ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Сегодня к студенту XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен:
уметь самостоятельно приобретать знания;
применять их на практике для решения разнообразных проблем;
работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов.
Специфика работы в колледже заставила пересмотреть свои позиции в обучении учащихся и всё больше задумываться над вопросами: «Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к творчеству? Чему я хочу научить своих учеников?» Эти вопросы я задаю себе постоянно. И в какой бы группе я ни преподавала, ответ всегда неизменен. Я глубоко убеждена в том, что главная цель любого урока – это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность в моём понимании – человек, не боящийся мыслить. И моя задача как преподавателя, сделать все возможное для того, чтобы развить ребенка как личность способную к самообразованию.
Современный урок– это такой урок, когда учащийся под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты и делает выводы. Иными словами, высокая эффективность занятия достигается, как доказывает педагогическая практика, тогда, когда сливаются воедино мыслительная активность и творческая деятельность педагога и учащегося.
Никто не станет отрицать тот факт, что сегодня возрос объем изучаемой информации. В связи, с чем возникает закономерный вопрос: способен ли ребенок запомнить и усвоить весь этот объем?
К тому же, не секрет, что в училище приходят разные ученики: кому-то трудно выступить перед группой, кто-то чересчур разговорчив и всем мешает, отвлекая внимание на себя. Кто-то все усваивает и делает на уроке быстро, а кто-то медлителен. Кому-то достаточно знаний, которые дает учебник, а кому-то требуется дополнительный материал.
И, наконец, стало очевидно, что:
у большинства студентов потерян интерес к учебе;
наблюдается познавательная пассивность;
студенты плохо читают, запоминают;
их внимание не устойчиво;
низок уровень самостоятельности мышления;
не достаточно развиты творческие способности;
снижается грамотность и культура речи учащихся.
Мой опыт направлен на преодоление этих затруднений и поиск путей повышения эффективности обучения.
Одним из основных способов реализации поставленных задач является организация самостоятельной работы обучающихся
Свои уроки я строю так, чтобы каждому ребенку было интересно учиться, чтобы как можно полнее раскрывались его творческие способности, умственный потенциал.
Психологи доказали, что в памяти от услышанного на уроке остается 10% содержания, от воспринятого чтения – 30%, т наблюдения явления или предмета – 50%, а вот практические действия студентов с учебным материалом дают 90%. Из этого следует, что роль преподавателя сегодня сводится к следующему:
- не давать готовых решений, а помочь учащимся в поиске правильных ответов на вопросы;
- создавать ситуации, заставляющие их самостоятельно думать;
- включать в сферу самостоятельной познавательной деятельности учащихся все разнообразие содержащихся в предмете знаний;
- направлять процесс обучения и осуществлять контроль.
Поэтому я и обратилась к теме: «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории как форма организации познавательной деятельности». А слова К. Д. Ушинского, - «Учитель идет в класс не учить детей, а побуждать их к учению», - стали для меня девизом.
Под самостоятельной работой понимается один из видов
деятельности учащихся, осуществляемый на всех видах учебной работы и в часы самостоятельной подготовки вне аудиторных занятий. Самостоятельная работа, на мой взгляд, позволяет:
вести обучение с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учащихся;
осуществлять переход от простых знаний к более сложным;
развивать мышление и творческие способности каждого учащегося;
овладеть определенными познавательными умениями и навыками.
При организации самостоятельной работы можно воспользоваться существующей классификацией её типов и видов:
по форме задания (на узнавание, на воспроизведение, на преобразование, на выбор и творческие);
по оформлению ответов (устно и письменно, схематически и практически);
по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля);
по месту выполнения (на уроке, вне урока);
по охвату учащихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один учащийся).
Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем. Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание.
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке требует определённых условий, обеспечивающих её успешность:
Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.
Наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).
Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.
Соотнесение объёма и сложности работы с темпом его выполнения.
Осознание учеником цели и появление желания к её достижению.
Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели: фронтальная работа (все ребята выполняют одно и то же задание); коллективная деятельность (каждый выполняет какую-то часть общего задания); индивидуальная работа (каждый учащийся выполняет особое задание).
Осознание учащимися результатов своих достижений.
По новым образовательным стандартам самостоятельной работе уделяется большое внимание. Так, например, при освоении профессий НПО технического и социально-экономического профилей в учреждениях НПО история изучается как базовый учебный предмет в объеме 117 часов. Самостоятельной работе обучающихся отводится 58 часов.
