Внеклассное мероприятие Наша хрупкая планета

Открытый классный час в 5 классе на тему:
«ЭТА ХРУПКАЯ ПЛАНЕТА».

Цель: Прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать её, понимать закономерности происходящего в ней.
Оформление: глобус, презентация

Ход классного часа.
Когда – то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую
Дал ей форму шара большого
И посадил там деревья, цветы
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться
Змеи, слоны, черепахи и птицы
Вот вам подарок, люди, владейте
Землю вспашите, хлебом засейте
Всем завещаю, вам, я отныне –
Вы берегите эту святыню.

Ведущий. Мой земной, мой родной, мой кружащийся шар Огромный, старый и такой хрупкий, что на фотографии из космоса похож на ёлочную игрушку. Мы мчимся вместе с тобой в космическом пространстве среди звёзд, и, кажется, нет этому пути конца
( слайд3)
Появляется ученик с глобусом в руках.
1-й чтец. Взгляни на глобус – шар земной
Ведь он вздыхает, как живой, и шепчут нам материки
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса
Роса на травах, как слеза, и тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!

Земля в опасности. День за днём, час за часом, человечество скользит в пропасть небытия, нарастает угроза глобальной экологической катастрофы.
2-й чтец. Катастрофически сокращаются леса. Во многих местах, некогда сплошь покрытых лесами, к настоящему времени они сохранились на 10-30% территории. Площадь тропических лесов Африки уменьшилась на 70% Южной Америки – на 60%.
1-й чтец. Истощаются природные ресурсы. При сохранении современных темпов добычи и потребления, разведённые запасы нефти будут исчерпаны уже через 30 лет, газа – через 50, угля – через 200 лет, железа – 250 лет, цинка – 25 лет, свинца – через 20 лет.
2-й чтец. Концентрация токсичных синтетических веществ в суточных промышленных водах, поступающих в естественные водоёмы, превышает предельно допустимые нормы в 50-150 раз. Расход пресной воды таков, что человечество может исчерпать все её запасы уже к 2100 году
Ведущий.
«Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней», - так писал более ста лет тому назад Л. Н. Толстой. Вот только природа во времена Толстого и даже гораздо позже, когда детьми были наши бабушки и дедушки, окружала людей совсем другая, чем эта, среди которой мы живём сейчас. Реки тогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную воду, леса стояли дремучие, а в голубом небе ничто, кроме птичьих песен, не нарушало тишину. А совсем недавно мы поняли, что всего: чистых рек и озёр, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц – становится всё меньше и меньше. Безумный XX век принёс человечеству вместе с потоком открытий и множества проблем. Среди них очень и очень важная – охрана окружающей среды. Отдельным людям, занятым своей работой. Порой трудно было заметить, как бледнеет природа, как трудно было когда-то догадаться, что Земля круглая. Но, те ,кто постоянно связан с природой, кто её наблюдает и изучает – учёные, писатели, работники заповедников, многие другие, - обнаружили, что природа нашей планеты быстро скудеет. И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, чтобы задумались и забеспокоились все люди на Земле.

СТРАНИЦЫ ПУТЕШЕСТВИЯ
Страница 1. «Загадки».
Страница 2. «Народная мудрость»
Страница 3. «Познавательная». (Удивительные факты о необычайных деревьях; конкурс «Знатоки родной природы».)
Страница 4. «Про зелёные леса». Чистая. Ее предстоит заполнить. У неё есть только название «Про зелёные леса».
Страница 5. «Игровая»
Страница 6. «Из Книги рекордов Гиннеса».
Страница 7. «Поэтическая». Рассказать стихи, сочинить стихи на заданные рифмы.)
Страница 8. «Целебное лукошко» (об очень полезных растениях).
Страница 9. «Природа Курганской области».

Страница 1: ЗАГАДКИ
( слайд 4)

Эту страницу мы посвящаем загадкам о животных, птицах и растениях.
Я помню вам слова великого сказочника Ганса Христиана Андерсена: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Итак, перед нами чудесная ромашка. На каждом лепестке чудесного цветка будет зогадка для вас:

1.Кто строит себе под водой дом и воздуха? (Паук-серебрянка.)
2.Детёныш ещё не родился, а уже отдан на воспитание. Кто он? (Кукушонок.)
3.Лыко дерёт, а лаптей не носит. (Коза.)
4.У кого уши на ногах? (У кузнечика.)
5.Кто в лесу без топоров строит избу, без углов? (Муравьи.)
6.Глаза на рогах, а дом на спине? (Улитка.)
7.Из куста шипуля, за ногу тяпнула. (Змея.)
8.Кто дважды родится, один раз умрёт? (Птица.)
9.«Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок и сразу же приведи в порядок планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы; как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная». Из какого произведения эти слова? (А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».)
10.О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшихся благоуханной чашей.
О каком цветке идёт речь? (О розе.)

