не устраиваться)

Противорадиационные укрытия (ПРУ) обеспечивают защиту людей от ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности . Кроме того, они защищают от светового излучения, проникающей радиации (в том числе и от нейтронного потока) и частично от ударной волны, а такие от непосредственного попадания на кожу и одежду людей радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.
Защитные свойства ПРУ от радиоактивных излучений оцениваются коэффициентом защиты, который показывает, во сколько раз уровень радиации на открытой местности на высоте 1 м больше уровня радиации в укрытии. Иными словами коэффициент защиты показывает, во сколько раз ПРУ ослабляет действие радиации, а следовательно, и дозу облучения людей
презентация

Практическая часть. Знакомство с защитными сооружениями, их планировкой, электроснабжением, административно-техническим устройством, средствами связи, системами воздухоочистки, водоснабжения. Отработка правил размещения и пребывания в убежище.
Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.
Контрольные вопросы.
1.Что понимается под средствами коллективной защиты? Как они классифицируются по защитным свойствам? 2. Дайте определение и характеристику убежищ, противорадиационных укрытий и укрытий простейшего типа. 3. Какие помещения в убежище относятся к основным, а какие к вспомогательным? Что может быть приспособлено под противорадиационное укрытие? 5. В чем разница между такими простейшими укрытиями, как открытая и перекрытая щель? 6. Расскажите о порядке размещения правилах поведения людей в убежище