Внеклассное мероприятие на тему: Наша хрупкая планете

Министерство образования и науки РФ
Лянторский нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Югорский государственный университет»

.














Внеклассное мероприятие
Тема: Наша хрупкая планета.








Подготовила: преподаватель
Перемыкина Т.А.













Внеклассное мероприятие
Тема: Наша хрупкая планета.
Цель: привить любовь к природе, готовность сохранять и защищать ее, понимать закономерности происходящего в ней.
Оформление: компьютер, видеомагнитофон, телевизор, интерактивная доска, видеофильм.
Учитель:
Мой земной, мой родной, мой кружащийся шар Огромный, старый и такой хрупкий, что на фотографии из космоса похож на елочную игрушку. Мы мчимся вместе с тобой в космическом пространстве среди звезд, и кажется, нет этому пути конца(фотография Земли с космоса).
Ученик: (фрагмент фильма)
1.Земля в опасности. День за днем, час за часом человечество скользит в пропасть небытия, нарастает угроза глобальной экологической катастрофы.
2.Катастрофически сокращаются леса. Во многих местах, некогда сплошь покрытых лесами, к настоящему времени они сохранились на 10-30% территории. Площадь тропических лесов Африки уменьшилась на 70%, Южной Америки - на 60%.
3. Истощаются природные ресурсы. При сохранении современных темпов добычи и потребления, разведанные запасы нефти будут исчерпаны уже через 30 лет, газа - через 50, угля - через 200 лет, железа- 250 лет, цинка- 25, свинца - через 20 лет.
4. Концентрация токсичных синтетических веществ в сточных промышленных водах, поступающих в естественные водоемы, превышает предельно допустимые нормы в 50-150 раз. Расход пресной воды таков, что человечество может исчерпать все ее запасы уже к 2100 году
Учитель:
Идет 21 век. Век, в котором человечество приблизилось к грани экологической катастрофы. 20 век оставил нерешенным вопрос выживания. Нам с вами предстоит искать пути спасения планеты и самих себя, пути счастья на нашей планете.
Великий русский писатель Л. Н. Толстой 100 лет назад сказал: «Счастье- это быть с природой, видеть ее, говорить с ней».
Сегодня мы с вами совершим путешествие по нашей планете. Заглянем в ее самые укромные уголки, попробуем быть ближе к ней и говорить с ней на одном языке.
Страницы путешествия.
Викторина
« Театрально- художественная»
« Познавательная»
Чистая
« Поэтически-игровая»
«Целебное лукошко»
Красная книга

