«Мы помним Русь святую, язык и веру предков »(Литературно- музыкальная композиция)


Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Белгородский техникум общественного питания»

Разработка внеклассного мероприятия
«Мы помним Русь святую, язык и веру предков »
(Литературно - музыкальная композиция, посвященная Дню славянской культуры и письменности)
Мусатова Галина Васильевна,
преподаватель русского языка и литературы
«Мы помним Русь святую, язык и веру предков »
Цели:
1.Содействовать формированию у обучающихся интереса к истории возникновения письменности, истокам создания славянской азбуки и ее создателям.
2.Способствовать воспитанию у обучающихся любви к родному слову, родному языку, отечественной истории.
3.Создать условия для развития навыков культуры речевого общения и активизации познавательного интереса к истории возникновения письменности и к изучению русского языка.
4. Способствовать формированию духовно-нравственных ценностей обучающихся через приобщение его к истории родного языка, к духовным истокам русской культуры.
Оснащение: Мультимедийная установка, презентация «Вначале было слово…», Музыкальное сопровождение: П. И.Чайковский «Времена года», «Гусли», Гимн славян ( Велика ты, Матушка Земля…), «Колокольный звон».
Видеофильмы: «Кирилл и Мефодий», «Российский гимн Кириллу и Мефодию».
Ход мероприятия.
Музыкальная заставка П.И. Чайковский « Времена года»
Чтец: Неугасимая лампада
В Москве на площади горит,
Там памятник стоит двум братьям,
Навек закованным в гранит.
От них язык свой знаем мы
С древнейших дней, от аз и буки,
От них мы грамотой сильны,
Другие познаем науки.
Кирилл, Мефодий, его брат,
Как будто списаны с натуры,Мы им обязаны стократ
Днем письменности и культуры.
Чтец: Святые Кирилл и Мефодий пред нами,Их праздник великий и славный мы чтим.Украсьте ж и вы икону цветами,Пролейте слезу благодарности им.Простые их буквы – не искры ли это?Не брызги ли это небесных лучей?Снопами великого вечного светаОни воссияли над жизнью людей.В тяжелом сомнении, в житейской невзгоде,В беде – призывайте вы их имена.Учители наши, Кирилл и Мефодий,Хранят нас молитвой на все времена.
Чтец: «Не каждый знает, что сегодня
Мы отмечаем день Кирилла и Мефодия.
Для тех, кто слышит имена их в первый раз,
Начнём, пожалуй, этот длинный сказ…»
Ведущий 1:. Ежегодно 24 мая мы празднуем День славянской культуры и письменности. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита - великих русских просветителей Кирилла и Мефодия.
Ведущий 2: В России этот день впервые отметили в 1992 году. Тогда же в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию.
Ведущий1: У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти подвигу двух братьев. Чем же они заслужили такую честь? Почему же два тысячелетия помнят о них народы?
Ведущий 2: Сегодня мы совершим путешествие в старину, вспомним о Святой Руси, о далёких временах, нам неведомых.
Звучит колокольный звон
Чтец: Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах,
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Музыкальная заставка П.И. Чайковский « Времена года»
Ведущий 1: Кем бы мы были без письменности? Неучами, невеждами, да и просто – людьми без памяти. Трудно даже представить себе, каким бы было человечество, не имеющее азбуки. Ведь без письменности мы не могли бы передавать информацию, делиться опытом с потомками, и каждому поколению пришлось бы заново изобретать велосипед, открывать Америку, сочинять «Фауста».
Ведущий 2: Более тысячи лет тому назад славянские книжники братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий стали авторами первого русского алфавита. В наше время десятая часть всех языков – семьдесят! – имеет письменность на основе кириллицы.
Чтец: Молчат гробницы, мумии и кости –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас другого достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Музыкальная заставка «Гусли»
Ведущий 1: Гой, вы славные наши гостьюшки! Расскажу я вам о далёких временах, о Руси нашей матушке и о людях её великих. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добры матушки, бородатые мудры батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.
Ведущий 2: А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Они родились в Византийском городе Солуни в семье военачальника. Детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде – дома говорили по-славянски, а в школе – на греческом языке. Латинский язык был неизвестен солунцам.
