Веб-квест как активная форма организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся по географии.


Веб-квест как активная форма организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся по географии. 
Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит,
что предела достижений совершенства не существует.
Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том,
чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни.
Е.И.Рерих
Одной из основных проблем обучения географии на сегодняшний день является отсутствие у учащихся учебной мотивации и, как следствие, наблюдается невысокий уровень познавательной активности на уроках и во внеучебной деятельности. Особенно эта ситуация усугубляется в старших класса - здесь мотивация определяется необходимостью (или её отсутствием) сдачи ГИА и ЕГЭ.
Современный ребёнок, это уже не тот ученик, которого мы обучали в конце прошлого века и в первые годы XXI столетия. Ещё не ступив на школьный порог, ребёнок легко открывает «двери» в Интернет, лучше и быстрее собственных родителей разбирается с любым телефоном, что приводит многих мам и пап в восторг, они уверены, что подарили миру почти гения. Родителей легко понять, они относятся к поколению, не имевшему «ВКонтакте», «Мой мир», «Одноклассники». В итоге – ребёнок просиживают часами бесцельно за компьютером, живя в виртуальном мире, роясь, не понятно зачем, в информационных кучах поисковиков, вбирая в себя информацию из сомнительных по содержанию сайтов. В итоге школа имеет две огромных проблемы: ученик и родители ученика. И если взрослым людям можно объяснить, показать, обосновать их ошибки в воспитательных действиях, то ребёнка убедить, не дав ему что-либо взамен – невозможно. (Забираешь любимую игрушку – замени более интересным.) Натиск, давление в таких педагогических проблемах приводит к тому, что со стороны подростка возникает «глухая стена», а учитель для него перестаёт быть авторитетом.
Существует множество способов идти в ногу со временем: использовать на своих уроках презентации, видео, страницы специальных обучающих порталов, покупать специальные диски с обучающими программами, рекомендованные Министерством образования. Существует так же множество способов и вариантов работы с учащимися в Интернете под руководством учителя.
В последние десятилетия появляется много новых и перспективных информационных технологий обучения, с помощью которых педагог получает действенный способ формирования мотивации учения, творческого осмысления материала, тщательного закрепления знаний. Одна из них – технология веб-квестов. Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Методика веб-квестов разработана в 1995 году профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США)  Берни  Доджем  и Томом  Марчем. Различают два вида квестов: кратковременные (рассчитанные на несколько занятий) и долговременные (продолжительностью до месяца).
Опыт создания образовательных веб-квестов в разных предметных областях широко представлен в сети Интернет. Например,  интересным и полезным показался   нам опыт работы учителя  физики Дударевой  Е. М.,  учителей русского языка и литературы Лукьяненко Ю. В., Савельевой Л. Е., Казановской О. А. Методика использования веб-квестов в рамках технологии развития критического мышления (ТРКМ)  рассмотрена в статье Е. В. Нечитайловой «Веб-квесты как методика обучения на основе Интернет-ресурсов». Есть публикации, раскрывающие творческий подход к применению данной технологии. К примеру, опыт создания квест-проекта  на учебных занятиях биологии описан в статье  Н. В. Николаевой “Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся”. Автор считает возможным создание квеста  в программе Word.
Новизна подхода к  применению  технологии веб-квест в моей практике заключается в ее использовании для организации проектной деятельности непосредственно на учебных занятиях и во внеурочной деятельности (участие в сетевых проектах).  А.В. Хуторской  отмечает, что «проектная форма обучения закрепилась в нашей стране преимущественно за дополнительным образованием, хотя ничего не мешает распространить ее на базовый учебный процесс». Значимость и актуальность проектной деятельности, основанной на ресурсах Сети, определена им так: «Интернет-технологии существенно расширяют образовательные и коммуникативные возможности учащихся, а проектная форма занятий позволяет сориентировать их на продуктивность учебной деятельности».
Педагог, решивший апробировать технологию веб-квеста, найдет подробное описание алгоритма работы над ней в методических журналах и Интернет-сетях. Особенностью веб-квестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы учащихся, находится на различных веб-сайтах. Благодаря действующим гиперссылкам, участники квеста этого не ощущают, работая в едином информационном пространстве, для которого не является существенным фактором точное местонахождение той или иной порции учебной информации. Учащемуся дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются учителем, а часть они могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами. По завершении квеста участники  либо представляют собственные веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме.
В качестве примера можно рассмотреть ссылки на учебный Квест "Природные зоны России"для учащихся 8 класса и ссылки на Квесты сетевого Интернет-конкурса "Исторические хроники"https://sites.google.com/site/kaknazemleleningraddrevozizni/ , https://sites.google.com/site/vepsskijles/Ресурсы:
Вторая международная образовательная научно-практическая он-лайн конференцию “Новая школа: мой маршрут”: https://edugalaxy.intel.ru/conf/2014/home/stage2Мастер-класс “Веб-квест как активная форма организации проектной урочной и внеурочной деятельности”, Тарасова Е.Г.: https://sites.google.com/site/webquestaktiv/Нечитайлова, Е. В. Веб-квесты как методика обучения на основе Интернет – ресурсов. /Нечитайлова, Е. В. // Проблемы современного образования.- 2012. - №2. – С.147-155.
Хуторской, А.В. Интернет для ученика: дистанционные образовательные проекты / Хуторской, А. В. // Химия. Методика преподавания в школе. – 2001. - №4. – С. 40-45.