Статья Гражданско-патриотическое образование и воспитание на уроках истории и обществознания


Тема выступления: «Терминология, тематика, и методика патриотического образования и воспитания на уроках истории и обществознания»
Тема сегодняшней конференции в настоящее время является актуальной как никогда еще ранее в истории современной России. Это объясняется целым комплексом причин, как внутреннего развития страны, так и внешнеполитического положения.
А между тем, два последних десятилетия показали, что ее значимость в государстве и обществе, не смотря на громкие заявления, значительно ослабла. Это проявилось и в образовании. Возьмем для примера такой важнейший для школы документ как Федеральный компонент государственного образовательного стандарта образца 2004 г. В нем на первые роли вышел знаниевый компонент, воспитательный ушел на дальний план. А этим положением все еще руководствуются в своей деятельности преподаватели. И как следствие, произошло резкое сокращение количества и основательности методических разработок, специально посвященных данной проблеме и их публикаций в профессиональных изданиях для учителей истории и обществознания, таких как «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе», журнала «История» издательского дома «Первое сентября». Фактически не озаботились этой проблемой Всероссийские съезды учителей истории и обществознания, на которых данная тема не была поставлена в качестве основной ни в выступлениях, ни в работе секций и круглых столов.
Все это не могло не отразиться на состоянии патриотического образования в школе. Конечно, оно всегда присутствовало в образовательном процессе, но в основном было вынесено за рамки уроков истории и обществознания. И это не вина, а беда учителей, которые вынуждены действовать в условиях жесточайшего дефицита учебного времени, отведенного на изучение героического прошлого нашей страны, и необходимости подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ. ФГОС 2010 г., казалось бы изменил образовательную парадигму, возродив воспитательный компонент образования, вынес на первый план в  личностных результатах освоения основной образовательной программы основного общего образования: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Но постановка задачи еще не означает ее автоматического решения, на этом пути стоят еще многочисленные препятствия. Они имеют системный характер. Решать их необходимо комплексно. Остановимся на некоторых из них, которые касаются тематики, форм и методов патриотического образования на уроках истории.
Прежде всего, говоря о патриотическом образовании, необходимо четко обозначить само содержание понятия «патриотизм», которое в обыденном сознании воспринимается как «любовь к Родине». При таком подходе по данным СМИ (Федоров В. «Патриотизм у россиян в прошлом» статья в газете «Московский комсомолец») подавляющее большинство россиян - 84% - считают себя патриотами.
А ведь на самом деле термин и явление «патриотизм» имеют многозначный и характер и конкретно-историческое содержание. На протяжении развития общества, страны, государства происходил генезис представлений о патриотизме, а сама трактовка этого термина поливариантна и неоднозначна. Патриотизм может быть подлинным и мнимым, негативным (отрицающим) и позитивным (доброжелательным), квасным (ритуальным) и глубинным (ценностным), чувственным и разумным, спокойным и воинственным, инстинктивным и осознанным, а еще и лжепатриотизмом, псевдопатриотизмом, ура-патриотизмом, национал-патриотизмом. Кого в таком случае считать патриотом, и какие черты личности необходимо помочь сформировать обучающимся в процессе историко-обществоведческого образования?
Чтобы это понять обратимся к недавнему прошлому отечественного школьного исторического образования.
В советской педагогической науке и практике всегда уделялось повышенное внимание проблеме патриотизма. Означает ли это, что учителю истории напрямую можно использовать в своей деятельности многочисленные методические наработки того времени. Конечно, отказываться от них полностью нельзя, также и как копировать в современном преподавании, но возможно их творческое переосмысление. В этом можно убедиться, исходя из сущности понимания патриотизма и патриотического историко-обществоведческого образования в тот период. Тогда педагоги отождествляли его с верностью марксистско-ленинским коммунистическим идеалам, а также в подчинении личных интересов интересам коллектива, общества, государства, а единственной разновидностью патриотизма был «социалистический» или «советский» патриотизм. Давалось и его определение - «сознательная, целеустремлённая и действенная любовь к социалистической Родине, основанная на глубоком понимании превосходства советского строя над всяким другим, суровая, неистребимая ненависть к врагам Родины, преданность и верность всему содружеству социалистических стран». Истинным патриотом считался тот, «кто бесстрашно разоблачает врагов народа, обывателей, паникёров и нытиков…». Таким образом, это была попытка реализации модели идеологического патриотизма. Но распад СССР и системы социализма означал ее крах.