Ведущий 1: В доме их отца среди немногочисленных книг была «Энеида» Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать младший из братьев Кирилл. Он раскрыл увесистый том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными,
Ведущий 2: После долгих поисков Кириллу наконец посчастливилось встретить приезжего человека, знавшего латинскую грамматику.
На сцену выходят «Кирилл» и «Приезжий человек»
“Кирилл”: Я слышал, что Вы хорошо знаете латинскую грамоту. А мне хотелось бы прочитать книгу, написанную на латыни.
“Приезжий человек”: Зачем тебе это нужно? Да, я понимаю латинскую грамоту и мог бы пояснить тебе каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня. Ты думаешь, мне много пользы от того, что я читал премудрые книги? Я потому и переехал сюда, в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с учеными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся никого больше не учить ни грамматике, ни другим наукам.
“Кирилл”: И все же я хочу понять то, что написано в мудрых книгах.
“Приезжий человек”:  Попробуй. Только я тебе в этом не помощник.
“Кирилл” и “Приезжий “уходят
Ведущий 1: Через год приезжий человек повстречал Кирилла.
“Кирилл” и “Приезжий “ возвращаются
“Приезжий человек”:  Послушай, мальчик! Ты по-прежнему хочешь, чтобы я научил тебя премудростям латыни? Или уже забыл о своём желании?
“Кирилл”: Я не забыл, но теперь я изучаю латинский язык сам.
“Приезжий человек”: Как можно самому научиться незнакомому языку?
“Кирилл”: Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и, сопоставляя их фразу с фразой, уяснил уже многое. Теперь не только “Энеида”, но и другие латинские книги мне понятны.
“Кирилл” и “Приезжий “уходят за кулисы
Видеофильм «Кирилл и Мефодий»
Ведущий 2: Так ещё в детстве Константин обручился с богиней мудрости Софией, которую в семилетнем возрасте увидел в пророческом сне - теперь для него знания, книги стали смыслом всей жизни.
Ведущий 1: В дальнейшем Константин получил блестящее образование при императорском дворце в столице Византии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Он стал одним из самых образованных людей Византии, за великую мудрость его прозвали Философом.
Ведущий 2: Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете философию. Знания, полученные во время обучения, не остались лежать мертвым грузом.
Ведущий 1: По поручению византийского императора Михаила III Кирилл приступил к созданию Славянской Азбуки. Но создание письменности - непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл отправился в монастырь к своему старшему брату - Мефодию. Брат Мефодий был его единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Отказавшись усмирять восстание славян, Мефодий ушел с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом.
Ведущий 2: После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. Они работали с раннего утра, едва рассветало, и ложились спать поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. А когда первые книги были переведены с греческого языка на славянский, они с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви и школы.
Ведущий 1:  В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, а не на чужом и непонятном – латинском, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание!
Чтец:        Так вот они – наши истоки,
Плывут, в полумраке светясь,
Торжественно – строгие строки,
Литая славянская вязь.
Так вот где, так вот где впервые
Обрёл у подножия гор
Под огненным знаком Софии
Алмазную твёрдость глагол.
Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть,
 На синих днепровских излуках
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
«Я есмь!» - заявила Вселенной,
«Я есмь!» - заявила векам.
Ведущий 2: В течение трех лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры. Всю жизнь солунские братья посвятили учению, знаниям, служению славянам, не придавая значения почестям и славе, терпя порой злобу, клевету, гонения.
Ведущий 1: Младший Константин много читал, размышлял, писал проповеди, переводил, а старший Мефодий был хорошим организатором, «издавал» книги, руководил школой учеников.
Ведущий 2: Константину не суждено было вернуться на родину. Когда они приехали в Рим, он тяжело заболел, принял монашеский постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Похоронен в Риме.
Ведущий 1: Мефодий позже занимался переводческой, просветительской работой, был учителем до самых последних дней. Умер и похоронен в Моравии.
Звучит колокольный звон

