Открытый классный час: Наша хрупкая планета.

Устный журнал
«Наша хрупкая планета» Цель: прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать ее, понимать закономерности происходящего в ней. Оформление: название классного часа, глобус, на слайдах страницы журнала. Ход классного часа. Слово классного руководителя:
Наш земной, наш родной, наш кружащийся шар Огромный, старый и такой хрупкий, что на фотографии из космоса похож на елочную игрушку. Мы мчимся вместе с ней в космическом пространстве среди звезд, и, кажется, нет этому пути конца. Да, земля наша невелика, но она прекрасна, с ее прозрачными ручейками и мощными потоками морей и океанов, с ее зелеными лесами и птицами в поднебесье. И, наверное, не один современный человек наедине с природой задумывается: « Вот пройдет лет десять, сто и что останется от этого леса? От речки? Какие здесь будут возведены постройки, проложены дороги, трубопроводы? Да и само небо останется ли здесь таким, какое оно нынче, или же будет задымлено, загорожено чем-то? Не то, что мните вы 1 ученик. Земля в опасности. День за днем, час за часом человечество скользит в пропасть небытия, нарастает угроза глобальной экологической и политической катастрофы. 2 ученик. Катастрофически сокращаются леса. Во многих местах, некогда сплошь покрытых лесами, к настоящему времени они сохранились на 10-30% территории. Площадь тропических лесов Африки уменьшилась на 70% , Южной Америки - на 60% 1 ученик. Истощаются природные ресурсы. При сохранении современных темпов добычи и потребления разведанные запасы нефти будут исчерпаны уже через 30 лет, газа через 50, угля- через 200 лет, железа 250 лет, цинка 25, свинца через 20 лет. 2 ученик. Концентрация токсичных синтетических веществ в сточных промышленных водах , поступающих вв естественные водоемы, превышает предельно допустимые нормы в 50 150 раз. Расход пресной воды таков, что человечество может исчерпать все ее запасы уже к 2100 году.
1 ученик. А что говорить о политическом состоянии мира сегодня.
2 ученик. Угроза войны нависла над всем человечеством Учитель:
«Счастье это быть с природой, видеть ее, говорить с ней, » - так писал более ста лет тому назад Л.Н.Толстой. Вот только природа во времена Толстого и даже гораздо позже, когда детьми были наши бабушки и дедушки, окружала людей совсем другая, чем эта, среди которой мы живем сейчас. Реки тогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную воду, леса стояли дремучие, а в голубом небе ничто, кроме птичьих песен, не нарушало тишину. Безумный ХХ век принес человечеству вместе с потоком открытий и множество проблем. И, бесспорно, самыми важными являются – сохранение мира на Земле и экологическая проблема.

И сегодняшний устный журнал мы посвятим этим проблемам. Мы постараемся обсудить их.

Переверну страницы нашего сегодняшнего путешествия (листает)

Часть 1: Экологическое состояние планеты 1. Страница 1:«Загадки » 2. Страница 2: « Познавательная»
3. Страница 3: конкурс «Знатоки родной природы » 3. Страница 4: « Из книги рекордов Гиннесса » 4. Страница 5: « Целебное лукошко » 5. Страница 6: «Красная книга»
Часть 2. «Сохранение мира на Земле».
6. Страница 7: Угроза войны Страница 1: Загадки. Учитель: Эту страницу мы посвящаем загадкам о животных, птицах и растениях. Я напомню вам слова великого сказочника Ганса Христиана Андерсена: « Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок. » Итак, перед нами чудесная ромашка. На каждом листке чудесного цветка будет загадка. За каждый правильный ответ вручается орден «Умника». 1. Кто строит себе под водой дом из воздуха? ( Паук-серебрянка ) 2. Детеныш еще не родился, а уже отдан на воспитание. Кто он? ( Кукушонок) 3. Лыко дерет, а лаптей не носит. ( Коза ) 4. У кого уши на ногах? ( Кузнечик ) 5. Кто дважды родится, один раз умирает ? ( Птица ) 6. « Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок планету. » Из какого произведения эти слова ? ( А. Сент-Экзюпери « Маленький принц » ) 7. О ней поют поэты всех веков. Нет в мире ничего нежней и краше, Чем этот свиток алых лепестков, Раскрывающихся благоуханной чашей. О каком цветке идет речь? ( О розе ) Страница 2. Познавательная. Учитель: Чтобы любить природу, нужно ее знать. Сейчас мы с вами попутешествуем по сказочному лесу и узнаем много интересных и невероятных фактов из жизни зеленых обитателей.

По сказочному лесу. - А знаете ли вы, что в Бразилии растет молочное дерево? Иногда его называют « дерево-корова. » Чтобы « подоить » его, надо надрезать кору и тотчас в подставленную кружку потечет белая струйка. По вкусу этот древесный сок очень напоминает молоко. - Конфетное дерево растет в Индии, Японии и Китае. Не так давно его завезли на Кавказ и в Крым. Подсушите на солнце плоды конфетного дерева, и они напомнят вкус настоящих конфет. А вот плоды колбасного дерева хоть с виду и напоминают колбасу, но совершенно несъедобны. - В Индии, Индонезии можно встретить хлебное дерево. Конечно, на нем поспевают не булочки, батоны и буханки, а крупные тяжелые плоды, килограммов по 30 каждый. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепешки, по вкусу напоминающие настоящий хлеб. - Самое твердое на свете дерево железное. Но это общее название для разных пород. На Кавказе, например, его называют самшитом, а в тропических странах черным деревом. Древесина у них настолько твердая, что топор отскакивает, нож не берет, и такая тяжелая, что в воде тонет. Из некоторых пород железного дерева даже вытачивают детали машин, как из настоящего железа. - Из семян шоколадного дерева получают шоколад и какао. Бумажное дерево из коры его молодых побегов делают бумагу для денежных знаков. - Семена сального дерева покрыты слоем жира, похожего на воск. Из налета на семенах получают растительное масло, используемое в производстве свечей и мыловарении. Плоды мыльного дерева содержат сложные химические соединения, растворы которых легко пенятся при взбалтывании и поэтому используются вместо мыла. - Карандашное дерево растет на юге нашей страны. Древесина его мягкая, легкая, с розоватым ядром, хорошо режется и колется. Поэтому и идет она главным образом на оболочки карандашей. Страница 3: Конкурс « Знатоки родной природы» Учитель: 1. В Древней Руси этого зверька называли « вехша. » Он грациозен и красив. Его детеныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверек очень доверчив. ( Белка ) 2. Это насекомое хранит удивительную тайну : сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. ( Кузнечик ) 3. В России этого жучка издавна называли « солнышко.» Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный,- никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молоко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. ( Божья коровка ) 4. Время цветения этого кустарника апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко-красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный зверь. ( Волчьи ягоды ) 5. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной эти птицы ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жучков-листоедов. ( Скворцы ) 6. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению! Ежегодно они могут приносить в свой дом килограмм всякой добычи, около 100 000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но разводя и охраняя тяго ( так как питаются ее сладкими выделениями ), они приносят этим вред, который однако, очень мал по сравнению с пользой. ( Муравьи)
Страница 4. Из книги рекордов Гиннесса.
Учитель: Страница взята у нас из книги рекордов Гиннесса.
Давайте, ребята, вспомним: 1. Самое большое животное на Земле. ( Кит. Он млекопитающее, а не рыба, дышит не жабрами, а легкими. Их 86 видов. Самый большой голубой или синий. Его длина примерно 33 м. На его спине могут уместиться 30 слонов.) 2. Самые страшные рыбы, или самые древние рыбы на Земле. (Акулы. Появились 400 млн. лет назад, раньше динозавров. Их более 350 видов.) 3. Самый быстрый зверь. ( Гепард. Развивает скорость до 120 км/час. В переводе означает «собака-кошка.») 4. Самая крупная кошка. (Тигр. Амурские тигры достигают в длину 3,5 м и весят более 300 кг.) 5. Самая большая змея. (Анаконда. Обитает в Южной Америке. Самая длинная 8 м 23 см, по 6 7 м встречается часто). 6. Самая крупная птица. (Страус. Достигает высоты 2,5 м, весит примерно 100 кг, но развивает скорость до 50 км/час.) 7. Самая маленькая птичка. (Колибри. Их насчитывают 400-500 видов. Самые маленькие величиной со шмеля. Съедают пищу в 2 раза больше своего веса.) 8. Самый большой зверь на суше. (Слон. Индийский слон, вес 5-6 т, африканский 7-8 т. Живут слоны 60-70 лет.) 9. Самый высокий зверь. ( Жираф. Достигает роста 5-6 м, весит целую тонну.) 10. Самый лучший прыгун. ( Кенгуру. Обитает только в Австралии. Около 50 видов. Достигает длины вместе с хвостом 2,5 метра, а на свет появляется размером всего 3 см. Прыгает до 3 метров в высоту и до 12 м в длину.) 11. Самые большие обезьяны. ( Горилла. Длина тела взрослого самца 2 м, а вес 270 кг.) 12. Самая большая черепаха. (Слоновая. Весит примерно 600 кг. Длина и ширина по 1,5 м. Может голодать по 18 месяцев.) 13. Самая хитрая кошка. ( Леопард. Может бесшумно и ловко подкрадываться к жертве, прикидываться мертвым, изображая умирающего, стонать, подманивая неопытных оленей, верблюдов.) 14. Самый большой лежебока. ( Барсук. Летом спит весь день, а зимой день и ночь. Довольно большой зверь, примерно 1 м длиной. Полезный уничтожает вредных насекомых, грызунов, ядовитых змей.) Страница 5: Целебное лукошко.
(о полезных растениях). О крапиве, о ромашке, о календуле, об одуванчике, о подорожнике, о ландыше, о мать-и-мачехе, золотом усе сообщения обучающихся. Учитель: Как вы видите, растительный мир это кладовая природных лекарств. Но помните: в целях усиления охраны и воспроизводства лекарственных растений сбор их бывает ограничен, а иногда и строго запрещен. Поэтому нужно знать меру! Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты, Если мы сорвем цветы, То окажутся пусты. И деревья, и кусты. И не будет доброты? Если только я и ты Если мы сорвем цветы.
Страница 6: Из Красной книги. Наука сейчас знает о свойствах трав и цветов очень много, но еще больше не знает. Может быть, в исчезающих цветах скрыты великие силы исцеления. И если эти цветы бездушно уничтожить, мы можем отсрочить надолго возможность победить какой-нибудь тяжелый недуг? На нашей планете в опасности уже 25 тысяч видов растений. Многие из них занесены в Красную книгу. Эта книга не совсем обычная. Давайте послушаем нашего ученика.