В конце XX - начале XXI в. в эпоху всемирной глобализации, поставившей под сомнение необходимость существования национальных государств, складывалась иллюзия ненужности и даже вредности патриотического воспитания, ведущего к национализму и фундаментализму, религиозному экстремизму. Патриотизм стал подменяться космополитизмом - идеологией мирового гражданства, нацеливающей на взаимодействие и сближение народов. В это время снизилось внимание к патриотическому образованию, а содержательная героико-патриотическая сторона школьного курса истории и обществознания резко сузилась. На первый план стал выходить так называемый «либеральный патриотизм», который включает «любовь и потребность защищать только ту страну, в которой тебе хорошо», а Родиной считается «любое место в мире, где люди и их близкие чувствуют себя в безопасности».
В последние годы в России патриотическое образование вновь вошло в область важнейших государственных интересов. Этим объясняется продолжение Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» на основе Концепции патриотического воспитания. Она дает два определения патриотизму. Первое из них характеризует патриотизм как особую направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность. Это предполагает приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями личности. Второе определение представляет патриотизм как сознательно и добровольно принимаемую позицию граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества в нашей стране.
Таким образом, основу современного патриотического образования составляет государственный патриотизм - «проявление его носителями чувства гордости за державу, активное участие в укреплении государственности». Конечно, появление такой разновидности патриотизма востребовано необходимостью консолидации интересов и усилий общества для решения проблем, связанных с усугублением внутренних и внешнеполитических рисков, стоящих перед нашим государством. Из вышесказанного можно сделать вывод, что государственный патриотизм кроме любви и уважения к Родине автоматически подразумевает обязательное уважение государственной власти и направлен на формирование у личности осознания идентичности своей судьбы с судьбой своего народа и Родины.
Не ставя под сомнение эту цель как стратегическую, все же представляется важным, чтобы учитель истории обществознания на своем уровне, в практической повседневной деятельности индивидуальной и групповой работы с обучающимися способствовал формированию не только государственного, но и гражданско-личностного патриотизма. Так как школьное историческое образование призвано удовлетворить одну из важных естественных потребностей человека - возможность воспринять такую высшую духовную ценность, как любовь к большой и малой Родине. И здесь независимо от государственного строя в качестве первоочередного субъекта патриотизма выступает личность школьника. А задачей преподавателя является помощь в осознании им своей исторической, духовной, национальной принадлежности и готовности действовать на благо своего Отечества, понимая и уважая интересы и чувства народов других стран.
В таком подходе основными признаками патриотизма являются:  чувство Родины (ощущение внутренней связи с Родиной);  любовь к Отечеству и гордость за него, за символы государства, за свой народ;  ответственность за судьбу Родины и своего народа, за их будущее;  чувство долга перед Родиной;  стремление к деятельности, направленной на процветание своего государства и народа, на повышение их международного авторитета;  приверженность идеалам, ценностям и традициям своего Отечества;  готовность сохранять и приумножать честь и славу Отечества;  ощущения величия своей Родины;  готовность защищать интересы своей Родины всеми средствами, в том числе и оружием. И от себя добавлю – способность понимать, осознать исторические ошибки и извлекать из них уроки.