Страница 2: «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ»( слайд 5)

Ведущий. «Народная мудрость». Прочитать русскую пословицу по первым буквам слов. Например, для пословицы «за комаром не ходи с топором» можно предложить по порядку следующие слова:
змея, ананас; кенгуру, овца, морковь, арбуз, рыба, облако, мухомор; нарцисс, енот; хамелеон, одуванчик, дельфин, иголка; слон; туча, осьминог, пальма, огурец, рябина, ослик, морж.
для «пуганый заяц и пенька боится» предлагаются слова: петух, улитка, горох, арбуз, носорог, Ы, Йод, зебра, акула, ястреб, Цыпленок; индюк; подсолнух, ель, незабудки, ь, корова, ананас; белка, огурец, иголка, тигр, страус, яблоко.
Ответы ( слайд 6)
Страница 3: ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ( слайд 7)

Чтобы любить природу, нужно её знать. Сейчас мы с вами попутешествуем по сказочному лесу и узнаем много интересных и невероятных фактов из жизни зелёных обитателей:
( слайды с 8 по 17)

ПО СКАЗАЧНОМУ ЛЕСУ
А знаете ли вы, что в Бразилии растёт молочное дерево? Иногда его называют «дерево-корова». Чтобы «подоить» его, надо надрезать кору – и тотчас в подставленную кружку потечет белая струйка. По вкусу этот древесный сок очень напоминает молоко.
Конфетное дерево растёт в Индии, Японии и Китае. Не так давно его завезли на Кавказ и в Крым. Подсушите на солнце плоды конфетного дерева, и они напоминают вкус настоящих конфет (вкусных и сладких).
А вот плоды колбасного дерева хоть с виду и напоминают колбасу, но совершенно несъедобны.
В Индии, Индонезии и на тропических островах можно встретить хлебное дерево. Конечно, на нём поспевают не булочки, батоны и буханки, а крупные тяжелые плоды, килограммов по 30 каждая. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепешки, по вкусу напоминающие настоящий хлеб.
Самое твердое на свете дерево – железное. Но это общее название для разных пород. На Кавказе, например, его называют самшитом, а в тропических странах – черным деревом. Древесина у них настолько твёрдая, что топор отскакивает, нож не берёт, и такая тяжелая, что в воде тонет. Из некоторых пород железного дерева даже вытачивают детали машин, как из настоящего железа.
Из семян шоколадного дерева получают шоколад и какао.
Бумажное дерево – из коры его молодых побегов делают бумагу для денежных знаков.
Семена сального дерева покрыты слоем тугоплавкого жира, похожего на воск. Из налёта на семенах получают растительное масло, используемое в производстве свечей и мыловарении.
Плоды мыльного дерева содержат сложные химические соединения, растворы которых легко пенятся при взбалтывании и поэтому используются вместо мыла.
Карандашное дерево – красный можжевельник – растет на юге нашей страны. Поэтому и идёт она главным образом на оболочки карандашей.

КОНКУРС «ЗНАТОКИ РОДНОЙ ПРИРОДЫ»
В Древней Руси этого зверька называли «вешка». Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверёк очень доверчив. (Белка.)
Это насекомое хранит удивительную тайну сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. (Кузнечик.)
В России этого жучка издавна называли «солнышко». Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, - никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка.)
Время цветения этого кустарника – апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко-красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хинный зверь. (Волчьи ягоды.)
Этих птиц любят за их весёлый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной эти птицы ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц жучков-листоедов. (Скворцы.)
Кто не удивляется их трудолюбию и терпению! Ежегодно они могут приносить в свой дом килограмм всякой добычи, около 100 000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но разводя и охраняя тлю (так как питаются её сладкими выделениями), они приносят этим вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой. (Муравьи.)

Страница 4: ПРО ЗЕЛЁННЫЕ ЛЕСА
( слайд 18)
Пе
·релистываем ещё одну страничку нашего журнала.
Ребята, но на ней ничего не написано. Она совершенно чистая. Вам предстоит её заполнить самим.
Каждой команде надо написать название известных вам пород деревьев.
Кто больше вспомнит их, тот и победит в этом конкурсе.

Страница 5: ИГРОВАЯ
( слайд 19)
Ведущий. Чтобы любить природу, нужно её знать. Итак, продолжаем! И 5 страница нашего путешествия «Игровая».

Липы.
Вот полянка, а вокруг
Липы выстроились в круг
Широким жестом развести руки в стороны.
Липы кронами шумят,
Ветры в их листве гудят
Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.
Вниз верхушки пригибают
И качают их, качают
Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону.
Чок – чок, каблучок!
Потопать ногами.
В танце кружится сверчок.
Покружиться.
А кузнечик без ошибки
Исполняет вальс на скрипке.
Движения руками, как при игре на скрипке.
Крылья бабочки мелькают –
Движения руками, как крыльями.
С муравьем она порхает.
Покружиться парами.
Под веселый гопачок
Лихо пляшет паучок.
Танцевальные движения, как в гопаке.
Звонко хлопают ладошки!
Похлопать в ладоши.
Всё! Устали ножки!

Учитель. А как мы должны относиться к природе,
Растениям и животным?
Дети. Мы должны их беречь.
Учитель. Так мы сохраним их
для наших будущих потомков.

Страница 6: ИЗ КНИГИ РЕКОРДОВ ГИННЕССА
( слайд 20), ( слайды с 21 по 30)
Страница взята у нас из Книги рекордов Гиннесса. Давайте, ребята, вспомним:
Самое большое животное на земле. (Кит. Он млекопитающее, а не рыба, дышит не жабрами, а лёгкими. 86 видов. Самый большой – голубой или синий. Его длина примерно 33м. На его спине могут уместиться 30 слонов.)
Самые страшные рыбы, или самые древние рыбы на Земле. (Акулы. Появились 400 млн. лет назад. Раньше. Чем динозавры. Насчитывается более 350 видов.)
Самый быстрый зверь. (Гепард. В переводе означает «собака-кошка». Развивается скорость до 120км/час.)
Самая крупная кошка. (Тигр. Амурские тигры достигают в длину 3,5 м и весят более 300 кг.)
Самая большая змея. (Анаконда. Обитает в Южной Америке. Самая длинная – 8м 29 см. по 6-7м встречаются часто.)
Самая крупная птица. (Страус. Достигает высоты 2,5 м, весит примерно 100 кг, но развивает скорость до 50 км/час).
Самая маленькая птица. (Калибра. Их насчитывают 400-500 видов. Самые маленькие – величиной со шмеля. Съедают пищу в 2 раза больше своего веса.)
Самый большой зверь на суше. (Слон. Индийский слон, весом 5-6 т.; африканский – 7-8 т. Живут слоны 60-70 лет.)
Самый высокий зверь. (Жираф. Достигает роста 5,5-6м, весит целую тонну.)
Самый лучший прыгун. (Кенгуру. Обитает только в Австралии. Около 50 видов. Достигаю длины вместе с хвостом свыше 2,5 метров, а на свет появляются размером всего 3см. Прыгает до трёх метров в высоту и до 12 метров в длину.)

Страница 7: ПОЭТИЧЕСКАЯ
( слайд 31)
Команды приготовили стихи, слушаем вас.
Итак, очередное задание. Сейчас мы узнаем, умеете ли вы ценить прекрасное в природе и должным образом выражать свой чувства. Командам предлагается сочинить стихи на заданные рифмы.

I II

Листопад – Звездопад Дуб - Зуб
Калина – Паутина Пень - День
Дубравы – Травы Воробей - Соловей



Страница 8: ЦЕЛЕБНОЕ ЛУКОШКО
(О ПОЛЕЗНЫХ РАСТЕНИЯХ)
( слайд 32)
Много трав растёт полезных
На земле родной.
Помогают от болезней
Мята, пижма, зверобой.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.


Ты растение не тронь,
Жжется больно, как огонь.
(Крапива.)
Отваром крапивы моют голову. Она останавливает кровь. «Берём сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит», - так писали в XVII веке русские врачи. Это применение основано на том, что в крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, а также она хорошо останавливает кровь. В стеблях этого растения есть очень прочные волокна. Используя это свойство, делают из неё бумагу, мешковину и верёвки. Из неё можно приготовить великолепный суп или крапивное пюре с яйцом. Можно заквашивать крапиву, как капусту.

Стоят кругом сестрички –
Желтые глазки, белые реснички
(Ромашки.)
Родина ромашки – Америка. Народные лекари говорят об использовании ромашки в лечебных целях. У кого в горле болит, возьми стакан молока, стакан воды и одну щепотку ромашки и ложечку липового мёда, смешай всё, вскипяти, процеди, остуди, пей вместо чая.
Известно, что волосы, промытые в ромашковом отваре, приобретают красивый золотистый оттенок, становятся здоровыми и блестящими. А кто часто умывается крепким отваром, у того кожа лица делается бархатистой и нежной. Ромашку полезно держать там, где хранятся продукты (тогда не будет мышей). Врачи лечат ею простуду, лихорадку и зубную боль.


Называют «ноготки»
Цвета желтого цветка,
Как ещё нас называют?
Для чего нас применяют?
(Календула.)
Календула – излюбленное народное средство. В практической медицине используют настойку. Применяют как противовоспалительное, ранозаживляющее, болеутоляющее средство. Помогает при порезах, ожогах, фурункулезе. Препараты календулы применяют при гастритах. Язвенной болезни, заболевания печени.

Горел в траве росистой,
Затем померк, потух
И превратился в пух.
(Одуванчик.)
Одуванчик - растение лекарственное. Его применяют от разных болезней ещё в древности. Сейчас, в основном, используют корни, которые выкапывают поздней осенью. Пьют настойки из корня для улучшения аппетита и при некоторых желудочно-кишечных забеливаниях. Молодые листья одуванчиков содержат много витаминов и вполне годятся в салат (только предварительно надо подержать их полчаса в солёной воде. Чтобы удалить горечь).

Тонкий стебель у дорожке,
На конце его – серёжки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
(Подорожник)
Люди давно знают лечебные свойства подорожника. Древнегреческие, арабские, персидские врачи очень высоко ценили его: ведь подорожник способен заживлять раны. В аптеках сейчас можно купить не только его листья и сок, но и особый препарат, полученный из этой травы, - плантаглюцид, который помогает при болезнях желудка.

На больших столбах подряд
Лампы белые весят.
Расцветает он весной,
Только снег сойдёт лесной.
(Ландыш.)
Все растения ландыша ядовито, но препараты из его листьев, цветков, семян – лекарственные средства, которые укрепляют и улучшают работу сердца и действует как успокоительное средство. Это растение используют и в парфюмерии – ведь аромат ландыша незабываем.

Дикой розой называют,
Как лекарство применяют.
(Шиповник.)
Природе не известно растение, более богатое витаминами С, чем плоды шиповника. Из лепестков можно приготовить варенье, вкусный чайный напиток. А из плодов шиповника готовят множество отваров, настоев, соков, киселей, квасов и компотов. На Алтае и в Сибири в ход идут семена растения. Их поджаривают, измельчают и заваривают как кофе. Медики считают, что те, кто пьёт полстакана отвара шиповника в день, запасаются бодростью на целый день. Если пить витаминный чай регулярно, грипп, ангина и другие болезни не смогут к вам подобраться.

Заключение
Как вы видите, растительный мир – неисчерпаемая кладовая природных лекарств. На протяжении тысячелетий растения помогают людям, и сегодня препараты из них служат незаменимым сырьём для получения целого ряда лекарственных средств. Но помните: в целях усиления охраны и воспроизводство лекарственных растений сбор их бывает, ограничен, а иногда и строго запрещён. Поэтому нужно знать меру!

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок.
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты,
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвём цветы
Тим Собакин


Страница 9: Природа Курганской области.
( слайд 33)
Видеоролик о природе Курганской области.
( слайды с 34 по 37)
Отбирая у природы самое-самое: самое красивое, самое яркое, самое душистое, - мы в результате грабим себя.


Давайте дружить,
Давайте будем
Беречь планету.
Во всей Вселенной
Похожей нету,
Во всей Вселенной
Совсем одна,
Что будет делать
Без нас она!
И. Мазин

















13PAGE 15


13PAGE 14915




15