Цикл занятий о птицах Вот какие птички, птички–Невелички.


Цикл занятий о птицах
ЗАНЯТИЕ "Вот какие птички, птички–Невелички".
Цели: Продолжать знакомить с характерными признаками зимы.
Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в зимний период.
Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц.
Воспитывать чувство любви к родной природе.
Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
Воспитывать любознательность, сочувствие.
Развивать интерес к жизни птиц.
Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей.
Развивать речь детей, обогащать их словарь.
Учить понимать образный смысл загадок.
Беседа о птицах (зимой)
Тема: Какие разные птицы (сравнительный рассказ)
Цель: развивать у детей умение составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам.
Ход беседы: 1. Что мы знаем о птицах.
Вопросы: - Чем отличаются птицы от других животных?
- Назовите известных вам птиц.
- Чем питаются?
2. Словесное описание муляжи птицы.
3. Работа по карточкам с изображение птиц.
(Дети сравнивают и находят отличительные особенности и общие черты в строении, расцветке, жилищах, кормах птиц. 4. Отгадывание загадок о птицах.
а )Зимой на ветках яблоки!
Скорее собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это (снегири)!
б ) Без рук, без топоренка построена избенка.(Гнездо)
в ) В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд приятель!»
И ставит подпись…(дятел)
Беседа с использованием моделей (вороны, сороки, синицы, снегири).
Тема: Птицы.
Цель: развивать у детей умение составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; способствовать обогащению и углублению представлений о птицах; воспитывать чувство заботы о птицах.
Ход беседы:
Отгадывание загадок:
Как лисица среди зверей,
Это птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее..(Ворона)

Кто летает , кто стрекочет-
Рассказать нам новость хочет?(Сорока).

Грудка ярче , чем заря У кого..(у снегиря).

Беседа «Что знаем о птицах»
Вопросы: -Как называется птица ?
-Опиши внешний вид .
-Чем питаются?