Викторина
Учитель:
1. В Древней Руси этого зверька называли
« векша». Он грациозен и красив. Его детеныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверек очень доверчив. (Белка.)
2.Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. (Кузнечик.)
3.В России этого жучка издавна называли «солнышко». Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный,- никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка.)
4.Время цветения этого кустарника - апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко- красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. (Волчьи ягоды.)
5.Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной эти птицы ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жучков- листоедов. (Скворцы.)
6.Кто не удивляется их трудолюбию и терпению! Ежегодно они могут приносить в свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но, разводя и охраняя тлю (так как питаются ее сладкими выделениями), они приносят этим вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой. ( Муравьи.)
Следующая страница нашего журнала
«Театрально-художественная» (инсценировка художественной картины, участвую дети)
Учитель:
Сегодня у нас есть возможность увидеть живые картины. Сейчас перед вами развернется выставка работ очень известных художников, а нашему жюри предстоит оценить ожившие картины.
Во время инсценировки картин ребята (художники), выбранные от каждой команды, должны изобразить эти картины на листе бумаги, дать точное название оригинала и написать имя художника.
Инсценировка по картине В. Г. Перова « Охотники на привале»
Действующие лица расположены в тех же позах. Что и на картине В. Г. Перова, но вместо убитой дичи на первом плане - авоська с консервами и несколько бутылок лимонада.
1–й охотник (продолжая рассказ). Иду я, значит, по лесу, а на меня из-за кустов волчище! Пасть-то! Глаза горят!..
2-й охотник (перебивая). Ну ты и хватил, Петрович!
1-й А что?
2-й (насмешливо). А то, что волков в этих лесах годов сорок как истребили!
3-й Да не спорьте вы! Петрович, давай дальше!
1-й ДаА этот волк то есть я вспомнил, это лиса была. Точно! Рыжая такая, хвостом туда-сюда! Я ее на мушку взял
2-й (хохочет). Ой, не могу! Не могу! Надо же, лису увидел!
3-й (примиряющее). Ну что ты к нему пристал?
2-й (с вызовом). А что он! (Первому.) Может, ты лес с зоопарком перепутал?
1-й (смущенно). Ничего я не перепутал
2-й Вот в зоопарке звери точно водятся. Мы их в разных странах закупаем, поскольку в наших лесах из животного мира одни туристы остались.
1-й (смущенно). Ничего я не перепутал А может, я того и впрямь в темноте перепутал? Ну, конечно! Это не лиса была! А этот, как его? С ушами, который, все от волка бегает.
3-й Заяц, что ли?
1-й Точно, косой такой
2-й (третьему). Не слушай ты его. Это он с мультиком перепутал. Правда, Петрович? Там еще волк все время кричит: «Ну, заяц, погоди!» Он у тебя так не кричал? (Довольно хохочет)
1-й Ох и скучный ты человек!
2-йНе скучный, а трезвомыслящий.
1-й ( в сердцах). Думаете, я не знаю, что наши леса пустые и вытоптанные стоят? Что в них поганки и те уже не растут? Да я ружье-то с собой давно не ношу. Один чехол, для вида. Что же, мне и помечтать нельзя?
2-й Ладно, не сердись, Петрович. У самого муторно на дуще. Давайте-ка лучше порадуемся за тех хищников, которые от нас, людей, убереглись! Дай им бог хорошего потомства!
Страница 3. Познавательная( фотографии деревьев)
Ученик:
Чтобы любить природу, нужно ее знать.
Итак, следующая страница познавательная.
А знаете ли вы, что в Бразилии растет молочное дерево? Иногда его называют « дерево-корова». Чтобы «подоить» его, надо надрезать кору - и тотчас в подставленную кружку потечет белая струйка. По вкусу этот древесный сок очень напоминает молоко.
Конфетное дерево растет в Индии, Японии, Китае. Не так давно его завезли на Кавказ и в Крым. Подсушите на солнце плоды конфетного дерева, и они напомнят вкус настоящих конфет ( вкусных и сладких) ,а вот плоды колбасного дерева хоть с виду и напоминают колбасу, но совершенно несъедобны.
В Индии, Индонезии и на тропических островах можно встретить хлебное дерево. Конечно, на нем поспевают не булочки, батоны и буханки, а крупные тяжелые плоды, килограммов по 30 каждый. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепешки, по вкусу напоминающие настоящий хлеб.
Самое твердое на свете дерево - железное. Но это общее название для разных пород. На Кавказе, например, его называют самшитом, а в тропических странах - черным деревом. Древесина у них настолько твердая, что топор отскакивает, нож не берет, и такая тяжелая, что в воде не тонет. Из некоторых пород железного дерева даже вытачивают детали машин, как из настоящего железа.
Из семян шоколадного дерева получают шоколад и какао.
Бумажное дерево - из коры его молодых побегов делают бумагу для денежных знаков.
Семена сального дерева покрыты слоем тугоплавкого жира, похожего на воск. Из налета на семенах получают растительное масло, используемое в производстве свечей и мыловарении.
Плоды мыльного дерева содержат сложные химические соединения, растворы которых легко пенятся при взбалтывании и поэтому используются вместо мыла.
Карандашное дерево- красный можжевельник - растет на юге нашей страны. Древесина его мягкая, легкая, с розоватым ядром, хорошо режется и колется. Поэтому и идет она главным образом на оболочки карандашей.
Страница 4: Чистая.
Перелистываем еще одну страницу нашего журнала.
Учитель: Ребята, но на ней ничего не написано. Она совершенно чистая. Вам предстоит ее заполнить самим.
1.Чтобы стереть с лица Земли варварский, по мнению римлян, Карфаген, они в v веке до нашей эры прибегли к такой акции, как посыпание наиболее плодородных земель солью. Как вы думаете, к чему это привело?
2.При продымленной очистке воды применяют различные вещества, в том числе озон и хлор. Какой способ лучше с экологической точки зрения?.
3. Зачем в быту используют освежители воздуха? Полезно ли это?
Страница 5: Поэтически-игроовая.
Учитель: Вашему вниманию предлагается мозаика, собрав которую, вы сможете прочитать стихотворение о природе.
На партах лежит мозаика, необходимо собрать ее, чтобы получился пейзаж и на обратной стороне прочитать стихотворение.
Конкурс на лучшее прочтение стихотворения.
1. Это называется - природа
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь
Все это называется- природа,
Давайте же всегда ее беречь!
В лучах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить.
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым.
Все это называется – природа,
Давайте же сердца ей отдадим!

2.Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.
Уж звезды светлые взошли
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.
Река воздушная полней
Течет меж небом и землею,
Грудь дышит легче и вольней,
Освобожденная от зною.
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды. (Ф.И. Тютчев)

3. Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль...
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль...
Плачет у окошка пасмурная буря,
Понагнулись ветлы к мутномы стеклу,
И качают ветки, голову понуря,
И с тоской угрюмой смотрят в полумглу...
А вдали, чернея, выползают тучи,
И ревет сердито грозная река,
Подымают брызги водяные кручи,
Словно мечет землю сильная рука.(С.А. Есенин)
Устали - отдохнем.
Переходим к самому веселому этапу. Командам предлагается изобразить животных, птиц, насекомых, при этом правильно передать их повадки и поведение.
Задания:
1.Улетающие на юг журавли.
2. Утка с выводком.
3.Кенгуру с детенышем в сумке.