 Чтец:  В колокола трезвонил Рим,
Поплыли бронзовые звуки.
Детей славянских перед ним,
Читавших медленно: аз, буки,
Видение вставало зримо,
И чудо тонких строчек плыло…
 
И мудрый сеятель изрек:
«Взошли на ниве семена
И стала полем целина,
Рукой засеянная щедрой»
 
Ведущий 2: После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа Римский запретил изучение славянского языка. Дело Кирилла и Мефодия, несмотря на упорную и длительную борьбу в течение многих лет, претерпело неудачу у западных славян, которые по-прежнему используют латинскую азбуку,  но зато новая азбука для славян прочно утвердилось в Болгарии, а оттуда была перенесена в Сербию, Румынию и на Русь.
Ведущий 1: Ученики Кирилла и Мефодия открывают свои школы, и к концу IХ века уже тысячи людей читают и пишут на старославянском языке.
Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя:
(Выходят студенты с буквами)
А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро, Е – есте, Ж – живете, З – зело, земля, Л – люди, М – мыслете, П – покой, Р – рцы, речь, С – слово, Т – твёрдо…
Ведущий 2: Давайте поговорим о старых названиях букв, которые широко использовались в русской литературе в художественных целях.
Рассказ о каждой букве- студентами- буквами.
Студент: Первая буква алфавита - «аз» («а») в наши дни продолжает свою жизнь в устойчивых выражениях, фразеологизмах. О человеке, который ничего не знает, ничего не смыслит в каком – либо деле, могут сказать: «Он аза не знает в глаза».
Студент: «Буки» («б»)- название второй буквы русской азбуки входит в пословицу: « Аз да буки- все науки», используется в выражении «не суйтесь буки наперед азов», говорящем о том, что каждый должен знать свое место. В результате сложения «Аз» и «Буки» получилось слово Азбука. В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.
Студент: «Веди» (в»)- третья буква старинного русского алфавита. Аз, буки, веди - нередко обыгрываются писателями для обозначения основы знаний, того, с чего нужно начинать всякую учебу вообще. «Нам аз, буки,
веди - вот с чего надо учиться»- так писал А. Н. Толстой в своем романе «Петр I».
Студент: «Глаголь» («г»)- это представляющее собой форму слова «глаголати» (говорить). Выражение «не миновать глаголя» означает «быть повешенным». В прошлом веке глагольчиками называли мелкие кондитерские изделия в виде различных фигур и букв. Существует в народе и присказка: «Буки букашки, ведь таракашки, глаголь кочерыжка (кочерга)».
Чтец: В старину учились дети-
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б как Аз да Буки,
В- как Веди, Г- Глагол.
И учитель для науки
По субботам их порол.
***
Чтец: Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину.
А девицам полагалась
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На церковном языке.
Студент: «I » называли раньше «и десятеричное», а было еще «и восьмеричное»- это наше «и». Когда хотим окончательно выяснить, уточнить все подробности, довести все до логического конца, мы говорим: ставить точки над «и». Например, у И. С. Тургенева в произведении «Вешние воды» можно встретить такую фразу: «Марья Николаевна обо всем аккуратно выспрашивала, во все входила; каждое ее слово попадало в цель, ставило точку прямо на «и».
Студент: «Мыслете» («м»)- мыслить. Слово «мыслете» дало жизнь и шутливому, не употребляемому в наши дни фразеологизму «писать мыслете». Посмотрите начертание этой буквы- непрямая, ломанная линия, и вы поймете, почему возникло это выражение. Так, к сожалению, ходят весьма нетрезвые люди. В комедии Н. В. Гоголя «Женитьба» мы сможем встретить такие строчки: «Смотрите: на ногах не держится. Эдакое мыслете он всякий день пишет».
Чтец: А имя этой буквы совсем необычное.
Есть буквы шипящие,
Есть буквы свистящие,
И только одна из них-
Буква рычащая.
Студент: Здравствуйте! Я буква «Рцы».
Недаром я собой горжусь,
Ведь - я начало слова «Русь».
Русь талантами богата,
Русь талантами сильна.
Если будут петь ребята-
Значит, будет жить она.
Студент: «Ферт» («ф»)- происхождение слова не установлено. По внешнему виду начертание буквы напоминает подбоченившегося человека. Существуют выражения: стоять фертом, ходить фертом- важничать, рисоваться. А. С. Пушкин пишет:
«У стенки фертик молодой
Стоит картинкою журнальной».
Студент: «Ять» происходит от «ядь» в значение «еда, пища», обозначала особый гласный звук, очень узкий (э), близкий по звучанию к (и), или звук, средний между (э) и (и), который к XVIII веку уже произносится в литературном языке как (е). Буква сохранилась в XVIII- XIX и даже начале XX века в русском алфавите лишь по традиции и только после революции была упразднена, но слово не совсем ушло от языка, оно осталось в составе просторечного выражения «сделать на ять», то есть сделать очень хорошо.
Студент: «Юс большой» и «юс малый»- происхождение слова «юс» неясно. Эти буквы в старину служили для обозначения гласных «о» и «е» с носовым призвуком. Были упразднены реформой Петра I (8) в 1708-1711 годах, но слово, обозначающее эти буквы, «юс», употреблялось в русском языке в XIX веке, известно по сей день в русских народных говорах, со значениями: приказный, подьячий, законник, крюк.
Студент: «Фита»- слово происходит от названия этой же буквы, заимствованной из греческого алфавита, но имеющей там иное значение - «тета». Под влиянием несколько отрицательного восприятия буквы слово, ее обозначающее, приобрело переносное значение с таким же отрицательным оттенком: несерьезный, легкомысленный человек. От этой буквы образованно слово «фетюк», обозначающее» нерасторопный, глупый, несообразительный человек.
Студент: «Ижица»- название последней буквы старого русского алфавита, была упразднена реформой Петра 1, но вошла в состав фразеологизма: «дойти до ижицы» в значении: завершить, закончить что- либо. Известны также пословица «не суйся ижица наперед аза», то есть каждый знай свое место, а выражение «прописать ижицу»- проучить, жестоко наказать кого- либо.
Чтец 1: В любой старинной книжицеТы можешь прочитать:
Жила на свете ИЖИЦА,
А с нею буква ЯТЬ.
Но время быстро движется,
И жизнь уже не та.
Где нынче буква Ижица?
Где Ять? И где Фита?
Без них правописание
Сумело обойтись.
Новейшие издания
Без них выступают в жизнь.
Уж так на свете водится,
Как говорил мудрец:
Когда без нас обходятся,
То значит, нам конец.
 