Именно уроки истории и обществознания всегда были призваны способствовать формированию чувства патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за ее будущее и настоящее, учащийся утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Отечества. Школьное историческое образование может помочь пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Но при этом крайне важно в преподавании истории не отходить от принципа научности и объективности, придерживаться конкретно-исторического подхода в оценке событий и поступков людей. В противном случае героизм может превратиться в казенный ура-патриотизм, а чувство гордости за успехи в развитии страны в лжепатриотизм и ксенофобию. Подростки очень остро ощущают неправду и полуправду, а искусственные попытки приукрашательства, декорирования некоторых сложных моментов в развитии страны и ее взаимоотношений с другими государствами могут привести к негативным результатам – вызвать недоверие, неприятие, нигилизм и аполитичность. В этом учителю истории помогут не только его убежденность, но и глубокие знания, серьезный анализ исторических процессов и явлений совместно с учащимися.
Прошлое нашего Отечества дает яркие примеры беззаветного исполнения долга перед Родиной. Во все времена ратные и трудовые подвиги почитались народом, на их примерах воспитывалось молодое поколение. В этом смысле историческое образование может предложить широкий спектр тем для формирования чувства патриотизма. Но наиболее ярко это проявляется при рассмотрении военной истории, где были победы и поражения, нашествия и борьба за независимость, но сильная духом своего народа, беззаветной преданностью и самоотверженностью воинов, с оружием в руках отстаивающих веру, честь и суверенитет, в решающих битвах за сохранение своей государственности Россия всегда побеждала. Победы русского оружия над врагами Отечества прочно вошли в школьное историческое образование. Хорошим ориентиром здесь может служить закон «О днях воинской славы (победных днях) России», им установлены 15 дней воинской славы России, которые сыграли решающую роль в истории страны и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников, и благодарную память потомков. Но самыми важными событиями сверхконцентрации патриотизма, которые менее мифологизированы, основаны на подтвержденных исторических источниках, и где с особой силой проявилось служение Родине не как профессиональная обязанность, а как убеждение, конечно же, являются три отечественные войны: 1812 года, Первая мировая и Великая 1941-1945 гг.
Изучение периода этих событий, казалось бы, должно быть прочным фундаментом в процессе патриотического образования, но, к сожалению, не все здесь однозначно и гладко. И дело не только в катастрофическом дефиците учебного времени, которое программа отводит на изучение этих тем. Другой важнейшей проблемой является отсутствие изображения в учебниках деятельности конкретных людей - простых солдат и офицеров, партизан и подпольщиков, тружеников тыла, подвигов молодого поколения, коих в истории было огромное количество. Это резко снижает патриотический потенциал данных событий. Тревожная картина в этом плане наблюдается при изучении Первой мировой войны – полное забвение тех людей, которые, не жалея своих жизней, защищали Родину. Недаром современники называли эту войну второй Отечественной. Антропологический аспект, подвиг обычного человека, его роль в этих событиях еще не полностью раскрыты, не оценены до конца. Это вполне отражает высказывание известного английского военного психолога Нормана Коупленда, который полагал, что «войны выигрываются людьми, а не кораблями, танками, орудиями, снарядами, самолетами и бомбами». Именно человеческое наполнение и измерение истории прививает интерес и уважение к своей истории, служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого. Позитивным исключением из этого ряда учебников является учебное пособие по истории Татарстана, в котором широко представлены реальные герои тех военных событий и описание их подвигов во благо Отечества.
Новые интерактивные учебники с видеофрагментами, анимационными картами, изображением образцов оружия и военной формы, документальным материалом, дополнительными биографическими и терминологическими выкладками, могли бы несколько поправить сложившуюся ситуацию, но, к сожалению, они еще не вошли в широкий обиход, а методика их перманентного применения на уроках истории еще недостаточно разработана.
Все эти моменты необходимо учитывать учителю истории при изучении главных патриотических тем.
Для лучшего осмысления учениками событий прошлого, героической деятельности людей, для более полного понимания ценности единства народа, его патриотизма и гражданского долга в периоды монгольского нашествия, польско-литовско-шведской интервенции, Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны и других переломных событий на помощь учителю должна прийти и современная методика проведения занятий – системно-деятельностная, позволяющая сформировать необходимые обучающимся компетентности. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в ученике чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и необходимую обеспокоенность, тревогу, озабоченность ее трагедиями, стремление принимать активное участие в решении проблем страны. Поэтому современный урок историко-патриотической направленности должен содержать в себя несколько взаимосвязанных компонентов.