Учитель:
Много трав растет полезных На земле родной Помогают от болезней Мята, пижма, зверобой. Из даров лесного царства Люди делают лекарства
Вопрос: о каких растениях будет идти речь?
Ответ: о целебных растениях.
Итак, следующая страница
« Целебное лукошко» (фрагмент фильма)
Практические советы от лесовика (ученик)
Ты растение не тронь,
Жжется больно, как огонь
(крапива)
Отваром крапивы моют голову. Она останавливает кровь. «Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам - она раны вычистит и заживит»,- так писали в 17 веке русские врачи. Это применение основано на том, что в крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. В стеблях этого растения есть очень прочные волокна. Используя это свойство, делают из нее бумагу, мешковину и веревки. Из нее можно приготовить великолепные суп или крапивное пюре с яйцом. Можно заквашивать крапиву, как капусту.
Стоят кругом сестрички-
Желтые глазки, белые реснички.
(Ромашки.)
Родина ромашки - Америка. Народные лекари говорят об использовании ромашки в лечебных целях. У кого в горле болит, возьми стакан молока, стакан воды и одну щепотку ромашки и ложечку липового меда, смешай все, вскипяти, процеди, остуди, пей вместо чая.
Известно, что волосы, промытые в ромашковом отваре, приобретают красивый золотистый оттенок, становятся здоровыми и блестящими. А кто часто умывается крепким отваром, у того кожа лица делается бархатистой и нежной. Ромашку полезно держать там, где хранятся продукты (тогда не будет мышей). Врачи лечат ею простуду, лихорадку и зубную боль. Называют « ноготки»
Цвета желтого цветки.
Как еще нас называют?
Для чего нас применяют?
( Календула.)
Название растения происходит от уменьшительной формы латинского слова «календула» - так римляне называли первый день каждого месяца. Случайно ли это? Естественно, нет, ведь эти цветы действительно как бы маленькие календы, извещающие о начале дня: раскрываются с восходом солнца, закрываются на ночь.
В России календула культивируется с 18 века как декоративное и лекарственное растение. Цветки календулы содержат богатый состав различных веществ, что обеспечивает широкий спектр целебных свойств.
Растение - излюбленное народное средство. В практической медицине используют настойку. Применяют как противовоспалительное, ранозаживляющее, болеутоляющее средство. Помогает при порезах, ожогах, фурункулезе. Препараты календулы применяют при гастритах, язвенной болезни, заболевании печени.
А если посеять календулу между рядами земляники, капусты, лука, чеснока, рядом с гладиолусами и флоксами, это поможет уберечь овощные и цветочные культуры от многих болезней. Такая помощь будет не лишней вашему саду, да еще и на зиму лекарственным сырьем запасетесь.
Вывод: как вы видите, растительный мир неисчерпаемая кладовая природных лекарств. На протяжении тысячелетий растения помогали людям, и сегодня препараты из них служат незаменимым сырьем для получения целого ряда лекарственных средств. Но помните: в целях усиления охраны и воспроизводства лекарственных растений сбор их бывает ограничен,
а иногда и строго запрещен. Поэтому нужно знать меру!
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы
Тим Собакин
Очень долго люди считали, что запасы на нашей планете безграничны и бездумно их использовали. Это привело к тому, что огромное число растений, животных просто исчезло с нашей планеты или находятся на грани исчезновения. Поэтому встал вопрос об охране и восстановлении живых организмов существующих на нашей планете. В результате была создана Красная книга .(фрагмент фильма)
Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

Ребята! Помните!
Бумага, брошенная вами, будет лежать более 2 лет;
Консервная банка- более30 лет;
Полиэтиленовый пакет- более 200 лет;
Стекло- более 1000 лет.
Дорогие друзья! Сделайте все, что в ваших силах, если вам покажется, что происходит неразумное покушение на природу, что какое-то растение и животное находится под угрозой и не охраняется, как следует, кричите об этом во весь голос. Есть такое правило: «Если ты будешь кричать достаточно громко и достаточно долго, кто-нибудь да услышит».
Давайте будем
Беречь планету.
Во всей Вселенной
Похожей нету,
Во всей Вселенной
Совсем одна,
Что будет делать
Без нас она?..
Все исполняют песню на мотив песенки из мультфильма « Бременские музыканты».
Ничего на свете лучше нету,
Чем спасти от гибели планету,
Будет лес любимый свеж и зелен,
Эту радость мы с тобой разделим.-2 раза.
Береги ты все живое рядом
И на все смотри хозяйским взглядом.
Знают даже маленькие дети-
Должен быть порядок на планете.- 2 раза.
Пусть вода всегда в реке струится,
Пусть всегда поют над нами птицы,
И природе сами мы поможем,
Эту радость мы с тобой умножим.-2 раза.
Рефлексия.
Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Мы сегодня много говорили о том, что нужно беречь нашу Землю. Берегите каждое дерево, каждый кустик! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не разоряйте гнезда!
Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает с любовью за ними. Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли!