Конспект открытого урока Почему дети похожи на родителей ( 5 класс)


УМК: Введенский Э.Л., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Э.Л.Введенский, А.А.Плешаков. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 128 с.: ил. – (Инновационная школа).
Тема урока: Многообразие организмов: Почему дети похожи на родителей.
Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов
Задачи урока:
Образовательные: дать учащимся первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи;
Воспитательные: продолжить работу по формированию познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; совершенствовать навыки общения.
Развивающие: продолжить процесс формирования средствами учебного предмета умений работать с различными источниками информации; анализировать, оценивать, преобразовывать ее из одной формы в другую; формирование критического мышления.
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам
Форма урока: комбинированный
Методы обучения: проблемная ситуация, репродуктивные, частично-поисковые, иллюстративные.
Технология: здоровьесберегающая технология.
Приемы: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Основные понятия и термины: ген, наследственность, нуклеиновая кислота, наследственная программа
Межпредметные связи: окружающий мир, литература
Необходимое техническое и программное обеспечение:
рабочие места учеников,
учебник,
наглядные пособия: фотографии животных с потомством, фотографии семьи людей
компьютер,
мультимедийная установка,
интерактивное учебное пособие,
карточки с заданиями,
рабочая тетрадь.
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
Предметные:
уметь работать с ресурсами;
формировать умение понимать смысл биологических терминов: ген, наследственность, нуклеиновая кислота, наследственная программа.
МетапредметныеПознавательные УУД:
– формировать умение анализировать, сравнивать обобщать факты, выявлять причины и следствия простых явлений; – формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Регулятивные УУД:
– выполнять учебные задания в соответствии с целью; – соотносить приобретенные знания с реальной жизнью; – формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);– формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;– формировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.Коммуникативные УУД:
– формулировать высказывание, мнение; – умение обосновывать, отстаивать свое мнение; – формировать умение слушать и понимать речь других людей;– грамотно использовать речевые средства для представления результата.
ХОД УРОКА
№ Название  этапа Деятельность  учителя Деятельность  учеников Формируемые УУД
1 Организация начала урока Приветствие учителя, положительный настрой на работу и сотрудничество. Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;Личностные: мотивация учения.
2 Проверка и контроль д/з(Презентация, слайд 1)
– Ребята, некоторые из вас уже увидели у себя на рабочем месте карточки с заданием (Приложение 1). Подпишите их. Заполните пробелы.
– Поменяйте с соседом по парте карточками. Проверьте, используя слайд, и оцените друг друга. (слайд 2)– назовите количество правильных ответов и оценку. Поднимите руку кто получил «5», «4», «3», «2».
– Сдайте эти карточки.Задание: Проверьте свои знания, используя мельтимедийное приложение – параграф 12 «Жизнь продолжается», тест. Вызываю одного ученика в качестве «технического специалиста», провожу фронтальный опрос, «технический специалист» в это время отмечает правильные ответы в компьютерном приложении. Время 5 минут.
– Поменяйте с соседом по парте карточками. Проверьте, используя слайд, и оцените друг друга. (слайд 2)– назовите количество правильных ответов и оценку.
(Презентация, слайд 1)
– На последних двух уроках какое свойство живых систем мы рассматривали?– Что такое размножение?
– Какие два типа размножения мы изучили?
– Назовите способы бесполого размножения.
 
Выполняют задание.
Отвечают, анализируют свои ошибки.
Отвечают.Проверяют, оценивают.
Поднимают руки.
Отвечают на вопросы теста.
– Размножение.
– Воспроизведение себе подобных.– Бесполое и половое.
– Деление, споровое и вегетативное. Регулятивные: контроль и оценка процессов и результатов деятельности.
3 Актуализация знаний (слайд 3)          – Посмотрите внимательно на картинки слайда и опишите, что вы видите.– Кто изображен на картинках? что между ними общего? Как вы думаете, кем они друг другу приходятся?– Давайте сформулируем тему урока.  (слайд 4)– Предположите цель и задачи урока.  
– Они похожи.
– Дети и родители. 
– Дети похожи на родителей.
– Формулируют. Познавательные: анализ собственных знаний; самостоятельное выделение и формулирование; познавательной цели.Личностные: использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.
4 Совместное открытие знаний – В ходе наших размышлений, мы будем составлять схему на доске и в тетради.– После чего развивается новый организм?
– Назовите их.
– Используя ваши модели клеток, назовите основные части.
– Назовите функцию ядра.
– Назовите части женской половой клетки.– Назовите части мужской половой клетки.
– Без какой части клетки новый организм не образуется?
