Выступление на районном семинаре по гражданско-патриотическому воспитанию


«гражданско-патриотическое воспитание в школе»
С 1 Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи характеризуется низким уровнем гражданского образования и патриотического воспитания у школьников. И имеет, по крайней мере, три аспекта:
С 2 Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, любящих свою Родину, обладающих не только знаниями, но и такими чертами личности, как толерантность, гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня гражданственности, ибо гражданственность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
С 3 Понятие патриотизма включает в себя:
чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
гордость за символы государства, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
С 4 Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
Школа, определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы С 5 содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания.
С 6 Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
С 7 Фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан, россиян.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества.
Исходя из вышеизложенного, наша школа одним из ключевых направлений воспитательной работы определила для себя гражданско-патриотическое воспитание. С 8 Цель гражданско-патриотического воспитания — развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.
Гражданско-патриотическое воспитание включает в себя следующие направления:
С 9 1. Духовно-нравственное;
2.Культурно-историческое
3. Гражданско-правовое
4. Военно-патриотическое
С 10 1. Духовно-нравственное направление, включающет в себя:
формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
С 11 2. Культурно-историческое направление, предполагает:
воспитание у учащихся любви к «малой» Родине, её культурному наследию;
формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
С 12. 3. Гражданско-правовое направление, ориентированно на:
изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.
формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
С 13 развитие реально действующего школьного самоуправления.
С 14 4. Военно-патриотическое направление, включает в себя:
изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов народа во времена войн;
сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.
С 15 Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию предусматривает их воплощение в жизнь как на уроке, так и при организации внеклассной и внеурочной деятельности.
С 16 В школе действуют: кружки «Гражданин. Общество. Право.» и «Юный патриот»; биологический «Живая планета» и туристическо-краеведческий, где ребята изучают родной край, совершая туристические поездки, экскурсии, занимаются благоустройством территории школы; на занятиях кружка «Традиции и обычаи моего народа» идёт изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора; кружок «ЮИД», театральная студия «Золотой ключик»; клубы «В здоровом теле – здоровый дух» и «Мир в котором я живу»; спортивные секции.
С 17 Гражданско – патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций.  За последние годы определился круг мероприятий, который стал «визитной карточкой»  школы: 1. Каждый год в преддверии Дня Победы в стенах нашей школы проходит концерт для ветеранов ВОВ «Вам, ветераны, наш поклон земной!»; «Акция милосердия»; оформление стены памяти «Ваши имена в наших сердцах – навсегда!», где размещены сочинения и исследовательские работы ребят о членах своих семей – участниках ВОВ и работниках тыла; в 2013-2014 г. совместными усилиями учителей школы и ДОО был организован и проведен благотворительный концерт Национального Симфонического оркестра РБ «Песни военных лет», где обучающиеся школы, учителя и приглашенные ветераны ВОВ и работники тыла единым хором вспоминали песни военных лет (мы надеемся, что это станет нашей традицией, с оркестром договоренность уже имеется). С 18 2. военно-спортивный турнир по военно-прикладным видам спорта «К защите Родины готов!»;
С 19 3.смотр-конкурс строевой подготовки и военной песни с 1-11 класс «Есть такая профессия Родину защищать!», С 20 где ребята показывают свои умения в строевой подготовке и знания по истории, символике Российской армии и военно-морского флота;
С 21 4. смотр инсценированной военной песни и плакатов «Пусть живые помнят – поколения знают!»;
С 22 5. проведение спортивно-массовых мероприятий: «Веселые старты»; «Папа, мама и я – спортивная семья!»;
С 23 6. В летний период, под руководством Колечкова С.Д. наши ребята участвуют в летней плавательной практике совместно с Уфимским городским детским морским центром им. Контр-адмирала М.И. Бакаева «Юные нахимовцы».
С 24
С 25 Месячник проводится насыщенно, разнообразно. Он включает в себя и тематические общешкольные линейки, посвященные дням воинской славы; творческие встречи с интересными людьми РБ: с членами Союза художников Зауралья «Жемчужины республики Башкортостан», с народным артистом РБ, автором гимна РБ Фаридом Идрисовым.
С 26 Проводятся мероприятия, посвященные памятным датам, связанными с локальными войнами - это Вахты памяти у школьной мемориальной доски, в честь павших в Афганистане и Чечне выпускников нашей школы (доска была торжественно открыта в 2005 г.);
С 27 тематические классные часы на тему «Подвиги героев - земляков», уроки мужества «Вспомним всех поименно», на которые приглашаются участники локальных войн;
С 28 По инициативе ДОО проводятся благотворительные акции: акции «Герои живут рядом», «Помним и чтим»; к Международному дню инвалидов – концерты для слабовидящих, и для учащихся школы-интерната № 63; дружественный концерт и сбор художественной литературы для детского дома; акция отряда ЮИД «Письмо водителю».
С 29 Кроме общешкольных мероприятий, классными руководителями проводится работа по данному направлению в соответствии с возрастом учащихся. Для этого используются самые разнообразные формы проведения мероприятий с каждым классом: конкурсная программа, утренники, познавательные игры, литературные игры-беседы, устный журнал, экскурсии по родному краю, что и способствует развитию личностных качеств каждого ученика индивидуально.

Работа по военно-патриотическому воспитанию затрагивает каждого ученика нашей школы, раскрывая перед детьми значение слов «РОДИНА», «ОТЕЧЕСТВО», «ЗАЩИТНИК».
С 30 Ведущей задачей коллектива нашей школы является воспитание гражданина с активной гражданской позицией и патриотическим сознанием -это и является основой личности гражданина России.
Мы верим, что светлые и славные традиции школы еще долгие годы будут способствовать укреплению гражданско-патриотических качеств наших учащихся и являться предметом гордости и уважения, как учителей, так и учеников.
Главное, чтобы в сердце каждого поселилось чувство ответственности, гордости за свое Отечество, единственную, уникальную для каждого человека Родину, данную ему судьбой.
С. 31