3. Игра « Птички и кот».
(Дети птички ищут корм, находят, клюют, кот притаился за деревом. По сигналу «Кот» дети разбегаются, а кот пытается их поймать.)
4. Игра-звукоподражание «Кто как кричит?»
Кар-кар(ворона).
Ча-ча(сорока)
Рюм-рюм(снегирь)
Синь-синь(синица).
Игра Собачка и воробьи
(по мотивам белорусской песенки)
Цели: закреплять знания о характерных движениях птиц; учить имитировать их голоса
Материал: эмблемы с изображением воробьев, мягкая игрушка (собачка).
Ход игры
Воспитатель объясняет детям: «Мы все будем воробьями (раздает шапочки птиц). Как поют воробьи? Как скачут? Как клюют? Молодцы! Хорошие воробьи, веселые. А кто будет собачкой? (Ребенок-собачка берет мягкую игрушку, садится в уголок.) Как домик собачки называется? Правильно, будка! Наша собачка сидит в будке. Начинаем играть».
Воспитатель. Скачет, скачет воробей:
Скок-поскок! Скок-поскок! (Дети скачут, кто как может.)
Кличет маленьких детей:
«Чив! Чив! Чив! Чив! Чив! Чив!» (Дети повторяют: «Чив! Чив! Чив!») Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою: «Чик-чирик! Чик-чирик!» (Дети повторяют: «Чик-чирик!»)
Воспитатель говорит: «Вдруг собачка прибежала, на воробьев залаяла громко-громко». Ребенок («собачка») выбегает и громко лает: «Ав-ав!» «Воробьи» разлетаются в разные стороны.
Игра повторяется по желанию детей 2-3 раза.
Младшая группа – “Птицы зимой”
Подвижные игры:
“Совушка”.
“Птички и птенчики”.
Рисование “Птицы – наши друзья”.
Конструирование и изготовление кормушек
Папки-передвижки: “Покормите птиц зимой”.
Праздник “День птиц”.
Выставка рисунков и поделок “Наши пернатые друзья” ( совместно с родителями)
Занятие «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ»
Ход:
Организационный момент
(создание психологической комфортности на занятии).
Добрый день, ребята. Я очень рада видеть вас и наших гостей.
Работа по теме.
В.: Ребята, о чём мы с вами будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку:
Кто рисует на снегу
Длинные цепочки.
Кто расставил на бегу
Крестики и точки. (Птицы)
В.: Ребята, для чего нужны птицы?
Сейчас я вам расскажу. Они создают красоту природы, являются санитарами леса…
А что случится, если птиц вдруг не станет?
На огородах и в садах ничего не будет. Гусеницы и жуки съедят все фрукты и овощи.
И это только начало. Расплодятся вредные насекомые и грызуны, опустошат наши поля, леса, сады, огороды. Гусеницы, короеды погубят леса. Некому будет разносить по лесам семена ягод, трав и цветов, желуди, орехи. Не сложат о птицах новых стихов и песен, пословиц и поговорок, не сочинят сказок. Не будет слышно пение птиц.
А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать чудесное птичье пение?
Д.: Нет
В.: Почему?
Д.: Холодно. Вся земля покрыта снегом. Птицам негде взять корм.
В.: Когда поют птицы?
Д.: Когда им тепло, они сыты.
В.: Как живется птицам зимой? (Голодно птицам; насекомые спят; плоды, ягоды, семена трав под снегом. Мало находят птицы корма.)Загадки.
В.: Как называют птиц остающихся с нами зимовать?
Д.: Зимующие птицы.
В.: Маленький мальчишка,
В сером армячишке,
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
В полях кочует – пшено ворует. Кто это? (Воробей)
В.: Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая.
Чёрненькая шапочка
И полоска галстучка. (Синица)
В.: А у нас синичка плачет.
Ну, морозы! Ну, морозы!
Нос наружу ой, ой, ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
И голодная я, Тихо плачу у окна:
«Негде греться и кормиться
Ни козявки, ни зерна
День дымится морозной далью
Ночи снежны и темны,
Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны!
В.: В суровые зимы из 10 синиц выживает одна, 9 синиц погибают. Вам их жалко?
Д.: Ответы детей.
В.: Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?
Д.: Люди.
В.: Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить, дорог каждый час.
А мы как можем помочь птицам?
Д.: Кормушки повесить на дерево. Кормить птиц.
В.: Ребята, а вы знаете, какой корм любят зимующие птицы?
Д.: Семечки, зерно, хлеб…
Показываю корма и рассказываю о них:
В.: Семена подсолнечника едят почти все птицы.
Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы.
Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.
Пшено – любимая еда воробьев.
Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
Сырое (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, и дятлов.
Сырое мясо – хорошая пища для синиц, а так же для ворон, галок и сорок.
Сало и мясо подвешивают на ниточках.
Ребята, вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы?
Д.: Да
Зимой птицы становятся менее разборчивы к еде и едят почти все. Поэтому можно кормить и остатками пищи со стола.
Всякая птица своим носом сыта.
Птица по зернышку клюет, да сыта живет.
Физминутка
Игра Собачка и воробьи
В.: Воспитатель выбирает ребенка, который будет собачкой и надевает шапочку с изображением собачки. Остальные дети надевают шапочки с изображением воробышка. Взрослый произносит слова текста, дети выполняют соответствующие движения.