– Почему? – Давайте отвлечемся от биологии и поговорим об информатике. – Что вам нужно, чтобы создать презентацию, напечатать текст, сделать рисунок, видео–ролик, мультфильм и т.д.– В ядрах половых клеток записана наследственная программа.– Как вы думаете какова ее форма?– Давайте посмотрим в учебнике на стр. 48 рисунок 35.– Нуклеиновые кислоты. Длинные цепочки, спирали.– Отдельные участки этих цепочек называют генами.ЗАПИСЬ СХЕМЫ НА ДОСКЕ И В ТЕТРАДИПоловые клетки – ядро – наследственная программа – нуклеиновые кислоты – гены – После слияния половых клеток.
– Яйцеклетка и сперматозоид.
– Оболочка, цитоплазма, ядро.
– Хранение и передача наследственной информации.
– Оболочка, цитоплазма, запас питательных элементов, ядро.– Оболочка, цитоплазма, ядро, жгутик.
– Ядро.
– Высказывают свои предположения.
– Необходима определенная программа. 
– Высказывают свои предположения.– Смотрят рисунок в учебнике. Познавательные: умение строить речевое высказывание в устной форме; структурирование знаний; способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.).Регулятивные: целеполагание;Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении вопроса; учитывать позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; адекватно передавать информацию; отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.
5 Первичное закрепление знаний
Физкультминутка (слайд 5)– Учебник стр.48 рубрика «Подумайте!»– Почему ребенок похож и на маму и на папу?
– Просмотрев и прослушав внимательно на диске презентацию «Наследственность», назовите свойство организмов, при котором передаются потомству свои признаки.  – Запишите определение в тетрадь. (слайд 6)– Как называется наука о наследственности?– Как работают гены? – просмотр рубрики «Это интересно» презентация на диске.Работа в группах.
- Физкультминутка
Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу,
Вправо, влево повернемся
И кивнем затем по кругу.
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки.
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь науки.
-Ребята, давайте разделимся на группы по 4 человека в каждой. Вспомните, пожалуйста, правила работы в группах.
- Для каждой группы я приготовила пример из жизни, в котором правило наследственности либо соблюдается, либо нет. Ваша задача найти эти правила (или найти ошибку) и защитить свое мнение.(4 минуты) – Ответ 2.
– Отвечают. (принимают участие и мужская и женская половые клетки)
– Наследственность.  (работа с интерактивным приложением)
– Записывают.
– Генетика.
- Читают памятки «Правила работы в группе»
Работают с карточками. Познавательные: формирование интереса к данной теме; поиск и выделение необходимой информации.Регулятивные: контроль полученного результата;Личностные: формирование готовности к самообразованию; формирование личного, эмоционального отношения к себе и к окружающему миру; формирование желания выполнять учебные действия; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.Коммуникативные: умение оформлять мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю).
6 Первичное усвоение нового учебного материала (применение знаний в условиях выполнения учебных заданий). – Отвечаете на вопросы теста (диск). Время 3 мин.РЕЗЕРВ: выполни задание «Верно или неверно?»    (диск) – Работа с интерактивным приложением.
– Выполняют задание. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.Регулятивные: контроль и оценка в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
7 Итоги урока – Давайте вспомним новые термины, понятия мы сегодня изучили?
– Достигли ли мы цели и задач урока? На все поставленные вопросы ответили? (слайд 7) – Наследственность, ген, наследственная программа, нуклеиновые кислоты.
– Да, анализируют. Регулятивные: умение соотносить полученный результат с поставленной целью.Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
8 Рефлексия деятельности Ребята,давайте с Вами подведем итог сегодняшней работы на уроке
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
С помощью жестов изобразите рефлексию – как вы поработали сегодня на уроке. Показывают ( «5» или все отлично, супер – аплодисменты; «4» или все хорошо – большой палец руки вверх; «3» или есть НО, что-то осталось непонятным – большой палец руки вниз; «2» или все плохо – кулак) Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;Регулятивные: умение соотносить полученный результат с поставленной целью;Личностные: оценка результатов учебной деятельности, формирование потребности в самореализации;Коммуникативные: умение точно выражать свое мнение, свою точку зрения.
9 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (слайд 9) Параграф 13; на стр.49 в рубрике «Задания» №2 письменно в тетради. – Записывают в дневники.  
РЕСУРСЫ:
Введенский Э.Л., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений:/ Э.Л.Введенский, А.А.Плешаков. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 128 с.: ил. – ( Инновационная школа).
Марина А.В. Методические рекомендации к учебнику Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «Биология. Введение в биологию», 5 класс. Линия «Вектор» / авт.-сост. А.В.Марина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 120 с. - (ФГОС. Инновационная школа).Мультимедийное приложение к учебнику Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «Биология. Введение в биологию», 5 класс. . – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – (ФГОС. Инновационная школа).Новикова С.Н., Романова Н.И. Рабочая тетрадь к учебнику Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «Биология. Введение в биологию», 5 класс. Линия «Вектор» / С.Н.Новикова, Н.И.Романова. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 48 с. - (ФГОС. Инновационная школа).