1.Когнитивно-интеллектуальный компонент. Он включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и анализ способов его проявления в различных видах человеческой деятельности – по обороне страны, восстановлении хозяйства, в реформаторской деятельности, во внешней политике, культуре.
2.Эмоционально-чувственный компонент состоит из формирования у обучающихся патриотических знаний и убеждений. Большее значение имеет создание педагогических проблемных ситуаций, которые включают элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивания своих суждений, в результате чего у учеников складывается своя внутренняя позиция.
3.Поведенческий и волевой компонент патриотизма. Это формирование у школьников способности к волевым проявлениям в области патриотизма. Основным средством для решения этой задачи является включение учащихся в разнообразные виды историко-патриотической деятельности и формирование опыта патриотического поведения, внедрение в учебные занятия краеведческого материала, встреч с ветеранами войны и тыла, современниками и живыми участниками событий. При этом важно использовать приемы вовлечения учеников в самостоятельную и совместную групповую творческую деятельность, позволяющие заинтересовать конкретным результатом, например, создание плаката, стенда, проекта журнала, написание эссе по изучаемой теме, которые можно было бы использовать не только на уроке, но и в дальнейшей работе по формированию патриотизма. Важно отметить вниманием, оценить работу ученика и группы учащихся.
Для школьной модели истрико-патриотического образования можно условно выделить несколько психоэмоциональных состояний направленности, закрепляющих мотивировку к деятельности обучающегося: 1)восхищение своей страной - учитель на ряде уроков подбирает факты, вызывающие восхищение и гордость за свою отчизну, таким образом, создается положительный образ страны, которую нужно любить и уважать; 2) уподобление – учитель в рассказах о личностях и событиях, говорит о сложностях в борьбе со многими трудностями и проблемами в истории и их преодолении – формируется на уровне примера положительный пример удачной деятельности личности, которой может следовать ученик; 3)сопереживание – учитель говорит о неудачах и неразрешенных проблемах истории, что вызывает сочувствие обучающихся к страданиям своего народа и помогает им обращаться к своей совести; 4)сопричастность – ученик знакомится с актуальными проблемами в национальной истории, до сих пор не разрешенными, он попадает в ситуацию, где может сам предложить личностный или общественный вариант решения. По-существу, любой урок истории и обществознания по своему содержанию имеет патриотической воздействие на ученика, его эффективность возрастает с применением следующих форм и технологий:
- проблемно-диалогическая технология ведения урока, позволяющая удовлетворить потребность обучающегося быть услышанным на уроке, дающая возможность сосредоточить мышление-поиск в нужном направлении, включиться в анализ явлений, сопоставить свою позицию с другими подходами, сопереживать происходящее; примеры таких уроков могут быть представлены дискуссиями о стратегии и тактике российской армии в ходе Отечественной войны 1812 г., или оценкой договора о ненападении с Германией в 1939 г.