Организация самостоятельной  работы учащихся  проводится с целью:
систематизации  и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования общих компетенций.
  В учебном процессе учреждения начального профессионального образования выделяют два вида самостоятельной работы:
аудиторная;
внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на  учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Аудиторной работы: посещение лекций, семинаров; выполнение лабораторных работ и практических работ; контрольных заданий (тестовый контроль; понятийные диктанты, самостоятельные и контрольные работы и пр.); защита рефератов, проектов, посещение консультаций; сдача зачетов и экзаменов и др.
Внеаудиторная  самостоятельная  работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Видами  заданий  для  внеаудиторной  самостоятельной  работы могут быть:
для    овладения    знаниями:    чтение    текста    (учебника, первоисточника,  дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение  структуры  текста;  конспектирование  текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными   документами;   учебно   -   исследовательская   работа; использование аудио- и видеозаписей,  компьютерной техники и Интернета и др.;
для  закрепления  и систематизации знаний:  работа с конспектом (обработка текста);  составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для    систематизации   учебного   материала;   изучение   нормативных материалов;  ответы на контрольные  вопросы;  аналитическая  обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, анализ и др.);  подготовка сообщений к выступлению на семинаре,  конференции; подготовка рефератов, докладов, презентаций составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;
   Виды  заданий  для внеаудиторной самостоятельной работы,  их содержание и характер могут  иметь  вариативный  и  дифференцированный характер,  учитывать  специфику  специальности,  изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности обучающегося.
Во время выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы  и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
Мной был составлен перечень самостоятельной работы для учащихся по истории, обществоведению, праву . Пример соотношения часов аудиторной и внеаудиторной работы на уроках истории из программы по теме «История Казахстана с древнейших времен до конца XVII века»- 22 часа, а самостоятельная работа рассчитана на 13 часов:
Выписать из источников сведения о казахских племенах;
(работа с источником) – расселение казахских племен, показать на контурной карте.
Составить кроссворд «Образование Казахского государства»;
Составить кроссворд «Религия казахов».
Составить сравнительную таблицу – причины образования Казахского ханства
Подготовить устное сообщение по теме «Империя Чингисхана».
Подготовить доклад «Казахские ханы»,
Составить словарь к теме « Законы Жеты жаргы».
Составить таблицу: Внешняя политика Казахского ханства.
Составить тест: «Казахстан в период средневековья».
Подготовить доклад «Тюркский каганат».
Подготовить сообщение, презентация «Великие люди казахского народа».
Создать презентацию по теме «Кочевая культура в XIII-XVII вв.».
  Контроль  результатов  внеаудиторной  самостоятельной работы обучающихся может осуществляться  в  пределах  времени,  отведенного  на обязательные   учебные   занятия   по   дисциплине   и   внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся  по  дисциплине или модулю,  может  проходить  в письменной,  устной или смешанной форме,  с представлением изделия или продукта творческой деятельности обучающегося.  В   качестве   форм   и   методов   контроля   внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося могут быть  использованы  семинарские занятия,  зачеты,  тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др. Например, урок истории по теме «Традиционные общества Востока» планируется мною в форме конференции, в силу объёмности изучаемого материала, который учащиеся готовят заранее (групповая работа с выполнением теоретической и практической части - иллюстративно-доказательный материал). Или урок- семинар по теме «Казахстан в первой четверти 20 века» проводится на основе сообщений из дополнительной литературы по заранее установленным вопросам.
Критериями  оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося являются:
уровень освоения обучающимся учебного материала;
умение   обучающегося  использовать   теоретические   знания   при выполнении практических задач;сформированность общих компетенций;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями.
Успешности и результативности своей работы достигаю за счёт того, что, наряду с традиционными формами проведения уроков, практикую нетрадиционные, при этом учитываю возрастные особенности учащихся
Я убеждена в том, что только самостоятельная работа формирует
необходимые учебные умения, такие как:
конспектировать;
составлять схемы, таблицы, аннотации, планы;
писать доклады, рефераты;
решать творческие задачи;
анализировать, сопоставлять, делать выводы;
давать собственную оценку фактам;
стройно излагать свои мысли.
К тому же, самостоятельная работа является основой большинства современных педагогических технологий и способствует процессу активизации обучения. Решение многих проблем вижу в освоении и применении на своих уроках новых технологий, активизирующих познавательную и творческую деятельность учащихся.