(Сообщение уч-ся о Красной Книге)
Охраняется Красной книгой Столько редких животных и птиц, Чтобы выжил простор многоликий Ради света грядущих зарниц. Чтоб пустыни нагрянуть не смели, Чтобы души не стали пусты. Охраняются звери, Охраняются змеи, Охраняются даже цветы.
Учитель: Отбирая у природы самое-самое: самое красивое, самое яркое, самое душистое,- мы в результате грабим себя.

Природа друг.
И Всевышнего глаз Видит каждый наш шаг На тернистой дороге Автор этих слов - Игорь Тальков говорил: « Иногда по ночам в кошмарных снах вижу дымящуюся Землю без единого человека и черную тень, проносящуюся над побежденной планетой, сладострастно восхищающую: « Ну, что, Господь, так ты силен, коли я смог уничтожить твое творение? » Природа объявила нам войну и правильно сделала. Еще древние предупреждали:
« Живите в согласии с природой, любите ее, не противоречьте ее законам. Мы созданы природой, а не природа нами. Поэтому нет ничего глупее изречения: « Человек хозяин природы». Учитель:
Давайте будем Беречь планету. Во всей вселенной Похожей нету, Во всей Вселенной Совсем одна Что будет делать Без нас она?

Страница 7: Угроза войны.
Учитель: Мы подошли ко второй части нашего урока. Сохранение мира на Земле Проблема номер один сегодня.