- уроки самостоятельного поиска ответов на вопросы в документах и текстах, большим подспорьем в этом могут стать открытые архивы, мемуарная литература, письма участников событий, рекомендованные учителем сайты сети Интернет. Сочувствие, сопереживание, понимание цены победы усиливается, когда учащиеся не просто знакомятся с событиями по тексту учебника или по рассказу учителя, а работают с историческим источником (например, сопоставляют отрывки описания битвы по произведениям Куликовского цикла: «Сказание о Мамаевом побоище»; поэма «Задонщина» и др.)- уроки подготовки и защиты рефератов и сообщений об исторических личностях: героях, полководцах, правителях, общественных деятелях, тружениках тыла. Это приводит к обогащению тем материалом, которого так не хватает в учебнике, а с появлением новых возможностей презентаций, визуального, музыкального и аудио сопровождения это способствует лучшему эмоциональному восприятию и дает большой эффект в формировании чувства патриотизма, гордости за победы своих предков (например, ресурсы виртуальной энциклопедии Кирилла и Мефодия). Важно при этом, чтобы рассказ ученика носил ценностно-нравственную окраску, собственную оценку патриотических деяний людей, примеров служения Отечеству, героизма, верности и преданности своей Родине, своему народу;
- тематические семинарские занятия, на которых можно углубленно и дискуссионно рассмотреть многие темы патриотической направленности, такие как «Женское лицо войны», «Оккупационный режим», «Коллаборационизм», «Дети и война», с приглашением ветеранов войны, свидетелей исторических событий. Слушая рассказы очевидцев событий, которые на своих плечах вынесли все тяготы той поры, обучающиеся как бы сами прикасаются к живой истории, становятся ее частью;
- игровые формы работы - являются непременной частью историко-патриотического образования в школе, чтобы разнообразить деятельность учащихся на уроках, я использую задания, мотивирующие познавательную деятельность, а именно те, которые обладают определенной привлекательностью для учащихся. Эти задания при всем их разнообразии объединяют два качества: во-первых, от ученика их решение требует привлечения опыта, лежащего вне предметной сферы, в известном смысле уравнивает шансы всех учащихся независимо от уровня их осведомленности в области данного учебного курса; во-вторых, результат выполнения этих заданий легко проверяется и одновременно свидетельствует об определенном прогрессе в области изучения предмета, т.е. может быть объектом оценивания. Понятно, что такими качествами обладают задания, материал которых пересекается с содержанием учебного предмета, а формат заимствован из области интеллектуальных игр. Задания подобного рода обладают еще одним преимуществом: их удобно использовать на уроке для индивидуальной работы или работы в группах. Мною разработана, признана профессиональным сообществом и регулярно используется на уроках и мероприятиях Недели историко-обществоведческих дисциплин целая серия командных интеллектуальных игр патриотической направленности: «Великая Отечественная война: год за годом», «Я знаю!!!», «Калейдоскоп исторических знаний», «Занимательные моменты истории» «Сквозь истории мифы…», «Мы не забудем Курскую дугу, но трижды враг ее не позабудет…» , «100 вопросов по Отечественной войне 1812 года», «Первая мировая: Великая и забытая». Постоянное применение этой формы в учебной практике способствует формированию у обучающихся устойчивого чувства патриотизма.
- метод проектов, который является непременным показателем и результатом работы в условиях ФГОС. Его тоже необходимо широко задействовать в патриотическом образовательном процессе. Наиболее актуальным здесь представляется создание многослойного, постоянно дополняющегося многолетнего проекта «Летопись моей семьи». Знакомство со своими родовыми корнями, деятельностью предков позволяет школьникам осознать свою причастность к истории, ощутить себя гражданином великой страны, впитать нравственные ценности семьи. Ребенок должен знать, что он - хранитель памяти о своих предках и должен передать ее потомкам. Память о предках - это показатель нравственного здоровья нации. Такая работа напрямую влияет на формирование патриотических качеств личности, оказывает огромное эмоциональное воздействие, вызывает чувство гордости за своих близких, за их вклад в развитие своей Родины. Такой деятельностью весьма сложно заниматься на уроках истории, курс которой перенасыщен информацией и не оставляет для этого учебного времени. Но хорошо может быть встроен в вариативную часть предмета «Обществознание», особенно в рамках общего образования.
Понятно, что патриотическое воспитание в школе должно быть многоплановым и комплексным, поэтому здесь всегда необходимо задействовать метапредметные связи, активизировать информацию учащихся, полученную при изучении других предметов. Особенно ярко это выражается во взаимодействии с курсами литературы, ОБЖ, мировой художественной культуры. Могут быть востребованы и интегративные формы занятий по ряду тем патриотической направленности.
Для активизации работы в этой сфере, для ознакомления и применения затем на практике инновационных методик, вполне разумно было бы возобновление курсов повышения квалификации учителей, специально посвященных этой тематике, и которые в настоящее время фактически отсутствуют.
Учет и внедрение в школьное историко-обществоведческое образование этих рекомендаций, думается, благоприятно сказался бы на качестве работы по формированию патриотизма.