Скачет, скачет воробей. Скок-поскок! Скок-поскок!
(Садятся на корточки, прыгают, как воробьи).
Кличет маленьких детей: «Чив-чив-чив! Чив-чив-чив! »
(Повторяют: «Чив-чив-чив», «летают» по группе).Киньте крошек воробью.
Я вам песенку спою: «Чик-чирик! Чик-чирик! »
(Повторяют: «Чик-чирик! »,
«Клюют зернышки» (пальчиком ударяют по ладошке).
Вдруг собачка выбегает и воробышков пугает.
(«Собачка» выбегает и "лает", "воробьи" разлетаются в разные стороны).
В.: Молодцы, ребята! А сейчас я вам предлагаю подумать, какие правила надо соблюдать, чтобы кормить птиц зимой.
Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, в одно и то же время. Птицы будут сами прилетать к этому времени.
Корма класть немного.
Ребята, возьмите «Воробышков» и посадите на свою кормушку.
Чем вы будете их кормить?
Ответы детей
Дети выбирают птиц, сажают на свою кормушку и рассказывают каким кормом будут кормить. (Синицу - салом, снегиря - ягодами рябины, воробья, голубя - хлебными крошками и зернышками) .Насыпают корм.
В.: Зимой подкормка птиц - самый эффективный способ помочь пернатым. Пернатые довольно успешно могут прожить зимой, но только если вокруг много корма. Ваша кормушка может спасти жизнь многим птицам.
А вот наша птичья столовая.
(Рассматривание кормушек.)
В.: Ребята, послушайте стихотворение Яшина «Покормите птиц зимой».
Покормите птиц зимой-
И со всех концов
К Вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не весомы их корма:
Горсть зерна нужна.
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
Знаю, в Вашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми...
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну,
Приучите птиц в мороз
К своему окну!
У нас есть дерево на участке, куда можно повесить кормушку?
Думаю, птицы будут рады такой столовой.
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки,
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья,
И пропоют, чирикая:
“Спасибо вам великое! ”
ИТОГ
Фонограмма записи голосов птиц.
В.: Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода. Я считаю, что вы теперь станете добрее и бережнее относиться ко всему живому.
Самое главное, охрана нашей природы – это наша забота. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко в небо, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни.
Прогулка.
Воспитатель подходит к дереву вешает кормушку, читает:
«Как дружно клюют воробьи и синицы,
Воробушкам тоже есть, чем поживать.
Когда на кормушку садиться вдруг галка,
То, быстро вспорхнув, улетает вся стайка.
Но только покинет домик она,
Как вновь мелких пташек кормушка полна.
Щебечут, чирикают между собой.
Наевшись, садятся на ветки гурьбой.
Зимой очень трудно найти им еду.
Нам надо помочь не попасть им в беду.
Поэтому птичкам поможем мы выжить,
Чтоб летом в лесу щебетанье их слышать».
Дети выбирают своё дерево, вешают кормушки с помощью воспитателя.
Игры на прогулке
«Вороны и воробьи».
На расстоянии 1 – 1, 5 метра чертятся две параллельные линии. От них отмеряется еще 4 – 5 метров и прочерчиваются еще по линии. Первые две линии – это линии старта, вторые – «домики». Команды выстраиваются спиной друг к другу около первых линий, т. е. на расстоянии 1 – 1, 5 метра. Команд две, одна из них называется «воробьи», а вторая – «вороны». Ведущий встает между командами и называет слова: воробьи или вороны. Если ведущий сказал «вороны», то вороны догоняют воробьев, которые пытаются убежать за вторую линии, то есть спрятаться в «дом». Все пойманные воробьи становятся воронами. Если ведущий говорит «воробьи», то воробьи бегут и ловят ворон. Игра может продолжаться до тех пор, пока в одной команде не останется играющих. Или игра идет определенное количество раз, и тогда побеждает команда, в которой окажется больше играющих.
«Птицелов».
Для этой игры понадобится толстая веревка, на конце которой завязан узел. С помощью считалки выбирается водящий – «птицелов». Он крутит веревку примерно на уровне колен, то ускоряя, то замедляя вращение, стараясь задеть кого-нибудь из играющих – «птичек». Птички же стараются перепрыгнуть через веревку, не поддаваясь на уловки птицелова. Пойманная «птичка» водит в следующем туре.
«Ворона».
В промежутках между играми на выносливость играющим предлагается изобразить ворону, резкими сильными движениями поднимая прямые руки вверх через стороны и опуская их вниз, как бы стараясь оторваться от земли. Выигрывает тот, кому удастся взлететь.
«Что ни шаг, то птица».
Все играющие встают в линию и начинают по одному, по порядку называть птиц, делая одновременно с этим один шаг вперед. Названия птиц не должны повторяться. Тот, кто не может больше назвать птицу, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто вспомнит больше названий птиц и сделает больше шагов, чем все остальные.