Вопрос:
Как вам кажется, что сейчас происходит вокруг? Какова обстановка в мире?
1) Международный терроризм.
2) Расширение НАТО на Восток.
3) Возникновение региональных конфликтов.
Учитель:
1. Международный терроризм.
Достаточно вспомнить трагедию Беслана.
Сегодня же мы являемся свидетелями процесса, когда терроризм становится угрозой всего человечества. Реальной угрозой. Свидетельство этому возникновение на территории Сирии государства ИГИЛ?
Ученик: Это запрещенная в России и в некоторых государствах самопровозглашенное государство, которое создало на территории Сирии заводы производства оружия массового уничтожения, военные базы с современной боевой техникой. Здесь оказались террористы со всего мира. Создана огромная армия хорошо оснащенных и подготовленных террористов.
Учитель: Казалось, еще немного и весь мир погрузился бы в хаос. Что предприняла Россия в связи со сложившейся ситуацией на Ближнем Востоке?
Ученик: По просьбе правительства Сирии Российская армия наносила авиаудары по объектам террористов. А несколько дней назад наша страна разместила там свою военную базу, что привело в дикую ярость некоторые западные государства.
Учитель: Сейчас наша страна имеет дело со всеми государствами, которые входят в состав НАТО.
Вопрос: Что это за организация?
Ученик: Это военный блок, который создавался в противовес СССР, сразу после Второй Мировой войны.
Учитель: После окончания «холодной войны» между двумя сверхдержавами СССР и США началось сокращение вооружений, ликвидированы были некоторые военные базы. И хотя западные сторонники доказывают, что блок НАТО превратился из военной организации в миротворческую организацию, на самом деле все обстоит иначе.
После распада Советского Союза Россия оказалась значительно ослабленной и экономически и в военном отношении. Конечно, этим не могли не воспользоваться Запад и Европа, тем более, что основной целью США и тогда, и сейчас является установление мирового господства.
Военное и политическое влияние США распространилось на большую часть земного шара. Свидетельство этому и цветные революции на Украине, Грузии.
Россия, как и США, сверхдержава. Страна с ядерным оружием, с самой оснащенной боевой техникой в мире, с самым богатым природно-ресурсным потенциалом, что очень не нравится Америке.
Конечно, в мире не все так просто Мы хотим мира во всем мире. Это главная задача нашего правительства. Россия делает все возможное и невозможное для того, чтобы не началась война.
И есть международная организация, которая своей главной задачей тоже считает – сохранение мира на нашей маленькой планете. (ООН)
(Сообщение уч-ся с презентацией)
Учитель:
Все мы разные: блондины и брюнеты, полные и худые, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей. Мы все живем в обществе. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаться по характеру. Что же говорить об остальных людях?! У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.
Мы надеемся, что разум человеческий победит, и не будет в скором времени угрозы войны. Все шаги, принимаемые нашей страной, вынужденные. Надеемся также и на Организацию Объединенных Наций. В каждом человеке нашей хрупкой планеты должно воспитываться чувство толерантности
(Сообщение о толерантности)
Учитель: Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одариваю».
Его слова – это не только урок нам, живущим в XXI веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А все мы – люди этой планеты связанны друг с другом видимыми и невидимыми нитями. Быть терпимыми друг к другу, пытаться понять друг друга, не зависимо от национальности – это великое искусство людей и называется оно – толерантность.
Учитель: Почему же происходят войны?
 (Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых.)
Учитель: Так всегда было в истории. Но страдает простой, ни в чем неповинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей. Завтра беда может коснуться и нас. С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы?
Ученик: Негде жить, негде работать, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение.
 Учитель: Давайте послушаем жизненную историю про осла и волка.
Мы постепенно превращаемся не в зверей, а намного хуже их. Тому подтверждение эта жизненная история про осла и волка,
В горах на севере Албании в городе Patok, был пойман волк и помещен в загон. Для прокорма люди решили дать ему старого осла, котоpый был использован в течение многих лет его владельцами, и стал ненужным. И тогда животные, заключенные в один загон, сделали неожиданное Волк посмотрел в глаза ослу, и бедный старый осел сделал то же самое, и они стали друзьями. Потому что в мире, где господствуют жестокость, алчность и эгоизм людей, понятия «жертва» и «хищник» становятся бессмысленными, и прекрасная дружба может возникнуть между двумя душами, жертвами одного и того же зла человека, которому всё труднее понять утраченные благородные чувства.
Государства – члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября Международным днем толерантности. Но давайте будем толерантными, терпимыми, всегда, независимо от того, господствует на улице хмурый ноябрь или знойный июль.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что каждый человек личность, должен обладать чувством собственного достоинства и умением уважать достоинства других; каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других.
Наши пожелания друг другу и людям в США, Великобритании, Франции, Италии и везде:
(Надписи на лепестках)
- Поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
- Любите природу! Защищайте и бережно относитесь к ней, ибо мы одно с ней целое.
- Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, научитесь прощать.
- Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце.
- Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
- Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
Учитель: Все мы понимаем, что некоторые государства, хотят нас, Россию, ввязать в войну. Это бессмысленно. Мы люди, населяющие одну планету. И все мы хотим жить, трудиться, воспитывать детей, быть счастливыми. Просто счастливыми. Чтобы не было войны, чтобы над нами светило солнце, чтобы дети наши росли в мире, где нет места войне и природным катаклизмам, которые могут происходить по вине некоторых нелюдейМы, россияне, за мир во всем мире!!!
Хочу закончить наш урок поэтически:
Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась...
И стрелами звеневшие бои
Лишь прерывали труд ее всегдашний.
Недаром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне.
В руках, веселых только от труда,
По добродушью иногда, не сразу
Возмездие вздымалось. Это да.
Но жажды крови не было ни разу.
А коли верх одерживали орды,
Прости, Россия, беды сыновей.
Когда бы не усобицы князей,
То как же ордам дали бы по мордам!
Но только подлость радовалась зря.
С богатырем недолговечны шутки:
Да, можно обмануть богатыря,
Но победить - вот это уже дудки!
Ведь это было так же бы смешно,
Как, скажем, биться с солнцем и луною.
Тому порукой - озеро Чудское,
Река Непрядва и Бородино.
И если тьмы тевтонцев иль Батыя
Нашли конец на родине моей,
То нынешняя гордая Россия
Стократ еще прекрасней и сильней!
И в схватке с самой лютою войною
Она и ад сумела превозмочь.
Тому порукой - города-герои
В огнях салюта в праздничную ночь!
И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.
Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!

Песня: «Земля – наш общий дом».
15