 
Ведущий 1: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.
Ведущий 2: Лишь в царствование Петра Первого славянская азбука была заменена «гражданской», были внесены изменения в алфавит. Царским указом велено было упростить правописание и отменить буквы “юс малый”, “юс большой”, “кси”, “пси”, “зело”, “омегу”, которые стали обузой в русском алфавите.
Ведущий 1: Во 2-й половине 18-го столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке. Это буквы “Й” и “Ё”.
Ведущий 2: В начале 20-го века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году. Указом Наркома Просвещения упраздняются буквы: “десятеричное”, “ять”, “фита”, “ижица”, буква “ер” на конце слов.Ведущий 1: Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием,  содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств.
Ведущий 2:  Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига.
Музыкальная заставка П.И. Чайковский « Времена года»
Чтец: Когда май месяц расцветает,
Числа двадцать четвертого
Славянский мир весь восхваляет
Кирилла и Мефодия.
Они алфавит создавали,
Греческий взяв за основу.
Библию и проповедь писали,
Славян просвещая словом.
Окончил курс наук Кирилл,
В библиотеке он при церкви служит,
А так же он философом прослыл.
Все потому, что он с наукой дружит.
Ему же византийский император Михаил
Важнейшее задание поручает,
Чтоб к созданию азбуки он приступил.
Мефодия Кирилл на помощь призывает.
Мефодий жизнь военной службе посвятил
И образцом был чести для мирян,
Он независимость всех благ сильней ценил,
Не стал смирять восстания славян.
Он удалился в монастырь, но не ушел от жизни,
Одной идеей с братом увлечен.
Май. Год 863-й, в городе ПлискеСлавянский алфавит был оглашен.
Переводят церковные книги,
Открываются церкви, и учатся дети.
Тот алфавит был на Руси неоценим,
И существовал он более семи столетий
Ведущий 1: И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей - братьев Кирилла и Мефодия. Память великих братьев чтят словами праздничного песнопения:
Раздаётся колокольный звон
Чтец: По широкой Руси – нашей матушке Колокольный звон разливается. Ныне братья святые Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются.Чтец: Вспоминают Кирилла с Мефодием, Братьев славных, равноапостольных, В Белоруссии, Македонии, В Польше, Чехии и Словакии. Хвалят братьев премудрых в Болгарии, В Украине, Хорватии, Сербии!
Чтец: Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей.
Чтец: Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто Вы?
Все Мы - славяне!
Чтец: Свою статью все пригожие,
Все разные и все погожие,
Зоветесь ныне россияне,
Издревле кто вы?
Все Мы - славяне!
Звучит «Гимн славян»
Ведущий 2: Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Солунские братья - гордость всего славянского мира. Константина - Кирилла Философа и его брата Мефодия часто рисуют в Болгарии идущими по дороге с книгами в руках. Поднятый высоко факел освещает им дорогу. Любят на Балканах такое изображение. По устоявшимся народным представлениям Кирилл и Мефодий - два бриллианта, два сокола, две чистых жизни. В житиях и похвальных словах говорится о том, что солунские братья - "вечный корень, который честен и народен".
И факел истовый славянского письма
Подвалами времён твои сыны сквозь иго
Несли уверенно… И вновь весна!
И древняя зашелестела книга
Ведущий 1: Наша встреча подходит к концу. Очень жаль, что Праздник славянской письменности мы стали отмечать с большим опозданием, потому что в других славянских странах этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по- настоящему празднично. Солунские братья Кирилл и Мефодий - гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди - братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота.
Чтец : Вставай, народ, вздохни всей грудью,
Заре навстречу поспеши.
И Азбукой, тебе подаренной,
Судьбу грядущую пиши.
     Надежда, вера греет души.
Наш путь тернистый – путь вперёд!
Лишь тот народ не погибает,
Где дух Отечества живёт.
 
Чтец: Пройдя под солнцем просвещенья
Из дальней славной старины,
Мы и сейчас, славяне-братья,
Первоучителям верны!
     К апостолам высокославным Любовь святая глубока.
Дела Мефодия, Кирилла
В славянстве будут жить века!
Звучит Российский гимн Кириллу и Мефодию.(Видео)